Курсовая с практикой на тему Политические реформы в дискурсе Американо-Китайских отношений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Отношения США и Китая в историческом контексте 7
1.1. Американо-китайские отношения в XX веке 7
1.2. Взаимоотношения Китая и США в начале XXI века 10
Глава 2. Американо-китайская экономическая и политическая конфронтация 13
2.1. Военно-политическое соперничество Китая и США в АТР на современном этапе 13
2.2. Американо-китайские экономические отношения 20
Заключение 25
Список литературы 27
Введение:
Актуальность темы. Темпы роста китайской экономики позволяют прогнозировать тот факт, что экономическая экспансия Китая в ближайшее десятилетие будет расширяться, что неизменно вызывает обеспокоенность США, которые хотят сохранить свои рынки сбыта. Конкуренция США и Китая в экономической сфере выливается и в политическое противостояние, т.к. США пытаются использовать политические рычаги для сдерживания Китая. По прогнозам аналитиков, через 20 лет Китай станет первой экономикой мира, поэтому США считают свой стратегической целью ослабить потенциального конкурента и не допустить его доминирования в мировой экономике.
Степень изученности проблемы. Американо-китайские экономические отношения на современном этапе вызывают большой интерес как у американских и китайских исследователей, так и у российских экономистов и политологов.
Американские авторы Н. Фергюсон , Э. Голдстейн , Э. Крепиневича , Д. Шамбо отмечают, что Китай стал главным конкурентом США в мировой экономике, они обращают внимание на тот факт, что Вашингтон должен принять немедленные меры, чтобы не утратить позицию мирового лидера.
Китайский исследователь Минсин Пэй в своей работе «Как Китай и Америка видят друг друга» отмечает, что напряженность в отношении двух стран вполне закономерна, как соперничество двух экономических гигантов, каждый из которых претендует на мировое лидерство.
Значительный интерес данная проблематика вызывает и у российских ученых. Н.А. Шибанова и Р.В. Пеньковцев отмечают противоречивость характера американо-китайских отношений в сфере финансов и экономики. Они подчеркивают, что до изменения политики Д.Трампа в отношении Китая, этим государствам удавалось «Поддерживать сложный баланс между конкуренцией и сотрудничеством в экономической сфере» .
Портанский А.П. в своей статье «Сложившиеся правила и принципы мировой торговли» анализирует последствия протекционизма Трампа в торговле с Китаем. Автор подвергает сомнению правомерность действий Вашингтона, отмечая, что «внутренние законы США не должны противоречить обязательствам в рамках ВТО» . А.П. Портанский подчеркивает, что в ближайшее время двусторонние отношения между странами вряд ли стабилизируются, поскольку существуют разногласия по целому ряду вопросов.
Заключение:
Ключевую роль в международно-политическом развитии современного мира играют центры силы, прежде всего США и Китай.
От внешнеполитического позиционирования и характера взаимодействия этих государств в существенной степени зависят перспективы мирового развития и будущая конфигурация системы международных отношений – полицентризм или новая биполярность с Соединенными Штатами и Китаем в качестве главных центров притяжения других государств.
Важнейшей особенностью мирового развития является обострение соперничества ведущих центров силы современного мира – США, Китая и России, по своей сути представляющего собой глобальный геополитический конфликт, в котором США, стремясь сохранить лидерские позиции, объективно выступают за консервацию своего привилегированного положения, а их соперники – Китай и Россия заинтересованы в трансформации существующего мироустройства в полицентрический миропорядок. Растущая напряженность в отношениях этих государств повышает риск глобального военного столкновения.
В последнее время обострение конфликта интересов США и Китая находит выражение в беспрецедентной торговой войне. Американские официальные лица настаивают на сокращении внешнеторгового дефицита, уменьшении роли китайских госкомпаний в хозяйстве страны, на разрешении американским фирмам владеть контрольным пакетом акций китайских компаний и т.д. Они отвергают требования Китая к западным компаниям из ведущих технологических отраслей создавать предприятия с китайскими фирмами, расценивая их как посягательство на интеллектуальную собственность. Условия торговли с Китаем рассматриваются в США не просто как экономический вопрос, а как фактор, оказывающий влияние на военный баланс.
При сохранении общих ориентиров в военно-политической области кардинальные изменения в региональной стратегии США при Д. Трампе проявились в экономической политике. Акцент при Д. Трампе делается на отказе от многосторонних форм экономической интеграции, пересмотре действующих двусторонних торговых соглашений с региональными партнерами, поиске противовеса китайской инициативе «Пояс и путь» и оказании давления на Пекин с целью заставить его изменить торгово-экономическую политику.
