Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика

Курсовая с практикой на тему Подвижные игры как средство развития пространственных представлений среднего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1.Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста 6
1.2.Характеристика подвижных игр 12
1.3. Подвижные игры как средство развития пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста 17
2 ГЛАВА. РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1.Анализ передового опыта использования подвижных игр как средства развития пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста 22
2.2.Разработка комплекса подвижных игр, направленных на развитие пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список использованной литературы: 37

 

  

Введение:

 

Многие известные психологи называют дошкольный период совершенно особым периодом развития ребенка. Именно в это время возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Развивается воображение, формируются основные пространственные навыки, ребенок стремится общаться со взрослыми и сверстниками, пытается моделировать настоящую жизнь.
Для успешного обучения в школе ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве. Исследователи определили, что недостаточно четкие пространственные представления отрицательно влияют на уровень интеллектуального развития ребенка. Он может испытывать трудности при обучении письму, рисованию, чтению, счету, а, в дальнейшем, изучении геометрии, географии, истории и иностранного языка. При этом важно понимать, что «проблемы нечеткого ориентирования в пространстве не проходят «с возрастом», а, наоборот, только усугубляются и приводят к возникновению новых трудностей, которые должен решать квалифицированный специалист» [Максакова, 2004, с. 73].
Для того, чтобы в школе у ребенка не возникало подобных проблем, необходимо уже в дошкольном детстве развивать пространственные представления. Большинство исследователей и педагогов утверждают, что наиболее эффективный способ развития ребенка – это игра.
Как заметил известный педагог, автор книги «Сердце отдаю детям», В.А. Сухомлинский: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития». [Сухомлинский, 2016, с. 187]
Как в психологии, так и в педагогике, игра рассматривается как деятельность ребенка, и ей выделено важное место в процессе его развития. При этом, современные исследователи бьют тревогу, отмечая, что в ДОУ сегодня постепенно происходит процесс вытеснения игры учебными занятиями.
При этом важное место в работе дошкольных образовательных организаций должно отводиться подвижным играм, как эффективному средству формирования пространственных ориентировок у детей.
Подвижные игры способствуют формированию умений ориентировки в пространстве, выполнению согласованных действий в коллективе. Характеристика используемых движений в подвижных играх относится к динамическим, связанным с перемещением в пространстве, что способствует развитию у дошкольников пространственной подвижности. Умение ориентироваться в пространстве находит отражение как в подвижных играх, так и в содержании занятий по физической культуре, утренней гимнастики, физкультминуток, а также праздниках, досугах, в повседневной деятельности детей.
Все это позволяет считать, что актуальность нашей работы очень велика, т. к. возвращение в детский сад полноценной подвижной игры, которая поможет сформировать пространственные представления ребенка – это один из самых важных аспектов дошкольной педагогики.
Объект исследования: пространственный представления дошкольников
Предмет исследования: развитие пространственных представлений у дошкольников посредством подвижных игр
Цель исследования:
Для достижения цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности развития пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать подвижные игры
3. Раскрыть потенциал подвижной игры как средства развития пространственных представлений среднего дошкольного возраста
4. Изучить уровень сформированности пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс подвижных игр, направленных на развитие пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, беседы с детьми, диагностические задания.
Практическая значимость исследования
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Пространственные представления – это представления об основных свойствах и характеристиках окружающего мира. Они формируются у ребенка в дошкольный период. Исследователи предлагают процесс формирования пространственных представлений отобразить в виде четырех этапов, тесно связанных между собой: ориентировка «на себе», ориентировка «от любого предмета», вербализация пространственных представлений, применение навыков пространственной ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве.
Восприятие пространства – это условно-рефлекторный процесс, в котором особенно важную роль играет двигательно-кинестетический анализатор. Развитие пространственных представлений у дошкольников имеет ряд особенностей: конкретно-чувственный характер восприятия; трудности в распознавании правой и левой руки; относительный характер пространственных отношений; дошкольникам легче ориентироваться в статике, чем в динамике.
В процессе нашей работы, мы доказали, что подвижные игры играют огромную роль в формировании пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Во-первых, малыши усваивают материал намного лучше именно в игровом варианте.
Во-вторых, дети не только сами выделяют из процесса знания и нужную информацию, но и сразу применяют всё это на практике, что очень важно.
В-третьих, именно благодаря подвижным играм, пространственная ориентация у малышей развивается, и развивается очень быстро.
