Курсовая с практикой на тему Поэтика романа «Рубашка» Е. Гришковца
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 6
1. ОБЗОР
ИССЛЕДОВАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ТВОРЧЕСТВУ Е. ГРИШКОВЦА 9
1.1.Биографическая
справка. 9
1.2.Роман Е. Гришковца
в критике. 11
2.
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ РОМАНА Е. ГРИШКОВЦА «РУБАШКА» 17
2.1.Анализ
образа главного героя в романе Е. Гришковца «Рубашка». 17
2.2.Особенности хронотопа в романе Е.
Гришковца «Рубашка» 24
2.3.Рубашка как один из
центральных образов романа Е. Гришковца 32
2.4.Образы второстепенных
героев в романе «Рубашка» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 41
Введение:
Роман современного московского писателя Евгения Гришковца «Рубашка»,
вышедший в 2005 году в издательстве «Время», представляет собой образец «новой»
отечественной прозы, популярной, востребованной обществом, о чем
свидетельствуют неоднозначные отклики среди читателей и критиков.
Евгений Гришковец известен драматургическими работами: «Как я съел собаку»,
«Одновременно», «Дредноуты», «Планета» и др. На сегодняшний день вышло 18 его
книг. Роман «Рубашка» особенно интересен тем, что это первое издание Гришковца.
В нем писатель знакомит читателей со своим внутренним миром путем размышлений о
сути вещей, бесед, остроумных жизненных ситуаций и даже снов. Роман относится к
тому направлению, которое исследователи называют «новой» отечественной прозой.
Проблематика романа охватывает социальные, личностные, философские аспекты
жизни: личность и общество, смысл жизни, поиск вневременных абсолютных
ценностей, выбор жизненных приоритетов.
Актуальность исследования. Несмотря на популярность Е. Гришковца, большое количество
статей о нем, его литературное творчество еще малоизученно. Среди статей о творчестве
Евгения Гришковца нет работ, в которых был бы проведен анализ романа «Рубашка»
Новизна исследования состоит в
том, что работа представляет собой одну из первых попыток целостного анализа
поэтики романа Е. Гришковца «Рубашка».
Цель нашего исследования –
проанализировать роман Евгения Гришковца «Рубашка» в аспектах специфики жанра,
идейно-тематического плана, сюжетно-композиционной организации, образов и
мотивов.
Предмет исследования — специфика жанра, идейно-тематический план,
сюжетно-композиционная организация, образы и мотивы романа.
Объект исследования – поэтика романа Евгения Гришковца
«Рубашка»
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.
Проанализировать предшествующие научные
исследования, посвященные творчеству Е. В. Гришковца и характеристике
литературного периода;
2.
Выбрать актуальные аспекты исследования
романа Е. В. Гришковца «Рубашка»;
3.
Проанализировать поэтику романа Е.В.
Гришковца в выбранных аспектах: значение ЗФК, анализ идейно-тематического
своеобразия, специфика семантической и композиционной структур, системы образов
и др.;
4.
Определить роль романа «Рубашка» в
творчестве автора.
Методы исследования: В работе использованы описательный,
биографический, культурно-исторический, формальный методы, а также метод
структурализма.
Теоретическая база
исследования: труды Ю. М. Лотмана, М.М. Бахтина, В. М. Жирмунского, М. Л.
Гаспарова, Б. В. Томашевского, И.Р. Гальперина и др.
Практическая значимость: работа может быть использована в цикле лекций по современной литературе,
семинарах и т.д.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы. Во Введении сформулированы актуальность, цель и задачи исследования,
определены объект и предмет работы.
Первая глава посвящена описанию биографии Е. В. Гришковца, проанализированы
предыдущие исследования, посвященные творчеству писателя. Работы разделены на
научные и научно-популярные статьи, а также выделены тексты, обобщающие
творчество Гришковца и отдельно затрагивающие роман «Рубашка».