Такие внешнеполитические установки Д. Трампа не могли не сказаться на отношениях США с Китаем. Сильнейшее обострение американо-китайских противоречий проявилось в 2018 г., в то время как в 2017 г. стабилизирующее влияние на американо-китайские отношения оказывала северокорейская ядерная проблема и заинтересованность Д. Трампа в привлечении Пекина к сотрудничеству в этом вопросе. Американо-китайские противоречия в регионе в 2017-2018 гг. обострились и концентрировались преимущественно вокруг вопросов свободы судоходства в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, милитаризации Китаем искусственных островов в Южно-Китайском море и вокруг тайваньской проблемы. Есть основания ожидать дальнейшее углубление американо-китайских противоречий по указанным вопросам, но вместе с тем будет развиваться и другая тенденция – на фоне обострения отношений с Вашингтоном Пекин может проявить возросшую заинтересованность в сближении со странами региона в целях недопущения формирования «единого фронта» против Китая или маргинализации Китая.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Отношения США и Китая в историческом контексте
1.1. Американо-китайские отношения в XX веке
Основания для напряженных отношений между США и Китаем сложились еще до завершения гражданской войны в Китае. Причиной этого стала поддержка США Гоминьдана, а также содействие США в развитии Японии, оказание ими военной помощи (и Франции – в Индокитае), а также участие в Корейской войне на стороне Южной Кореи. Последующие годы также не создавали предпосылок для улучшения отношений между США и сформировавшейся в 1949 году Китайской Народной Республикой. Во многом это стало следствием усиления политики сдерживания Китая. На протяжении следующих десятилетий США умело пользовались возникшими противоречиями между КНР и Тайванем, Тибетом и Индией, чтобы ставить КПК палки в колеса .
Первой попыткой налаживания отношений между США и КНР стал исторический визит Ричарда Никсона, первого американского президента, посетившего КНР. Он состоялся в 1972 году и ознаменовал собой начало установления дипломатических отношений между двумя странами. На встрече с Мао, Никсон выразил надежду на мирное соразвитие: «Несмотря на наши разногласия, мы можем найти общий язык, чтобы построить мировую структуру, в которой нам обоим можно будет безопасно идти по нашим собственным путям развития» . В Шанхайском коммюнике 1972 года стороны закрепили статус Тайваня как провинции КНР. Полноценное установление отношений завершилось в 1979 с подписанием так называемого «Китайско-американского коммюнике об установлении дипломатических отношений». В «Законе об отношениях с Тайванем» принятом Конгрессом США, Вашингтон, тем не менее, полностью не отказывались от двусторонней торговли с Тайванем и поставок ему оружия, несмотря на всю риторику мирного урегулирования Тайваньского вопроса. Это стало ложкой дегтя для китайского руководства, которое было вынуждено временно закрыть на это глаза, из-за продолжающихся трений с Вьетнамом, равно как и из-за Советско-афганской войны, а также в угоду все более растущих экономических связей с Вашингтоном .
На начальном этапе установления отношений основой сближения стали общие интересы в сфере безопасности и военное сотрудничество, главным образом направленное против СССР, а неразрешенный Тайваньский вопрос оставался фактором постоянной напряженности между странами .
Вторым поворотным моментом в отношениях США и КНР стало окончание Холодной войны. «Оттепель» в отношениях между СССР и Китаем изменила стратегическую направленность дальнейшего развития американо-китайских отношений. Исчез главный фактор для отношений стран друг с другом – угроза Советского Союза. События на площади Тяньаньмэнь, массовое убийство и последующие репрессии, вызвали сильный резонанс и негативную реакцию на Западе, обратив внимание общественности на серьезные проблемы с соблюдением прав человека, свободы и демократии в КНР .
В годы президентства Б. Клинтона усилилось давление Соединенных Штатов на Китай по вопросам прав человека и регулярным нарушениям Китаем прав интеллектуальной собственности. Примечательно то обстоятельство, что китайская сторона закрыла глаза на появление открытых трений в отношениях с США из-за Тайваня, так как остро нуждалась в американских технологиях и дальнейшем развитии торговых отношений. В 1999 году США добились включения Китая в ВТО, питая надежды относительно смены режима в Китае вследствие демократизации страны по мере ее вовлечения в либеральный миропорядок и институты свободной торговли .