В-четвёртых, дошкольники, благодаря таким играм усваивают и пространственную терминологию, что имеет не меньшую роль в развитии малышей и формировании самой ориентации.
Как показывает изучение методической литературы, формирование пространственных представлений у средних дошкольников должно проходить поэтапно. Очень эффективно использовать для этого подвижные игры, поскольку игра представляет собой ведущую деятельность ребенка-дошкольника, а также является наиболее благоприятной формой взаимодействия взрослого с ребенком.
Занятие с ребенком по формированию у него пространственных представлений должно быть воспринимаемо им на уровне чувств и эмоций, тогда любое развитие, в том числе и развитие пространственных представлений будет проходить естественно и эффективно.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.
Нами были проанализированы результаты диагностических методик и проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. На основе этого мы пришли к пониманию необходимости составления методических рекомендаций для педагогов средних групп по формированию пространственных представлений у детей.
В современном воспитательном процессе применение подвижных игр для формирования пространственных представлений средних дошкольников занимает очень важное место, и главная задача воспитателей умело и творчески стремиться активизировать игровую деятельность. От правильного руководства игрой, выполняемого педагогами, от своевременного обогащения игровой деятельности современными игровыми технологиями, зависит успех выполнения игровых действий, умение детей жить в едином детском коллективе, развитие их кругозора и речи.
Выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Развитие ребенка как гармоничной личности не представляется возможным без своевременного развития пространственного мышления. Для всех видов человеческой деятельности пространственные представления имеют универсальное значение, охватывая самые разные стороны взаимодействия человека с действительностью.
Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков (Л.А. Венгер, Р.К. Говорова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Леушина, Т. А. Мусейбова, В.П. Новикова, М.А. Фидлер и др.). В психологическом словаре пространственные представления рассматриваются как представления о пространственных и пространственно – временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д.
Основную функцию пространственного мышления исследователи определяют следующим образом: «Под пространственным мышлением подразумевается свободное оперирование пространственными образами, созданными на различной наглядной основе, их преобразований с учетом требований задачи» [Якиманская, 2005, с. 99].
Многие исследователи одной из самых важных сторон умственного развития ребенка называют формирование способностей к ориентации в пространстве. Этим вопросом занимались психолог, создатель нынешнего факультета психологии СПбГУ Борис Григорьевич Ананьев, доктор психологических наук, профессор Анна Александровна Люблинская и др.
В своем труде, посвященном детской психологии, Анна Люблинская целую главу отводит проблеме детского мышления. Она отмечает, что в исследовательской литературе довольно большое количество работ посвящено характеристике отдельных форм мышления, а особенности перехода от одной формы к другой изучены значительно слабее. Сама же исследовательница считает переходные периоды «узловыми пунктами мыслительной деятельности детей» [Люблинская А.А. Детская психология]. Исследуя зарубежную и отечественную литературу, Люблинская пишет: «Решающую роль в формировании умений оперировать своими представлениями играют своеобразные модели и схемы. С их помощью дети сначала в плане внешней развернутой деятельности воспроизводят перемещение предмета в пространстве, а затем предвосхищение таких перемещений осуществляется ими в плане представлений. Таким образом, у детей формируется умение произвольно оперировать своими представлениями в процессе решения соответствующих задач» [Люблинская].
Пространственное мышление развивается у ребенка с младенчества, когда он начинает ощущать свое тело, свои руки, ноги, свои мышцы, свои движения. Первая игрушка, которую ребенок взял в руку и потянул в рот, сигнализирует о начале формирования представлений малыша о пространстве. Дальнейшее развитие пространственного мышления ребенка осуществляется в процессе практической деятельности, основной формой которой, по мнению многих исследователей детской психологии во все времена выступает игра.
Одним из самых популярных способов формирования пространственных навыков является конструирование. Это и любимый детьми конструктор, из которого можно построить и дом, и машину, и даже целую машинную парковку с несколькими уровнями; и изготовление поделок из бумаги, картона, дерева металлических или пластмассовых деталей и т.д. Как пишет Т. С. Комарова: «Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению» [Комарова, 2012, с. 90].
Качественное изменение на развитие пространственного мышления оказывает первый шаг ребенка. Когда ребенок встает с горизонтального пола, где он до этого ползал, пространственный мир для малыша сразу же расширяется, появляются новые пространственные отношения между двумя и более предметами.
Познание нового пространства происходит у ребенка только через взаимоотношение с предметом. Когда малыш пытается дотянуться до маминых бус, висящих на зеркале, он понимает, что они находятся слишком высоко, а он сам еще слишком невысокий. Когда ребенок бросает мячик в коробку, он постепенно понимает, что надо бросать дальше или поставить коробку ближе. Так пространственные представления формируются в процессе бытовых действий.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы