Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русская литература

Курсовая с практикой на тему Поэтика абсурда в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
АБСУРД КАК ОБЪЕКТ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 5

1.1.
Современные подходы к определению понятия «абсурд». 5

1.2.
Закономерности функционирования абсурда в мировой и отечественной литературе. 11

ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЭТИКИ АБСУРДА В ЦИКЛЕ Н. ГОГОЛЯ «ПЕТЕРБУРГСКИЕ
ПОВЕСТИ». 16

2.1.
Поэтикальные доминанты «Петербургских повестей» Н. Гоголя. 16

2.2. Средства
создания поэтики абсурда в «Петербургских повестях» Н. Гоголя  23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ   33

  

Введение:

 

Литература
всегда была тесно переплетена с философией, ведь художественные произведения,
как и философские труды, выполняют гносеологическую функцию – через них человек
постигает жизнь. Также общей для обеих видов познания является
мировоззренческая функция. Благодаря ей человек формирует представление о своем
месте в обществе.

Образная
система литературы давно была плодотворной почвой для материализованного
выражения философских идей, а способы способствовали легкому восприятию и
объяснению различных философско-эстетических концепций. История мировой
литературы знает немало примеров, когда в результате синтеза философии,
эстетики и литературы возникали целые литературные направления с оригинальной
образно-символической системой: классицизм, романтизм, реализм, модернизм и
другие [25, c. 61].

Идейный
уровень абсурда в литературе также достигает глубин философии. Поэтому
исследование именно философско-эстетического аспекта этого лейтмотива позволит
нам как можно более подробно и четко проанализировать его содержательный
стержень в творчестве Николая Гоголя.

Таким образом,
актуальность работы определяет
недостаточная разработанность проблематики, в ходе которой описываются и
анализируются идейно-эстетические и философские стратегии мировой литературы,
отражением которых становятся литературно-художественные тексты.

Важнейшей составляющей реализации идейно-эстетических и философских
традиций в русской литературе являются произведения ее классиков, формировавших
канон художественного повествования. В их числе необходимо упомянуть и Николая
Гоголя – реформатора отечественной прозы середины девятнадцатого века.

Основная цель настоящего исследования
— анализ особенностей реализации концепта «абсурд» в «Петербургских повестях»
Николая Гоголя.

Поставленная цель делает необходимым решение следующих задач:

1. Анализ истоков категории абсурда в художественном произведении;

2. Характеристика проявления абсурда в русской и мировой литературе;

3. Выявление поэтикальных доминант «Петербургских повестей» Н. Гоголя;

4. Рассмотрение средств создания поэтики абсурда в «Петербургских повестях»
Н. Гоголя.

Объектом исследования является цикл Николая Гоголя «Петербургские повести»
как классический феномен русской литературы девятнадцатого века. Предмет исследования – особенности построения образа  абсурда в в цикле Николая Гоголя
«Петербургские повести».

Методологию исследования составили филологический, комплексный,
сравнительный, описательный методы научного анализа.

Теоретическую значимость исследования можно связать с уточнением и
развитием базовых понятий, характеризующих литературоведческую семантику, в частности,
нарратологию – речь идет о повествовании, образе повествователя, нарративной
стратегии.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения
основных результатов работы в дальнейшем исследовании данной проблематики.

Структура исследования определяется его целью и задачами.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Истоки
поэтики абсурда достигают еще античных времен. До ХХ века абсурдное в
литературе было представлено эпизодически и проявлялось в употреблении
деструктивных формообразующих элементов, гротеска и мотивов бессмысленности
человеческой жизни. С развитием авангардистских течений и дальнейших
исторических событий как инспиративного фактора получила распространение
драматургия абсурда с присущими ей синкретизмом формантов абсурда домодерной литературы
и экзистенциальных компонентов идейного уровня. Это художественное явление и
вошло в литературоведческий дискурс под термином «театр абсурда», по названию
одноименной научной работы М. Эсслина.

Говоря о
«литературе абсурда» в целом и поэтике абсурда в частности, имеем дело с
достаточно сложным и неординарным явлением литературы, которое поражает своей
контраверсионностью и особенностью определения.

Феномен
абсурда получил распространение в литературе первой половины ХХ века. В
контексте традиций модернизма и авангардизма поэтика абсурда стала тем
инструментом, который позволил художникам слова найти способы для описания
человека и его жизни в послевоенном мире.

Новые
средства и приемы, как на содержательном, так и на формообразовательном
уровнях, давали возможность реципиентам взглянуть на привычные явления иначе, а
также выявить исключительные онтологические аспекты. На содержательном уровне
авторы произведений, написанных в русле поэтики абсурда, противопоставляли
человека обществу, не конкретному, а в целом. Этот метод противопоставления
писатели заимствовали у философов-экзистенциалистов. Также через тексты драм
художники доносили идеи бессмысленности жизни, обреченности и непобедимости
зла.

На
формирование основных принципов литературного абсурдизма повлияли и другие
писатели: Э.-Т.-А Гофман, Н. Гоголь, Дж. Свифт, А. Жарри, Г. Аполлинер, А.
Арто. Однако их творчество нельзя считать отвечающим хотя бы половине критериев
поэтики абсурда, определенных М. Эсслином и другими исследователями. Каждое из
этих произведений характеризуется наличием отдельных художественных техник,
характеристик на идейном и композиционном уровнях, которые стали основой
поэтики «театра абсурда». А роль катализатора для появления нового веяния в
литературе сыграла философия экзистенциализма и модернистские тенденции в
искусстве на протяжении первой половины ХХ века.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. АБСУРД КАК ОБЪЕКТ ГУМАНИТАРНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ 1.1. Современные подходы к определению понятия «абсурд»

Истоки
понятия «абсурд» в контексте философского дискурса можно найти в трудах,
написанных еще до нашей эры. В «Тускуланских беседах», датированных 46-44
годами до нашей эры, древнеримский философ Марк Туллий Цицерон употребляет
слово «абсурд» в значениях «дисгармония» и «несозвучность».

Один из
первых карфагенских теологов Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан использует слово
уже в более абстрактном контексте: «Верую, потому что абсурдно. Верую, потому что
это противоречит разуму» [Цит. по: 24, c. 12]. Он считает категорию абсурдного
божественной, поскольку она не подвластна ни уму, ни чувствам. Тертуллиан
теологизировал понятие «абсурд», вкладывая в него категорию опыта.

Позже, в
эпоху Средневековья, «абсурд» начинают трактовать как математическую категорию.
В математике употребляют понятие «абсурдные числа» в значении отрицательные
числа (негативные числа) [23, c. 53].

В эпоху
барокко «абсурдное» перешло в эстетическую плоскость. Эту категорию считали не
только какофонической и дисгармоничной, но и противоречащей Божьему порядку –
сатанинской. Подобное видение царило и позже [23, c. 54].

Однако
мощнейшим фундаментом для наполнения содержанием понятия «абсурд» стало
появление иррациональной философии. К ее мотивам впервые обратились немецкие
философы Иммануил Кант и Фридрих Гегель. «Их диалектико-спекулятивная парадигма
мышления определяла случайность и неопределенность рационального выбора, что
становилось основой иррационального» [27, c. 39].

Итак, в
наиболее известных философских трудах, написанных до XIX века, формулировка
категории «абсурд» является довольно фрагментарной. В древнеримских источниках
оно скорее отражает понимание музыкального понятия «несозвучность», чем
представляет собой концептуальную философскую единицу.

В более
поздних работах эпохи Барокко можно проследить переход от рассмотрения абсурда
как понятия к обоснованию его как философской категории. Однако А. Г. Воротилин
утверждает, что она не была четко выраженной и не имела конкретного набора
характеристик, ведь в качестве направления философской мысли иррационализм
только зарождался [5, c. 231].

Можем
говорить о периоде до XIX века включительно как о таком, который только
формировал представление о философской категории абсурда. Уже в последние
десятилетия XIX века философская мысль начинает развиваться в другой плоскости.
Получают распространение иррационалистические тенденции. Поэтому остановимся на
понятии «иррационализм» подробнее.

Термин
«иррационализм» происходит от латинского слова «irrationalis» —
бессознательное, неразумное. Им называли философские направления и течения,
которые являются выразителями верховенства чувственных начал и считают их
доминантой человеческого мировосприятия. П. Гуревич отмечает, что иррационалисты
утверждали собственную концепцию в противовес философской классике, которая на
первое место выдвигала разум и рациональность, считала все процессы внутренней
логики человека подчиненными разумному началу [7, c. 82].

С
иррационализмом в философии связывают такие философские доктрины, как нигилизм
(отрицание общепризнанного) и релятивизм (учение об относительности и
условности познания и сознания). Благодаря ним в философии углублялись идеи
первичности бессознательного в познании мира.

Определенные
иррационалистические веяния можно проследить до XIX века. Сам термин «иррационализм»
и четко сформированные его концепции относятся к философских направлениям конца
XIX – начала ХХ веков.

На
рубеже веков были представлены иррационалистические философские интенции
немецких философов Вильгельма Дильтея, Освальда Шпенглера и француза Анри
Бергсона. С. В. Ивлева отмечает, что в их

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы