Курсовая с практикой на тему Поэтика и теория русского имажинизма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Имажинизм — литературное течение Серебряного века 5
1.1 Русский имажинизм как литературное явление 5
1.2 Природа художественного образа как главная эстетическая категория творческого сознания имажинизма 7
2 Пути и способы распространения идей имажинизма в России 13
2.1 Представители имажинизма 13
2.2 Генезис творчества поэтов-имажинистов 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
Введение:
Стоит отметить, что творческое наследие поэтов-имажинистов занимает особое место в русской литературе первой четверти ХХ столетия. Как литературное течение, имажинизм начал формироваться в России в начале 1910-х годов, уже после расцвета символизма, акмеизма и футуризма. Имажинисты утверждали не только новые принципы создания литературного образного произведения, но и в значительной степени опирались на опыт предыдущих литературных направлений.
Важно отметить, что в начале ХХ века театр был важной стороной художественной жизни России, и имажинисты также реализовывали свои творческие искания на театральных площадках: всеобщая театрализация жизни, смелые эксперименты, «жизнетворческая» концепция искусства, стремление найти новые формы воплощения авторской мысли на сцене близки и творческим исканиям имажинистов.
Изучение феномена имажинизма началось ещё во время наиболее активной деятельности представителей этого течения. Речь идет о работах В. Львова-Рогачевского, А. Авраамова, С. Григорьева и др. В отечественном литературоведении второй половины ХХ столетия наиболее активно изучалось творчество лишь самого яркого представителя имажинизма – С.А. Есенина. Стоит также отметить, что творчество прочих видных представителей имажинизма — А.Б. Мариенгофа и В.Г. Шершеневича – было вне контекста литературоведческих исследований.
Актуальность темы настоящего исследования объясняется, во-первых, недостаточной изученностью феномена имажинизма в целом, особенно в сравнении с широко изученным творчеством Сергея Есенина. Кроме того, важно рассматривать имажинизм в русской литературе и с учетом его общего исторического контекста – время формирования и расцвета имажинизма – кризис как государственный, так и культурный. Следовательно, имажинизм представляет собой своеобразный ответ на этот кризис.
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы рассмотреть специфику русского имажинизма на примере произведений основных его представителей.
Поставленная цель подразумевает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности русского имажинизма как литературного направления;
2. Рассмотреть природу художественного образа имажинизма;
3. Проанализировать отличительные особенности творчества представителей имажинизма на основании основных произведений;
4. Выявить основные черты генезиса творчества поэтов-имажинистов.
Объектом настоящего исследования является феномен имажинизма в русской литературе.
Предметом настоящего исследования является образность творчества поэтов-имажинистов – С.А. Есенина, А.Б. Мариенгофа, В.Г. Шершеневича.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы настоящего исследования могут быть использованы в спецсеминарах и спецкурсах, посвящённых изучению русского имажинизма, могут быть применены при подготовке учебных пособий по истории и теории драматургии.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Проведённый в настоящем исследовании анализ драматического наследия имажинистов показал, что оно явилось одной из поздних разновидностей так называемой «новой драмы» начала ХХ века, которая отразила творческие искания первой четверти ХХ столетия. Связь с традициями поэтического театра Серебряного века проявляется в стихотворной форме произведений или включении в них стихотворных фрагментов; в экспериментах с ритмической организацией произведения; в наделении главного героя функциями не только «ролевого», но и «лирического» героя.
Театрализация культурной жизни начала ХХ столетия стимулировала, с одной стороны, возрождение народного театра масок сommedia dell’ arte с традиционными персонажами, а с другой стороны, способствовала актуализации русской традиции балаганных и площадных представлений.
Обращение к традициям европейского карнавала и русского народного балаганного действа позволило имажинистам иронически переосмысливать многие события начала ХХ века через метафоры политического маскарада, «чистого и нечистого», подлинного и мнимого.
Драматические произведения имажинистов создавались в острополемическом диалоге с другими течениями русского модернизма. В художественном генезисе имажинизма как литературного течения первой четверти ХХ века обнаруживается постромантическая тенденция, проявляющаяся в апологии сильной, но одинокой и страдающей личности, бросающей вызов существующему порядку вещей. При этом, с одной стороны, прослеживается влияние традиций русской романтической драмы – прежде всего М.Ю. Лермонтова.
Кроме того, стремясь заявить себя новаторами в искусстве драмы, имажинисты в своих теоретических декларациях говорят об отказе следовать законам классической драмы – таким, как действенность, динамизм, наличие сюжетной интриги. Главным в искусстве драмы они считают выразительность языка.
Ослабление действенного начала заложено уже в жанровой специфике их произведений: Шершеневич создаёт пьесу «Вечный жид», во многом опираясь на теорию «монологической драмы», в то ж время Есенин отказывается от первоначальной характеристики жанра «Пугачёва» как трагедии, меняя его на драматическую поэму.
Ослабленность сюжетного действия, принципиально отстаиваемая имажинистами как признак новаторства и воспринимавшаяся критиками как свидетельство «несценичности» произведений, позволяет рассматривать их драматические произведения как экспериментальный опыт создания «пьесы для чтения».
В целом, стоит отметить, что направление имажинизма в России получило свое широкое развитие именно в эту эпоху, не случайно: с одной стороны, они опирались на разносторонний опыт предшественников, а с другой стороны, на первый план вышел и политический и исторический контекст, который требовал осмысления и принятия со стороны творчества и искусства.
Фрагмент текста работы:
1 Имажинизм — литературное течение Серебряного века
1.1 Русский имажинизм как литературное явление
История имажинизма начинается с начала 1919 года, когда была опубликована сначала в журнале «Сирена», а затем в газете «Советская страна» первая «Декларация» имажинистов, подписанная поэтами Сергеем Есениным, Рюриком Ивневым, Анатолем Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем и художниками Борисом Эрдманом и Георгом Якуловым [2, с. 49]. Кроме опубликования первой своей декларации, в январе 1919 имажинисты также организовали свой первый литературный вечер в московском «Кафе поэтов» [2, с. 297].
Имажинисты называли свою группу «Орден имажинистов», но так как название не было официально признано, имажинисты основали и официальное общество «Ассоциация вольнодумцев» в 1919 году. Кроме Грузинова, Ивнева и Кусикова, все члены «Ордена имажинистов» участвовали также в «Ассоциацию вольнодумцев», хотя она не была организацией только имажинистов, а в ней участвовали, например, поэты, скульпторы и режиссеры вне «Ордена имажинистов» [12, с. 76]. Согласно Матвею Ройзману [14, с. 31], в уставе «Ассоциации» было сказано, что она является объединением свободных мыслителей и художников и членами общества «могли быть мыслители, художники, как-то: поэты, беллетристы, композиторы, режиссеры театра, живописцы и скульпторы».
Название «имажинизм» происходит из французского слова image, которое по-русски означает «образ». Существовала до первой мировой войны также англо-американская группа практически с тем же именем, но русские имажинисты с ними имели общим только название, но не идеи, хотя, по крайней мере, Шершеневич о них знал [2, с. 294]. Больше на русский имажинизм повлиял итальянский поэт-футурист Филиппо Томмазо