Курсовая с практикой на тему Политическая метафора в сми ( на примере изданий Новая газета, Российская газета)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие «метафора» и механизм ее рождения в политическом дискурсе 5
1.1. Понятия «метафора» и «политическая метафора» 5
1.2. Классификация метафор: 9
семантическая, структурная, функциональная 9
Глава 2. Политическая метафора в современных СМИ 14
2.1. Политические метафоры в интернет-издании «Российская газета» 14
2.2. Использование метафор в интернет-издании «Новая газета» 19
2.3. Сравнительный анализ использования политических метафор в языке «НГ» и «РГ» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Приложение 34
Введение:
Актуальность. Метафора как изобразительно-выразительное средство языка многими учеными считается самым главным тропом, при этом само это слово иногда употребляется как синоним образности речи, как указание на то, что слова действуют здесь не в прямом, а в переносном значении. Метафорам в лингвистике посвящено множество исследований таких авторов, как Арнольд И. В., Арутюновой Н. Д., Баранова А. Н., Бахтина ?, Блэка М., Виноградова В. В., Никитина М. В., Вовка В. Н. Изучение метафоры стало одним из важнейших направлений современной когнитивной лингвистики (Дж. Лакофф, М. Джонсон, Н. Д. Арутюнова, А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова и др.) , которая рассматривает данный троп как «инструмент анализа состояния общественного сознания» . Изучение метафорических моделей в политическом дискурсе позволяет выявить общие характеристики отношения кого/чего? к действительности, к социальным и культурным феноменам.
Актуальность нашей работы исследования определяется не только собственно лингвистическими потребностями, но представляет собой междисциплинарную (лингвистика, социология, психология, политология) проблему.
Методологическую базу нашего исследования составили: словарь-справочник лингвистических терминов Д. Э.Розенталя, М.А. Теленковой как источник по которому мы дали определения метафоры, исследование А. П. Чудинова «Россия в метафорическом зеркале», из которого мы взяли определение политической метафоры, монография В. П. Москвина «Русская метафора», в которой представлена комплексная характеристика метафоры как сложнейшего явления лексической семантики, разработаны общая и частные классификации, решен ряд спорных вопросов, связанных с теорией метафоры; критически проанализированы основные концепции и теории, объясняющие данный феномен.
Цель работы. В данной работе мы ставим своей целью изучить функционирование политической метафоры в интернет-версиях таких современных изданий, как «Новая газета» и «Российская газета».
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
— изучить понятия «метафора», «политическая метафора»;
— рассмотреть тексты указанных изданий с точки зрения специфики использованных в них метафор и выявить, каким метафорам отдает предпочтение то или иное издание;
— проанализировать, как использование метафор связано с позициюей конкретного издания по тем или иным вопросам внутренней и внешней политики.
Объектом для данного исследования послужили публикации в интернет-версиях таких изданий, как «Новая газета» и «Российская газета»,
Предметом исследования являются отобранные нами примеры — частные случаи использования метафор в публикациях указанных изданий.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из двух и трех параграфов соответственно, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В ходе анализа примеров употребления метафоры в политическом дискурсе, избрав в качестве объекта исследования публикации в интернет-изданиях «Российская газета» и «Новая газета», мы выяснили, что данный троп используется прежде всего для создания у читателя образного представления о той или иной ситуации, участниках тех или иных событий, что, в свою очередь, приводит к более глубокому и полному пониманию авторского замысла. Индивидуальная авторская метафора всегда содержит высокую степень художественной информативности, так как выводит слово (и предмет) из автоматизма восприятия, а без метафорической насыщенности текста невозможно создание ассоциативных образов у читателя, без чего, в свою очередь, невозможно достичь полного понимания смыслов текста.
Метафора отличается особой экспрессивностью, поскольку обладает неограниченными возможностями в сближении, неожиданном уподоблении в рамках одного контекста разноплановых явлений, предметов, событий, нередко по существу по-новому их осмысливая.
Для создания действенной политической метафоры журналисту требуется быть в курсе современных социологических исследований, политической и экономической ситуации, иметь представление о субкультуре своих читателей, их уровне жизни. В противном случае она не будет эффективна: метафорический образ отражает бессознательное мировосприятие социума, формирующееся под влиянием национальных традиций и «духа времени».
Как и другие технологии вербального воздействия, политическая метафора становится всё более управляемым явлением. Повышается и эффективность её применения: политическая метафора чутко реагирует на события в стране и на языковую моду, а ее ярко выраженная эмоциональная окрашенность обеспечивает высокую степень речевого воздействия на адресата.
При этом в ходе проведенного исследования мы выявили различия в использовании метафор в таких интернет-изданиях, как «Новая газета» и «Российская газета».
Если в «Российской газете» объектами метафорирования становятся, преимущественно, субъекты международной политики, международные события, то «Новая газета» ориентирована главным образом на внутреннюю повестку. В то же время тематические группы метафор в обоих изданиях пересекаются. Так, общей для них является группа экономических метафор, а также метафор, относящихся к категориям «человеческий организм и то, что с ним связано», «природные явления», «зрелищность и публичность мероприятий».
Поскольку целью прогосударственной «Российской газеты» является формирование общественного отношения к государству как некому общему дому, в издании используются метафоры, связанные с домом, семьей и т.п. Подобного рода метафоры отсутствуют в наших примерах из «Новой газеты», где, в свою очередь, используются метафоры категории «мифология», привлекающие внимание своим нестандартным и не обычным для современной информационной картины мира обликом.
Подводя итог проведенному исследованию, отметим также преобладание негативной эмоциональной окраски политических метафор в «Новой газете» вследствие ее оппозиционной направленности. В «Российской газете» соотношение позитивной и негативной окраски политических метафор пропорционально: данное издание не только обличает оппозицию, но и пытается формировать позитивный облик государства.
Выявленные нами тенденции в использовании политической метафоры как изобразительно-выразительного средства, широко используемого в текстах СМИ, позволяет предположить, что тенденции эти характерны для оппозиционных и проправительственных изданий в целом.
Фрагмент текста работы:
Первоначально метафора представляла собой риторическую фигуру, троп, и выполняла лишь эстетическую функцию, т.е. служила способом усиления образности языка, выступала в качестве украшения речи. В связи с этим в эпоху античности метафора рассматривалась лишь в контексте риторики и поэтики. Основные принципы теории метафоры были изложены Аристотелем в трактате «Поэтика». Аристотель понимал метафору как перенесение значения слов на основе принципа сходства или подобия: «Метафора – это несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, с вида на род, или с вида на вид или по аналогии» . При этом метафора выступала лишь в качестве формы языка, лишенная содержания, т. е. семантического значения.
Такая концепция метафоры доминировала на протяжении долгого времени. Однако уже у Руссо, а именно в работе “Опыт о происхождении языков”, метафора как троп представляет собой отражение первоначального, непосредственного, чувственного постижения мира. Язык, по мнению Руссо, является изначально метафоричным, а первый язык был образным. Так понимание метафоры философами Нового времени наполняется новым смыслом: метафора теперь уже не просто средство украшения речи, она тесно связана с природой языка .
Д. И. Розенталь определяет метафору как слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов либо явлений в каком-либо отношении. При этом он подчёркивает, что метафора (скрытое сравнение) — одна из наиболее распространённых разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора может быть простой и развёрнутой, т.е. содержит только то, с чем сравнивается, пример: «Не жаль души сиреневую цветь»; «В саду горит костер рябины красной» Подобно сравнению, она может быть построенной на различных ассоциациях по сходству. Ассоциируя две различные категории объектов, метафора семантически двойственна.(Вьюга злится, вьюга плачет) В образовании и, соответственно, анализе метафоры участвуют четыре компонента: основной и вспомогательный субъекты метафоры, к которым применяются парные термины буквальная рамка и метафорический фокус, тема и «контейнер», референт и коррелят, и соотносимые свойства каждого объекта или новых объектов. Эти компоненты не полностью представлены в структуре метафоры, в частности, остаются необозначенными свойства основного субъекта метафоры, составляющие ее семантику. Вследствие этого метафора допускает разные толкования. Метафора представляет собой сложный знак, имеющий ряд структурных особенностей и специфических черт содержательной стороны, а также выполняющий в языке определенные функции. Но,
По мысли Н. Д. Арутюновой, основное назначение метафоры состоит не в том, чтобы сообщить информацию, а в том, чтобы вызвать представление о ней. Информационное воздействие языка на человека очень велико. Оно носит положительный или отрицательный заряд в зависимости от целевой установки.
Выбор языковых средств в масс-медийном дискурсе, как правило, связан с оценкой, имеющей целью воздействие на адресата, с системой ценностной ориентации, когда на первый план выступают концептуальные, образные и эмоциональные характеристики. Одним из наиболее ярких языковых средств оценки являются тропы, и в первую очередь политическая метафора.