Курсовая с практикой на тему Подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада в истории педагогики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты формирования развивающей предметно-пространственной
среды детского сада. 6
1.1 Подходы
к формированию развивающей предметно-пространственной среды детского сада. 6
1.2
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды детского сада. 9
Глава 2.
Использование педагогического опыта в проектировании развивающей
предметно-пространственной среды детского сада. 15
2.1
Особенности предметно-игровой среды в дошкольном учреждении. 15
2.2 Организация предметно-развивающей среды по
методике Марии Монтессори 20
Заключение. 27
Список литературы.. 30
Введение:
Введение
Последнее
десятилетие для дошкольного образования является периодом интенсивного поиска
новых концептуальных идей и путей развития. Проблема модернизации содержания
дошкольного образования, возникшая в связи с необходимостью обновления
принципов ее целей и задач, оптимизации жизни современного ребенка в
соответствии с демократических принципов российского общества, является
актуальной и первоочередной для ученых и практиков.
Современное
образование основывается на развитии и саморазвития «Я» каждого человека. До
сих пор сущность работы с дошкольниками заключалась в трансляции им знаний,
умений и навыков, которые понадобятся в будущем. Постепенно начали отходить в
прошлое догмы традиционного обучения и воспитания дошкольников, на практике в
большинстве случаев ориентированы на усвоение навыков письма, чтения,
математики. Традиционная педагогическая наука игнорировала роль в развитии
дошкольника его собственных сущностных сил, субъектной активности, не
признавала проблемы саморазвития. Дошкольники находились в искусственно
созданных условиях, которые не соответствовали потребностям их естественного
развития. Поэтому возникла необходимость, прежде всего, в новых подходах к
определению целей и задач развития и воспитания ребенка.
Цель
национального дошкольного образования — создать благоприятные условия для
личностного отношения и творческой самореализации каждого ребенка. Приоритетами
государственной политики в развитии дошкольного образования является его
личностная ориентация, формирование гуманистических ценностей, обеспечения
физического, психологического и нравственного здоровья ребенка [2, с.7].
Система дошкольного образования должна обеспечивать предоставление приоритета
сегодняшним развивающим, воспитательным и учебным заданиям перед не перспективными,
отказ от взгляда на дошкольное заведение как на школу для маленьких,
переориентацию на социальное развитие ребенка, воспитание его индивидуальной личности.
Задача дошкольного образования — создать надлежащие условия для реализации
ребенком своего естественного потенциала (физического, психологического,
социального).
Осознание
необходимости поиска новых подходов привело к пониманию того, что оценка
качества и развивающего потенциала образовательной среды ребенка должна быть
первоосновой действий и взаимоотношений педагогической деятельности.
Практическое решение задач современного дошкольного образования требует
основательной психолого-педагогической основы для организации образовательного
процесса и создание образовательно-развивающей среды.
В
общем средой называют совокупность явлений, процессов, оказывающих влияние на
исследуемый объект; комплекс условий, окружающих человека и взаимодействуют с
ней как с организмом и с личностью. Различают внешнюю и внутреннюю, предметную
и социальную среду, а также др. [3, с.7]
Проблема
исследования образовательной среды определяется отечественными и зарубежными
учеными как одна из важнейших педагогических проблем. Анализ педагогической,
психологической литературы, педагогической практики свидетельствует об интересе
к проблеме формирования образовательно развивающей среды, что связано с
гуманизацией среды (И. Песталоцци, Я. Корчак, В. Сухомлинский), интеграцией
влияния социальной среды на развитие личности (Л. Буева, С. Моложавый, С.
Шацкий), организацией целостного воспитательного процесса в развивающей среде
(М. Монтессори, Г. Штайнер, Р. Фахрутдинова) созданием комфортной среды
учебного заведения (А. Воробьева, Т. Лошакова).
Влияние
образовательной среды на актуализацию духовно-творческого потенциала личности
исследовали Ш. Амонашвили, А. Анохин, Ю. Бродский; влияние культурной среды —
А. Трошева, Н. Романченко; образовательного — А. Воронин, С. Дерябо, В. Левин;
окружающей среды — В. Афанасьев, Г. Тараскина.
Однако
остается неисследованным вопрос технологий формирования образовательно
развивающей среды, педагогические условия, подготовки методов воспитания к
формированию образовательно-развивающей среды.
Целью
курсовой работы является обоснование особенностей и условий формирования
образовательно развивающей среды дошкольных образовательных учреждений.
Задачи
курсовой работы:
—
рассмотреть подходы к формированию развивающей предметно-пространственной среды
детского сада;
—
провести проектирование развивающей предметно-пространственной среды детского
сада;
—
проанализировать особенности предметно-игровой среды в дошкольном учреждении;
—
исследовать организациюпредметно-развивающей среды по методике Марии
Монтессори.
Объект
исследования — формирование развивающей предметно-пространственной среды
детского сада.
Предмет
исследования – Подходы к проектированию развивающей предметно-пространственной
среды детского сада.
Заключение:
Полноценная
образовательно-развивающая среда предполагает единство социальных и природных
средств обеспечения жизнедеятельности ребенка. К ним относятся
архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные
студии; игровые и спортивные площадки; конструкторы; тематические наборы
игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и
обучения [8].
Благоприятная
среда должна пробуждать детей к активности, давать им возможность осуществлять
различные виды деятельности. Вместе с тем, она же должна при необходимости
тушить чрезвычайную активность, давать возможность отдохнуть. Поэтому
развивающая среда предполагает наличие места для релаксации. Это может быть и
«уголок уединения», и уютная комната с мягкой мебелью и другими элементами, которые
способствуют отдыху. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет организации
выставок детских работ (рисунки, аппликация и т.д.). К участию в выставке
следует привлекать творческие работы всех детей, независимо от уровня
исполнения.
Важным
компонентом образовательно-развивающей среды, благоприятной для возникновения и
развития самостоятельной деятельности, является социальное окружение, то есть
наличие круга общения с детьми и взрослыми. Заметим, что основным субъектом
образовательного процесса является ребенок.
В
работе с дошкольниками продолжается поиск и обеспечение природосоответствующих
компонентов среды, которые помогали бы полноценному становлению личности.
Основой образовательно-развивающей среды для становления такой личности
является обеспечение доброжелательной атмосферы, где бы ребенку предоставлялось
право на активность, доверие, ошибку и доброжелательное отношение. Ребенок
может развиваться как представитель человечества и как его равноправный член
только под влиянием речи людей, которые его окружают. Доверительные отношения,
личные контакты со взрослыми имеют положительное влияние на содержание и
уровень положительной деятельности дошкольников, поскольку в процессе такой деятельности
постепенно закладываются базовые качества личности (самостоятельность,
ответственность, креативность, самообладание, справедливость, благоразумие,
человечность и т.д.), необходимые для самовыражения и самореализации ребенка в
ее свободном бытии.
Итак,
образовательно-развивающая среда для ребенка является важным условием
эффективной подготовки его к будущей самостоятельной жизни. Она должна быть
организовано так, чтобы побудить ребенка к выполнению активных действий в
соответствии с его жизненным ритмом, физическими и психическими возможностями.
Образовательная среда дошкольного учебного заведения выполняет, прежде всего,
важную интегрирующую функцию, с одной стороны, и функцию формирования
определенного уровня образования и социального заказа на определенной
территории. Образовательное пространство является фактором организации
взаимодействия личности и других субъектов образования дошкольного учреждения,
содержательным источником, базой и предпосылкой социализации индивида. В
процессе социализации индивид «черпает» из образовательного пространства
ресурсы для формирования и развития.
При
моделировании необходимых компонентов образовательно-развивающей среды
дошкольных образовательных учреждений считаем целесообразным учитывать такие
психологические аспекты:
а)
факторами формирования образовательной среды выступают компоненты жизненного
пространства личности как специфического физического окружения, социокультурных
обстоятельств, определяющих общий уклад и ритм жизнедеятельности;
б)
образовательная среда должна быть открытой системой и обеспечивать
диалогичность всех контактов ребенка;
в)
обязательным является создание пространства полного выражения индивидуальных
возможностей дошкольников.
Таким
образом, создание образовательно-развивающей среды в дошкольных образовательных
учреждениях — многоплановый процесс, который является результатом мыслей,
усилий специфических особенностей и действий администрации; родителей. Методика
обустройства этой среды требует глубокого педагогического исследования.
Основными
условиями формирования образовательной развивающей среды дошкольных
образовательных учреждений являются:
1)
создание условий для свободной самостоятельной деятельности ребенка;
2)
создание творческой комфортной взаимодействия среди дошкольников, во время
общения с воспитателями, с родителями;
3)
использование различных методов и средств активизации деятельности,
обеспечивает личностно-ориентированное развитие ребенка;
4)
рациональное обустройство предметно-игровой среды;
5)
обеспечение доброжелательной атмосферы, где бы ребенку предоставлялось право на
активность, доверие, ошибку.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты формирования развивающей предметно-пространственной среды
детского сада
1.1 Подходы к формированию развивающей
предметно-пространственной среды детского сада
Во
всех гуманистических теориях и практиках дошкольного воспитания прошлых времен,
как и сегодня, проблема формирования образовательно-развивающей среды предусматривала
создание предметно-игровой среды. «Без соответствующей среды нет конструктивной
деятельности ребенка, — писала М. Монтессори. — Окружение ребенка — это не
просто сочетание предметов для игр или какого-то их применения, среда должна
иметь целостную форму (образ) и ориентироваться на целостное восприятие
ребенка, а не на сумму его возможностей». Ребенку не нужна дорогая среда.
Наоборот, в ней должна быть «определенная (очерченная) незавершенность, но не
бесформенность» [9, с.6].
Выдающийся
педагог одной из первых обратила внимание на проблему формирования
образовательной развивающей среды, считала свободную самостоятельную
деятельность в созданном педагогом пространственно-предметной среде важнейшей
предпосылкой раскрытия ребенком внутреннего потенциала. Поэтому, по ее мнению,
задача педагога заключается, прежде всего, в предоставлении ребенку средств
саморазвития и ознакомлении его с правилами пользования ими. Особое место в
предметно-игровой среде принадлежало дидактическим, развивающим материалам,
которые использовались целенаправленно и побудили к размышлениям. [9, 10].
Исследователи
считают, что привлекают детей, подсказывают им творческие замыслы, помогают
элементарно сориентироваться в ситуации выбора и формируют стремление к
содержательной занятости такие элементы предметно-игровой среды, как: