Курсовая с практикой на тему Подвижные игры как средства оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР. 9
1.1. Сущность понятия двигательной активности в научных
исследованиях. 9
1.2. Характеристика подвижных игр. Значение подвижных игр
для детей. 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВА
ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 22
2.1. Организация процедуры исследования и выбор методик. 22
2.2. Комплекс мероприятий по использованию подвижной игры
как средства оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного
возраста 31
2.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ. 52
Введение:
Актуальность.
В последнее время обеспечение
двигательной активности дошкольников приобретает особую актуальность, что
обусловлено как ухудшением здоровья населения в целом, так и рядом
социально-экономических и психологических факторов. Отмечается существенное
снижение показателей здоровья детей, вызванное недостаточной двигательной
активностью. В современных дошкольных образовательных программах большое
значение придается содействию полноценному
физическому воспитанию детей, профилактике заболеваний, организации оздоровительных
мероприятий, обеспечении потребности в двигательной активности. Необходимость в движениях является
важной физиологической потребностью детского организма, возникая как условие
его нормального формирования и развития.
В современных условиях значительно возрастает значение рационально
организованной двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в
сохранении и укреплении их здоровья, развитии двигательных способностей,
воспитании физических и нравственно-волевых качеств.
Двигательная активность детей дошкольного возраста — это естественная
потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием для
формирования основных структур и функций организма, одного из способов познания
мира и ориентировки в нём, а также условием всестороннего развития и воспитания
детей.
К старшему дошкольному возрасту дети
овладевают основными движениями; они стремятся самостоятельно выполнять
достаточно сложные упражнения. Развивающееся двигательное воображение
становится одним стимулов увеличения двигательной активности за счет освоенных
способов действий с разными предметами и пособиями. Движения детей этого
возраста носят произвольный и целеустремленный характер. Они самостоятельно
различают основные виды движений, частично умеют выделять их элементы, пытаются
оценивать результаты своих действий, сопоставляя с образцом.
Игра
является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Подвижная
игра представляет собой первую доступную для детей форму деятельности, которая
предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В Запорожец). По
утверждению отечественных педагогов П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д.
Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического
воспитания.
Теоретическая основа исследования:
— современные теории и методики
физического воспитания детей дошкольного возраста (Э.Б. Кайнова, A.B. Кенеман,
Л.Б. Кофман, П.Ф. Лесгафт, Д.В. Хухлаева и др.);
— теоретические положения о влиянии двигательной
активности на физиологические системы организма (М.Ю. Кистяковская, Т.И.
Осокина, М.А. Рунова, В.Н. Шебеко и др.);
— теоретические положения о самостоятельной двигательной
деятельности детей (М.Н. Дедулевич, В.А. Шишкина и др.);
— вопросы о повышении и непрерывном нарастании
показателей двигательной активности детей на протяжении дошкольного возраста (Р.А.Ахундов,
H.Т. Лебедева, Т.Ю. Логвина, С.Г. Меринова, М.А. Рунова, Г.П. Юрко и др.);
— теоретические положения о половых и индивидуальных
различиях двигательной активности (Л.Н. Голубева, Х.А. Мелиев, В.А.Шишкина и
др.);
— теоретические положения о взаимосвязи двигательной
активности с биоритмами растущего организма (Ю.Ф. Змановский и др.);
— теоретические положения о зависимости двигательной
активности от типа высшей нервной деятельности ребенка (Л.Б.Ященко), суточных и
сезонных колебаниях (Р.А.Ахундов, H.Т. Лебедева, М.А. Рунова и т.д.).
Цель исследования: теоретически
обосновать и эмпирически подтвердить целесообразность применения подвижных игр как
средства оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного
возраста.
Объект исследования: двигательная
активность.
Предмет исследования: подвижные игры как
средство оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного
возраста.
Гипотеза исследования:
основана на предположении о том, что подвижные игры
обеспечивают потребность детей старшего дошкольного возраста в двигательной
активности при условии комплексного применения различных методов и средств на
занятиях.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научных
источников по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия двигательной
активности в исследованиях ученых
3. Дать характеристику подвижным играм:
классификации, содержанию, описать их значение для развития двигательной
активности.
4. Обобщить и интерпретировать результаты эмпирического
исследования эффективности применения подвижных игр с детьми старшего
дошкольного возраста как средства оптимизации двигательной активности.
Методология исследования: теоретические методы – анализ и синтез
научной и учебно-методической литературы по вопросам исследования; эмпирические
методы – тестирование, наблюдение; математические – количественный и
качественный анализ результатов исследования.
Нормативная
основа исследования представлена Законодательными и нормативными правовыми
актами: Конституцией Российской Федерации; Федеральными законами, Федеральным
Стандартом дошкольного
Заключение:
Проведенные
исследования психолого-педагогической и методической литературы позволил
подтвердить актуальность выбранной темы. Кроме этого в ходе исследования были
решены поставленные задачи.
Изучив и проанализировав мнение ученых,
исследователей и педагогов занимающихся проблем детской игры, мы можем сделать
вывод, что подвижная игра — это средство разностороннего воспитания личности
ребенка. Разнообразные подвижные игры способствуют всестороннему развитию
детей, содействуют оздоровлению организма, воспитывают морально-волевые
качества, самостоятельность и творческую инициативу.
Подвижные
игры, выступая в качестве важнейшего средства физического воспитания, оказывают
оздоровительное воздействие на весь организм ребенка, являются средством
совершенствования движений, формирования основных физических качеств,
стабилизации психической деятельности. В игре одновременно осуществляется
физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качеств, а также
происходит совершенствование двигательной активности.
На
основании проведенного исследования становится возможным заключить,
что результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости
проведения с детьми специальной работы по повышению уровня их двигательной
активности при помощи подвижных игр в рамках комплекса мероприятий, включавших
10 занятий с использованием подвижных игр, направленных на развитие таких
физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, скорость
движений и гибкость, а также на оптимизацию двигательной активности в целом.
Целью
мероприятий являлось повышение уровня двигательной активности дошкольников,
оптимизация двигательного поведения и достижение динамики в развитии движений
по мере приобретения двигательного опыта посредством использования подвижных
игр. Помимо подвижных игр, с детьми проводились общеразвивающие упражнения,
двигательная разминка, пальчиковые игры, динамические паузы, дыхательная
гимнастика, мероприятия, направленные на развитие физических качеств,
общеукрепляющих физическое и психическое здоровье мероприятий (прогулки на
свежем воздухе, закаливание, самомассаж, психогимнастика и т.д.).
Результаты
диагностики свидетельствуют о позитивных качественных и количественных
изменениях по результатам протестированных параметров физической
подготовленности и двигательной активности. Сравнительный анализ параметров двигательной
активности старших дошкольников позволяет отметить, что у детей
экспериментальной группы произошла существенная динамика показателей по всем
тестам. После проведения комплекса мероприятий удалось прирост уровня развития двигательной
активности, что свидетельствует об эффективности реализованного комплекса
мероприятий с использованием подвижных игр.
Оптимизация двигательной активности детей старшего
дошкольного возраста будет результативна, если в ДОО будут созданы условия для
использования подвижной игры в качестве средства физического развития
дошкольника и разработано методическое сопровождение для проведения подвижных
игр с дошкольниками в комплексе с различными методами и средствами.
Таким
образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое экспериментальное
подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР 1.1. Сущность понятия двигательной
активности в научных исследованиях
Двигательная активность
является одной из основных, генетически обусловленных биологических
потребностей человеческого организма. Длительная гипокинезия ведет к
атрофическим процессам в скелетной мускулатуре вследствие функциональной
бездеятельности и нарушения биосинтеза белка. Скелетные мышцы становятся вялыми
и слабыми. Снижается активность кровеносных органов, сердца. Длительное
воздействие такого состояния приводит к общей отсталости организм и
возникновению ряда заболеваний. Двигательные функции неразрывно связаны с
вегетативными, с такими жизненно важными системами, как кровообращение и
дыхание, начиная с внешнего дыхания и кончая дыханием на клеточном уровне. В
исследованиях сотрудников лаборатории Совершенствование моторик ребенка
повышает иммунобиологические свойств организма, его устойчивость к инфекции.
Под двигательной активностью понимают
суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе
повседневной жизни.
Э.А. Степаненковой двигательная
активность интерпретируется в качестве основы индивидуального развития и
жизнеобеспечения организма ребенка, при этом деятельность основана на
активности (стремление к поддержанию связи с окружающим миром) [31, с. 265].
По
мнению А.Г. Щедриной под двигательной активностью следует понимать неотъемлемый
и сложный комплекс поведения человека, зависящий от биологических и внешних
факторов [37, с. 97].
Двигательная
активность выступает как решающий фактор, определяющий морфологическое и
функциональное развитие двигательного анализатора.
В
своих трудах Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов определяют двигательную активность как
естественную основу накопления резервов здоровья человека [34, с. 115].
Поэтому оптимальный для каждого ребенка уровень двигательной активности
благотворно влияет на все функции и системы организма, повышает устойчивость к
воздействию стрессогеных факторов: охлаждению, перегреванию, инфекциям. По определению Н.А.
Фомина, Ю.Н. Вавилова, накопление и обогащение двигательного опыта ребенка с
целью использования «двигательного богатства» на последующих этапах
жизнедеятельности является биологически оправданным.
Более современным понятием является «физическая активность».
По мнению А.Г. Комкова, физическая активность — это целеустремленная
двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья,
развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной
реализации своих задатков с учетом личностной мотивациии социальных
потребностей [41, с. 119].
Проанализировав соотношения понятий, «двигательная активность» и
«двигательная деятельность», мы выяснили, что активность является базисом для
деятельности и определяет ее качество.
В
отношении детей дошкольного возраста, справедливее всего, будет использование
понятия «двигательная активность» — биологическая потребность организма в
движении, от степени удовлетворения которой, зависят уровень здоровья детей, их
физическое и общее развитие.
Проблему
формирования и развития двигательной активности детей поднимали в разное время
множество отечественных и зарубежных ученых. Е.П. Ильин раскрывая значение
двигательной активности для человека сказал: «…человек существо не только
воспринимающее, думающее, но и двигающееся с целью удовлетворения своих
потребностей (в том числе и потребности в движении), для того, чтобы трудиться,
учиться, заниматься физкультурой» [20,
с. 118].
В
работах Ю.М. Исаенко характеризует «двигательную активность» как: «совокупность
произвольно регулируемых движений, имеющих условно-рефлекторную основу,
выражающихся в стремлении к поддержанию жизненного равновесия организма ребенка
с окружающим миром, проявляющихся в двигательных умениях и физических
качествах, обусловлена, как генетически, так и привитыми потребностями и
мотивами» [41, с. 119].
Двигательная
активность, в какой-то степени может оказывать влияние на социальный статус в
группе сверстников, известно, что хорошо развитые двигательные умения и
возможности играют важную роль в среде сверстников, особенно мальчиков.
Гиперкинезия
(повышенная двигательная активность) и гипокинезия (пониженная двигательная
активность) приводит к негативным последствиям для развивающегося детского
организма. Очень вредными для детей являются рывковые кратковременные силовые
нагрузки и нагрузки со статическим напряжением, вызывающие длительную задержку
дыхания [20, с. 118].
Подобная нагрузка негативно сказывается на костной, мышечной, дыхательной и
кровеносной системах организма. Хроническая гипокинезия приводит к гиподинамии,
которая ведет к нарушениям не только на физиологическом уровне, но и в социальном
поведении ребенка. Снижается специфическая устойчивость организма
(сопротивляемость вредным факторам), нарушается биосинтез белка в тканях,
снижается механическая прочность костной системы, уменьшается функциональная
возможность кровеносной и дыхательной системы [42, с. 120].
Специалисты выделяют
регламентируемую, частично регламентируемую и нерегламентируемую двигательную
активность [16].
Регламентируемая
двигательная активность представляет собой суммарный объём специально
избираемых и направленно воздействующий