Вторая глава содержит анализ поэтики романа Евгения Гришковца «Рубашка»:
определено значение названия, выделены сюжетно-композиционные особенности,
своеобразие времени и пространства в романе, раскрыта образная структура
романа. Особое внимание уделено теме двойничества, образу автора и его второго
«Я», а также образу рубашки, который оказывается многозначным.
В заключении представлены основные выводы по работе.
Список использованной литературы представлен тридцатью шестью источниками.
Основные результаты курсовой работы были апрпобированы на Международной конференции
студентов и аспирантов «Язык. Культура. Коммуникация».
Заключение:
Изучение творчества писателя Евгения Гришковца в настоящее время
только начинает выходить на научный уровень. Написана одна диссертация,
несколько научных и научно-популярных статей. Интерес исследователей
распространяется на разные аспекты творческой жизни: в контексте современного
искусства, в сфере блогерского творчества, в театральной деятельности.
Литературному творчеству писателя уделено не очень много внимания, а
полноценного анализа романа «Рубашка» до сих пор не было.
Проанализировав роман «Рубашка», мы пришли к следующим выводам:
1.Композиционно-семантическая структура романа строится вокруг образа
главного героя. Гришковец разрабатывает специальный поэтический метод понимания
сознания человека. Такой своеобразный «поток сознания» героя. Он прекрасно
передает состояние обыкновенного человека в необыкновенной ситуации. Герой
механически осуществляет какие-то ежедневные дела, а в его сознании в это же
время проносятся разрозненные впечатления, которые не поддаются напряженному
осмыслению.
2.Образы второстепенных героев романа также подчинены построению
образа главного героя и передаче его настроения, переживаний, отражения его
внутреннего мира.
3.Особенности хронотопа в романе заключаются в том, что, хотя все в
романе предельно узнаваемо и носит черты конкретного реального пространства и
времени, Гришковец использует хронотоп не только для указания на конкретное
время или пространство, но и для того, чтобы соединить это время и это
пространство с внутренним состоянием героя.
Реальное действие романа происходит в Москве в течение одного дня. С
самого утра герой, известный архитектор Саня, надевает белую рубашку, а в конце
дня снимает ее. Таким образом, все происходящее, так или иначе, обусловлено
конкретикой времени: все события, поступки и даже мысли героя имеют четко заданный
хронологический масштаб. Все это должно случиться (или не случиться) в один
день. Один день из жизни Сани – это день из жизни города, где герой встречает
друга в аэропорту, ездит по работе на объекты, перекусывает в кафе, ходит в
парикмахерскую, перемещается на метро и такси.
Евгений Гришковец показывает жизнь в мгновенно меняющемся времени и
разноплановом, разноплоскостном пространстве, в одной секунде, между
виртуальным и реальным миром, где как раз возникает парадоксальная
невозможность выразить все желаемое в пределах этого короткого времени,
противоречие между потоком сознания героя и разумным взглядом автора.
4.Один из основных образов в романе образ, давший заглавие всему
произведению – образ рубашки. Это глубокий символ, несущий сюжетно-образующий
смысл. Рубашка – и статус, и образ жизни, и защита от жизненных реалий, и
способ слиться с толпой, стать как все, что может привести к подмене понятий и
духовному разладу с собой. А еще рубашка – это символ краткости жизни – новый
день – новая рубашка, а старую – небрежно бросили. Акценты заведомо смещены, и
одежда – рубашка – становится обезличенным суррогатом настоящей жизни и
настоящих чувств. Снижение, почти полное уничтожение привычных категорий.
Событий нет – есть перетекание из кафе в метро. Героя нет – есть его рубашка.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОСВЯЩЕННЫХ ТВОРЧЕСТВУ Е. ГРИШКОВЦА
1.1.Биографическая
справка Евгений Гришковец
родился в сибирском промышленном городе Кемерово. Родной город очень часто
мелькает в его произведениях: «Почему в этот момент вспоминается то, как я,
запыхавшийся и разгорячённый игрой, забегал с летнего, знойного и пыльного
двора в подъезд моего дома. Моего дома… там, в том городе, откуда я уехал. И
мне уже не важно, что говорит гид, и не важно, что я где-то в таком месте, про
которое читали все ещё в школьных учебниках истории. Прохлада и все…» [11]
Был в жизни Евгения
Гришковца период, когда он принял решения жить заграницей и попросил
политического убежища в Германии. Однако, ожидания от жизни «там» не совпали с
реальностью, и в самые трудные для нашей страны 1990-е годы писатель
возвращается на родину. Вскоре он основал театр «Ложа», который проработал семь
лет, выпустив десять спектаклей. Театр пользовался успехом и зрительской
любовью в России и за рубежом.
Переехав в Москву,
Гришковец выступает со своим сольным спектаклем «Как я съел собаку», ставшим
судьбоносным в его карьере. Практически сразу Евгений Гришковец вырабатывает
свой собственный авторский стиль общения с публикой. Первые 10 минут в зале не
выключают свет, чтобы автор, он же герой спектакля, мог лучше рассмотреть своих
зрителей. Никто никогда раньше не демонстрировал ничего подобного. Евгений
Гришковец строит свои спектакли в форме монологов. Несмотря на то, что
произведения автобиографичны, зрители часто узнают в герое себя и произошедшие
с ними жизненные ситуации. После успеха спектакля «Как я съел собаку»,
получившего высшую театральную премию «Золотая маска», вышел не менее успешный
спектакль «ОдноврЕмЕнно», после которого Гришковец стал любимцем публики, до
сегодняшнего дня продолжая выпускать новые произведения и ездить с ними на
гастроли по городам и странам России и за рубеж.
В творческом наследии
Евгения Гришковца – актерское участие в десяти кинокартинах, среди которых
многосерийный фильм «В круге первом» по одноименному роману Александра
Солженицына, где Гришковец сыграл писателя.
В творческой жизни
Евгения Гришковца присутствует и музыкальная ипостась. Вместе с группами
«Бигуди» и «Brainstorm» создал собственное музыкальное направление, которое
можно было бы назвать «музыкальным эссе», когда в контекст и фактуру музыкального
произведения органично вписан голос диктора. Самыми популярными произведениями
этого жанра стали «И настроение мое улучшилось» и кавер-версия на композицию
«На заре», записанную совместно с Ренарсом Кауперсом.
С 2008 года писатель вел
дневник в «Живом Журнале», где делился своими переживаниями, впечатлениями от
поездок и творческими планами. Блог Гришковца пользовался огромной
популярностью среди пользователей соцсетей. Результатом этой деятельности стали
публикации трех книг, составленных из интернет-мемуаров. В 2011 году писатель
создает свой собственный сайт Odnovremenno.com [41], куда переносит архив записей из Живого Журнала.
С 2016 по 2018 год
Евгений писал книгу «Отчаянный театр или театр отчаяния». Как говорит писатель
в интервью журналисту «Реального времени»: «Я и раньше немного занимался
мемуаристикой, но это большое значительное произведение – и не только потому,
что мне посчастливилось, довелось или пришлось жить на сломе эпох и быть
свидетелем и участником большого количества огромных изменений, которые
происходили в стране и в мире. Пришел замысел именно романа, и я понял, как его
нужно написать, чтобы это были не воспоминания артиста о молодости и юности, а
чтобы это было настоящее литературное произведение, написанное по канонам
романа. Подчеркиваю, что я писал эту книгу, чтобы это была сугубо литература. А
это подразумевает использование многих литературных приемов, отсылку к большому
количеству литературных источников» [15].
Во время карантина
Евгений Гришковец придумал новый формат встреч со зрителями. Будучи
категорически против онлайн-спектаклей, он стал устраивать онлайн-ужины.
Гришковец накрывал столы и разговаривал на разные темы. В результате,
получилось 14 эфиров.
Преуспев в писательской,
режиссерской, музыкальной и актерской деятельности, создав работы, награжденные
престижными премиями, Евгений Гришковец не собирается останавливаться на
достигнутом.