Курсовая с практикой на тему Подвижные игры на уроках физической культуры как средство формирования межличностного взаимодействия обучающихся.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностного
взаимодействия обучающихся посредством использования на уроках физической
культуры подвижных игр. 5
1.1. Формирование межличностного взаимодействия обучающихся
на уроках физической культуры как психолого-педагогическая проблема. 5
1.2. Роль подвижных игр в формировании межличностного
взаимодействия обучающихся. 10
Выводы по главе 1. 14
2.1. Изучение уровня межличностного взаимодействия учащихся
младших классов на уроках физической культуры в процессе участия в подвижных
играх 15
2.2. Методические рекомендации по формированию
межличностного взаимодействия обучающихся начальных классов посредством
использования на уроках физической культуры подвижных игр. 18
Выводы по 2 главе. 24
Заключение. 26
Список литературы. 28
Введение:
Актуальность
исследования. Интерес к исследованиям
в области человеческих взаимодействий неуклонно растет. Это связано с
изменениями в социокультурной ситуации, ориентацией науки на исследование
проблем, касающихся личности, на тенденции гуманизации и гуманитаризации в
образовании.
Результативность и
эффективность решения множества профессиональных задач, по признанию ученых,
сегодня зависят не только от индивидуальных качеств и умений индивида, но и от
его готовности и умения включиться в совместную деятельность на уровне партнерства,
сотрудничества, сотворчества, от сформированной культуры социального поведения.
Интерес к исследованию взаимодействий в последнее время возрос еще и потому,
что динамично расширяется коммуникативная сфера, появляются новые формы
контактов, расширяются возможности не только непосредственной, но и опосредованной
(дистанционной, виртуальной и пр.) совместной деятельности. Именно эта
социально значимая перспектива просматривается в федеральных государственных
образовательных стандартах (ФГОС), где обращение к необходимости готовить
обучающегося к межличностным взаимодействиям видно на каждой ступени образования.
Изучению проблемы
формирования межличностного взаимодействия посвящены научные исследования Е.В.
Коротаевой, Э.Ю. Байбородовой, Е.П. Ильина и др., которые рассматривают условия формирования детских коллективов, их характерные признаки,
роль педагога в формировании детского коллектива и др.
Воспитательный
потенциал игры может быть представлен через
ее функции. С.А. Шмаков замечает, что функциональность игры идет
от запросов социальной практики, от психофизиологических потребностей растущего
ребенка и от редуцирования им человеческой деятельности.
Функции игры раскрыты в исследованиях Л.С. Выготского,
О.С. Газмана, П.Ф. Каптерева, С.Л. Рубинштейна, С.А. Шмакова,
Д.Б. Эльконина и др. Отмечается ее роль в познании мира, физическом
и психическом развитии ребенка, развитии свойств интеллекта, социальном
становлении, приобретении опыта нравственного поведения.
Однако,
несмотря на широкие возможности игры, в том числе подвижных игр, в процессе
воспитания и социализации учащихся, на практике педагоги по физическому
воспитанию чаще всего используют подвижные игры для повышения интереса
обучающихся к физическим упражнениям, развития двигательной активности и
физических навыков, упуская при этом воспитательную ценность подвижных игр в
плане формирования детского коллектива. Именно этим противоречием вызвана
необходимость изучения темы «Подвижные игры на уроках физической культуры как
средство формирования межличностного взаимодействия обучающихся».
Объект
исследования: формирование межличностного
взаимодействия обучающихся.
Предмет
исследования: использование подвижных игр на уроках
физической культуры для формирование межличностного взаимодействия обучающихся.
Цель
исследования: определить роль подвижных игр на уроках
физической культуры в процессе формирования межличностного взаимодействия
обучающихся.
Для достижения
поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить и
проанализировать научную, психолого-педагогическую, специальную методическую
литературу по проблеме формирования межличностного взаимодействия обучающихся.
2. Выявить роль подвижных
игр в формировании межличностного взаимодействия обучающихся.
3. Подобрать и
апробировать диагностический материал, позволяющий выявить особенности
межличностного взаимодействия обучающихся на уроках физической культуры.
4. Сформулировать общие
методические рекомендации по формированию межличностного взаимодействия
обучающихся начальных классов посредством использования на уроках физической
культуры подвижных игр.
Методы
исследования: анализ научной, педагогической,
психологической, методической литературы, тестирование, наблюдение.
Работа состоит из
введения, двух глав (теоретический анализ специальной литературы, практическое
исследование), заключения, списка литературы.
Заключение:
Заключение
Целью данного исследования было определить
возможности использования на уроках физической культуры подвижных игр для
формирования межличностных взаимоотношений обучающихся. Для достижения
поставленной цели была изучена психолого-педагогическая, методическая
литература по вопросам использования подвижных игр для формирования
межличностного взаимодействия, а также проведено исследование характера
межличностного взаимодействия в коллективе учащихся 4 класса, подобраны
подвижные игры, отвечающие цели данной работы.
В результате анализ
психолого-педагогической, методической литературы были сделаны следующие
выводы.
Формирование навыков межличностного
взаимодействия рассматривается в образовательных стандартах как одна из
воспитательных задач, которая должна решаться в рамках всех учебных дисциплин,
в том числе и на уроках физической культуры. Воспитательный потенциал
физической культуры заключается в том, что на этих уроках дети могут проявить
свои коммуникативные способности, учатся взаимодействовать в коллективе,
группе, малых группах, у них развиваются такие социально значимые качества как
взаимоподдержка, внимательное отношение к мотивации и эмоциональному состоянию
партнера, умение планировать свою деятельность, соблюдать установленные
правила. Большая роль в воспитании этих качеств принадлежит подвижным играм.
Педагогами и психологами игровая
деятельность рассматривается как средство социализации детей, научения их
навыкам общения и взаимодействия. Для достижения воспитательной функции
подвижной игры она должна соответствовать определенным педагогическим требованиям,
к которым относятся учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Должна быть проведена соответствующая подготовка к игре: выбор места
проведения, подбор инвентаря, определение правил, определение победителей. Для
больше воспитательного эффекта полезно с детьми проводить анализ взаимодействия
во время игры членов команды.
В практической части исследования был
проведен анализ характера взаимодействия детей 4 класса на основе ответов детей
на вопросы экспресс-диагностики. Проведенное исследование показало, что в
большинстве случаев дети обращают внимание на положительные качества партнеров
при организации взаимодействия (преобладает эмоциональный компонент). В то же
время ребята не совсем владеют умениями оценить деловые качества друг друга,
требуется их обучение способам взаимодействия при организации общей
деятельности.
Эти задачи могут быть решены в процессе
организации и проведения подвижных игр. На практическом этапе исследования нами
были изучены различные подвижные игры и среди них выбраны подвижные игры,
соответствующие критериям: будет организована коллективная деятельность (всего
класса, по командам, в парах), дети смогут проявить навыки взаимовыручки,
взаимопомощи, смогут проявить переживание за своих товарищей.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что поставленная в начале исследования цель нами была достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы формирования межличностного взаимодействия обучающихся посредством
использования на уроках физической культуры подвижных игр
1.1. Формирование межличностного взаимодействия
обучающихся на уроках физической культуры как психолого-педагогическая проблема
Межличностное взаимодействие является
одной из основных потребностей современного человека, играет значительную роль
в социализации, достижении общих для коллектива задач. Условия формирования
навыков межличностного взаимодействия обучающихся должны создаваться на всех
уроках, в том числе в процессе физического воспитания.
А.В. Аксенова физическое воспитание
понимает как специализированный педагогический процесс, включающий воспитание
физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, специальных
знаний и мотивации на самостоятельные занятия физическими упражнениями и здоровый
образ жизни. При этом автор отмечает значение физического воспитания в
формировании и развитии таких личностных качеств как ответственность,
самостоятельность, организаторские умения, мобильность, умение выполнять
действия в соответствии с определенными правилами, принимать различные ролевые
позиции (игрок, судья, контролер, капитан команды и т.д.). Важным аспектом
физического воспитания А.В. Аксенова считает его роль в нравственном, трудовом,
эстетическом и умственном воспитании. Иными словами в процессе физического
воспитания формируется духовный облик
человека, происходит его социальное развитие [1, с. 130-134].
И.И. Малоземова
рассматривает физическое воспитание дошкольников как педагогический процесс,
направленный на достижение физического совершенства, формирование и развитие
психофизических качеств, двигательных навыков. Ученый обращает внимание на роль
физического