Курсовая с практикой на тему Полисная организация общества и политической жизни на примере древнегреческих государств
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА
1. ИСТОКИ ПОЛИСА7
ГЛАВА
2. ПОЛИСНАЯ ДЕМОКРАТИЯ.16
ГЛАВА 3. КРИЗИС ПОЛИСНОЙ СИСТЕМЫ И ЕГО
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ25
Введение:
общемировому опыту политической жизни.
Современное общество интенсивно трансформируется
в смысле возникновения новых форм общественно-политического бытия.
И здесь институциональный аспект
общественно-политических отношений имеет первейшее значение.
Почему?
Потому что эти отношения должны быть легитимными
– принятыми и признаннями, как
обществом в целом, так и отдельными личностями и социальными группами.
Роль институтов политических и социальных
— в жизни организованного общества — была и остаётся достаточно влиятельной во
все исторические эпохи, и этим объясняется то, что современные подходы к жизни
политики в обществе, в решающей степени формируются под влиянием
институционализма. В свою очередь, институциональные критерии
базируются на понимании конкретно-исторических условий развития и существования
государства; на следовании традициям, идеям; на обращении к рецепции
относительно духовного мира общества; на системе ценностных представлений, в
первую очередь, традиционного характера.
Здесь есть принципиальный вопрос –
соотношение традиционного общества и «нового», открытого. Как раз, «полис»
считается традиционным архаическим обществом. Это общество закрытого типа,
которое, до поры, до времени, обеспечивало себе стабильное существование. Тут наша
актуальность состоит в понимании его прочности и влиятельности – с I-го
тысячелетия до нашей эры.
В эпоху Рима это общество
трансформировалось, поглощённое империей. А уже его основы составили — в Новое
Время — целый исторический и духовно-политический комплекс.
В эпоху Просвещения проблема политической свободы
и ответственности граждан перед обществом — в рамках государства, стала
первоочередной.
В любую историческую эпоху, наряду с
возникновением института государства, происходит объективно обусловленный
процесс институционального его оформления, — как характерных черт, так и
особенностей отдельных институтов.
Исторический аспект исследования
институционализации государства, его институтов, политики, дипломатии, и т.д., предполагает
выявление способов достижения тех или иных общественных результатов.
Это есть формализованный и упорядоченный процесс
с определённой структурой отношений, иерархией или подчинённостью уровней
власти и другими характеристиками общественной организации (это – правила,
стандарты поведения, обычаи, традиции, законы, нормы, связи, иерархия и т.п.).
Историки, государства и права, всё чаще
склоняются к поиску новейших методик исследования сложных
социально-политических явлений, а потому рассматривают проблемы отношений и власти,
государства и общества, политики и дипломатии, пытаясь дать системную оценку
изучаемым явлениям и событиям. Для нас есть важным, что начальные формы
институционализации (в частности, полиса), возникают на уровне
самоорганизующихся процессов.
Мировое политико-институциональное наследие
богато разнообразием интересных концептов, которые как институциональная память
являются привлекательными для всех исторических эпох.
Заключение:
Полисная система в Древней Греции, и, по наследству, в Риме, была
важнейшим общественно-политическим сегментом мировой истории.
Ещё в I — ом
тысячелетии до н.э. в греческих городах-полисах – как в Европе, так и в Азии,
сформировался особый политический, экономический, социальный и культурный
уклад, определивший судьбу этого своеобразного образа жизни – с элементами
античной демократии.
Здесь свободные граждане обладали определёнными
полномочиями и ответственностью перед лицом общины.
Общинные порядки определяли внутренний уклад жизни.
Во внешнем мире полисы имели форму факторий – с замкнутым хозяйственным циклом.
Большие изменения произошли в этой системе в связи
с Пелопонесской войной. Община стала распадаться.
Этими моментами воспользовался Рим, который вначале
вобрал в себя эту систему. Но, в дальнейшем, формы греческой демократии изжили
себя и на периферии Рима возникли «новые» монархии.
Для сегодняшних поколений эта демократия есть
интересным духовно-культурным и политическим предметом; образцом «традиционного
общества». Именно этот феномен определил политическую жизнь в раннем
Средневековье, но уже на иной основе.
Христианство сменило язычество, и эта поликультура
превратилась в воспоминание о возможностях «свободного общества».
Этот исторический опыт интересен нам, прежде всего,
как генезис институционализации – в политическом смысле, — ростков своеобразной
демократии – полисного типа.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ИСТОКИ
ПОЛИСА Полис — в современном смысле – это
город-государство, городская община; отсюда термин и понятие «полития» — как особая форма
социально-экономической и политической организации общества, типичная для
Древней Греции и Рима[1].
Вот его толкование из английского словаря:
“…Polis…An ancient Greek city – state…”[2].
С определенными оговорками, полисами можно
называть финикийские города-государства классического времени (в частности,
финикийские колонии) и другие поселения, которые основывали правители Азии и
Африки — по греческому или римскому образцу.
Обычно под полисом понималось не поселение
как таковое, а прежде всего, городская община, коллектив граждан определенного
города. Территория полиса состояла из города (или
городов) и сельской округи (хоры), с расположенными на ней земледельческими
поселениями. Полис –это самостоятельная единица
расселения с управлением в центре этого поселения.
Это понятие включало также окружающие
«деревни» — сёла.
Полис Спарта[3], например, был создан
сетью сёл.
У древних греков не было разделения на
города и деревни.
При этом, метрополией считалась самостоятельная
единица расселения с управлением в центре этого поселения, имевшая колонии. Поэтому
Греция была признана метрополией, а полисы — за её пределами – колониями.
Однако надо иметь
в виду, что это была не империя. Это была своеобразная демократии – полисная
демократия, регионального характера, в соответствии с реалиями общественной
жизни в Африке и в Евразии.
Феномен полиса
возник в VIII-VII веках до н.э., просуществовав до раннего Средневековья. Далее
полисная система была поглощена Римом.
Полисы
на территории Таврии:
1. Керкинитида — основана как город-государство в VI веке до н.э.; просуществовала
как греческая колония — до конца IV века н.э. Сейчас это город Евпатория
(Автономная Республика Крым (РФ)).
2. Тира – была основана как
город-государство в VI веке до н.э. переселенцами из греческого Милета. Сейчас это город Белгород-Днестровский
(Одесская область, Украина).
3. Ольвия — существовала как
город-государство с VI веке до н.э. и в IV веке н.э. Она была основана переселенцами
из греческого Милета. Сейчас это древнейшее образование находится в Николаевской
области (Украина).
4. Борисфенида — существовала как
город-государство в VII веке до н.э.; это было древнее античное греческое поселение
в Причерноморье. Сейчас это Николаевская область (Украина).
5. Херсонес (позднее Корсунь), был основан
в 422-420 гг. до н.э. В V-I веках до н.э. Это было автономное образование – как
город-государство; в I-IV веках н.э. – это аристократическая республика,
зависимая от Рима, а с IV века — от Византии. Именно через Корсунь, в 10-м веке, в
Киевскую Русь пришло христианство византийского обряда, став далее православным
каноном в эпоху Рюриковичей и Романовых. Сейчас это историко-археологический
заповедник «Херсонес Таврический», город Севастополь(Автономная Республика Крым(РФ)). [1]Томсинов В. А. Всеобщая история
государства и права. — М: ИКД "Зерцало-М", 2011. Т. 1. С.97. [2]The Random House
Dictionare of the English Language / Jess Stein, editor in Chief; Laurence
Urdang, Managing editor // RANDOM HOUSE. NewYork.
1973. 2058 pp. С.1113. [3] Геродот. Книга IX. 90 106 //
История в девяти книгах (рус.) / Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под
общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский. Л.: Наука,
1972. С.7.