Курсовая с практикой на тему «Подлежащее. Способы его выражения (на материале текстовлюбого автора) Использование материала на уроках русского языка».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Подлежащее как член
предложения. 5
1.1. Понятие
подлежащего как члена предложения. 5
1.2. Виды
подлежащих в разных типах предложения. 7
1.3. Принципы
введения подлежащего на уроках русского языка. 9
Глава 2. Анализ подлежащих в повести
«Собачье сердце». 14
2.1. Общая характеристика материала
исследования. 14
2.2. Анализ подлежащего в повести М.
А. Булгакова «Собачье сердце». 16
Глава 3. Обучение подлежащим на
уроках русского языка. 18
3.1. Введение подлежащего в контекст
обучения. 18
3.2. Использование материала на уроке
по формированию знаний о подлежащем 22
Заключение. 25
Список
использованных источников и литературы 26
Введение:
Современные программы главной целью
обучения русскому языку оценивают совершенствование речи и мышления школьников,
осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к
родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной
цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в
начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построение предложений
способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся,
формированию орфографических и пунктуационных навыков.
Работа
над предложением и отражением в нем грамматических отношений занимает в обучении языку центральное место
еще и потому, что усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии
осуществляется на синтаксической основе.
Многоаспектность
предложения требует работы над ним в начальных классах в различных
направлениях. Но в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных
классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в
той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа
предложения по цели высказывания и по интонации.
Подлежащее как основа предложения сегодня интересует большое количество
специалистов. Это приводит к тому, что данная синтаксическая единица все чаще
становится объектом исследования. Предметом предложения является человек,
место, вещь или идея, которая делает или является чем-то. Как правило, подлежащеее
тесно связано с глаголом. При анализе предложения лицо или инициатор действия в
предложении часто называется агентом предложения.
Вопросы синтаксической работы на занятиях русского языка рассматриваются в работах Е.В. Архиповой, С.Ю. Булановой, С.Ф Жуйкова, Л.Ю. Купаловой, Н.К. Онипенко, Н.К.
Перцевой, Н.А. Писаренко, Т.Н.
Пятницыной, Г.А. Фомичевой, Л.А. Фроловой.
Объект
исследования: особенности подлежащего как синтаксической категории Предмет
исследования: специфика реализации подлежащего в предложениях русского языка и
обучение подлежащему на уроках .
Цель
исследования: заключается апробировании приемов формирования знаний о
подлежащем на занятиях Гипотеза
исследования: сформированность знаний о подлежащем будет реализована в случае,
если:
– будет
применяться большое количество упражнений для формирования навыков речи и
языка.
–
направленной деятельности на преодоление трудностей при определении
подлежащего.
Задачи
исследования:
– рассмотреть
подлежащее как основу предложения
– выявить основные виды подлежащего
– проанализировать особенности подлежащего в
повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» – сформулировать методы и приёмы формирования
способов развития знаний на занятиях .
Методы исследования: анализ литературы,
классификация, обобщение, эксперимент.
Структура и объем
работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Заключение:
Современные программы главной
целью обучения русскому языку оценивают совершенствование речи и мышления
школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка,
воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В
осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как
изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и
построение предложений способствует развитию и совершенствованию
синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных
навыков.
Но
расценивание центральной роли представление вовсе не располагает умаления роли других синтаксических единиц,
ибо без единиц строения предложения, естественно, не было бы самого
предложения, а последнее в свою очередь важно не только само по себе, но и как
единица строения высказываний более высокого уровня.
Специалисты-русисты
до сих пор не могут прийти к соглашению о том, что подразумевается под данной
единицей. С одной стороны специалисты предлагают рассматривать подлежащее как
несущественное образование, которое выступает как своеобразный расширитель сказуемого.
С другой же стороны. Особенно в школьном курсе русского языка, подлежащее рассматривается в традиционном ключе.
На
базовом этапе усвоения предметом исследования являются членимые
словосочетания, каждый компонент которых структурно и семантически достаточен
для функционирования в роли отдельного члена предложения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Подлежащее как член предложения 1.1. Понятие подлежащего как члена предложения Характеризуя
подлежащее, П. А. Лекант отмечает, что специалисты-русисты до сих пор не могут
прийти к соглашению о том, что подразумевается под данной единицей. С одной
стороны специалисты предлагают рассматривать подлежащее как несущественное
образование, которое выступает как своеобразный расширитель сказуемого. С
другой же стороны. Особенно в школьном курсе русского языка, подлежащее рассматривается в традиционном ключе.
Если
же делаются попытки определить семантику данной единицы, то говорящий еще
больше запутывается в определении данной единицы. Как бы то ни было, споры о сущности
подлежащего родились из стремления определить грамматическую его роль в
сочетании с психологическим и семантическим характером явления. Раздвоение понятия подлежащего с последующим
расширением значения заложены в трудах крупнейших исследователей — А. А.
Шахматова, А. М. Пешковского.
В.
А. Богородицкий также выделял и подче вал форму подлежащего — именительный
падеж и определял значение подлежащего
как «главный предмет мысли». В то же время, при рассмотрении синтаксиса также
делались об условности отнесения семантических характеристик к определенным
видам подлежащего. Форма подлежащего никогда не подвергалась сомнению у
большинства ученых.
Смешение
элементов русского языка, которая породила проблему подлежащего определяется
спецификой самого синтаксиса русского языка и предопределено спецификой
развития синтаксической науки русского языка, раскрывая в предложении
принципиального новые аспекты.
Для
раскрытия подлежащего применялись логический, психологический и
лингвокультурологический подход, которые сталкивались между собой и активно
критиковались представителями други= направлений. Концепции предложения не
были «чисто» логической (Ф.
И. Буслаев), «чисто» психологической (А.
А. Потебня) и «чисто»
формальной (Ф.Ф.Фортунатов). Так,
Ф.И.Буслаев отмечал, что в
именном сказуемом главным является форма, а не имя; Фортунатов — «формалист» —
проанализировал различные реализации
в предложении «психологического подлежащего» и «психологического сказуемого», что
впоследствии вошло в науку как теория актуального членения предложения; А.
Шахматов подходил к подлежащему на основании понятия форму и представлял
подлежащее и сказуемое на основании данных языковых единиц. В. В. Виноградов,
не успевший наиболее подробно подойти к
русскому синтаксису, все же отразил подлежащее с позиции
структурно-грамматического подхода.
Центральным
звеном его синтаксиса становится предложение с позиции его структурной и
коммуникативной составляющей. В. В. Виноградова: грамматический, логический,
коммуникативный, семантический.
Огромный вклад
в развитие синтаксической теории
внесла Г. А.
Золотова, которая разработала
собственное определение синтаксиса с позиции коммуникативистики. Все приведенные понятия ориентируются на одно
положение – подлежащее везде рассматривается с позиции грамматики[1].
Тем
не менее, для определения подлежащего характерным становится установленный
терминологический аппарат, который представлен большим количеством терминов — субъект»,
«предикат», «предикативность», «предикация», «предицирование», «предикативные
отношения» и др., причем характеристики эти не обозначены достаточно четко, в
результате чего каждый автор реализует данные подходы принципиально по-разному.
Как
следствие, сегодня понятие подлежащего изменяет свое наполнение. Сегодня
нередко специалисты призывают отказаться от формализма именительного падежа,
представив подлежащее разными позициями. [1] Божович Е.Д. Учителю о языковой
компетенции школьника. М., Воронеж, 2002. С. 47