Курсовая с практикой на тему Подготовка обучающихся 9 класса к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Подготовка к олимпиаде школьников по экологии. 4
1.1. Основные составляющие подготовки к олимпиаде
школьников по экологии 4
1.2. Особенности подготовки к олимпиаде по экологии. 6
Глава 2. Принципы
составления олимпиадных заданий и экологическая составляющая Федерального
государственного образовательного стандарта 13
2.2. Принципы составления олимпиадных заданий и
формирования комплектов олимпиадных заданий. 13
2.2. Экологическая составляющая Федерального
государственного образовательного стандарта. 15
2.3. План подготовки
обучающихся к Всероссийской олимпиаде
школьников 25
Заключение. 32
Список
использованной литературы 33
Введение:
Работа с талантливыми детьми всегда
была и остаётся приоритетным направлением в деятельности педагога. В плане
действий по модернизации общего образования проблеме поиска одарённых детей
уделяется особое внимание: «Развитие системы поиска одарённых детей выявление и
развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к
научно-исследовательской деятельности, создание единой федеральной базы данных
победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников,, мероприятий и
конкурсов, по результатам которых присуждаются премии для поддержки талантливой
молодежи.
Таким образом, организация поддержки
одарённых детей — одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы,
олимпиады, конференции, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном
внимании к достижениям детей на государственном уровне. А общеобразовательное
учреждение является местом для развития таланта ребёнка, и в центре
пристального внимания педагогов должны постоянно находиться дети, проявляющие
признаки одарённости, т.е. те, кто отличается высокой любознательностью и
потребностью в творчестве.
Объект исследования:
подготовка обучающихся 9 класса к участию в олимпиаде школьников по экологии.
Предмет исследования:
подготовка обучающихся 9 класса к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиаде
школьников по экологии.
Цель исследования:
изучить особенности подготовки обучающихся 9 класса к участию в региональном
этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии.
Задачи исследования:
2. Проанализировать
особенности подготовки к олимпиаде по экологии
1. Изучить принципы
составления олимпиадных заданий и экологическая составляющая Федерального
государственного образовательного стандарта.
Заключение:
При планировании работы с группой
школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности.
Учитывая разный возраст и разный
уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальных образовательных
траекторий для каждого участника, причём ученику должна быть предоставлена и
свобода выбора этой траектории. Отсюда вытекает свободное посещение большинства
занятий, свободный выбор направления познавательной или исследовательской
работы.
Ученики могут прийти на занятие,
чтобы получить краткую консультацию и задание для индивидуальной работы, чтобы
получить помощь в выполнении проектных работ, собираются мини-группы для решения
биологических задач, обсуждения теоретических вопросов. Старшие могут, решая
свои задачи, выступить в роли консультантов и контролёров для младших. Учитель
консультирует отдельных учеников или беседует с мини-группами, намечает
перспективы и цели дальнейшей подготовки.
Учитывая, что эти занятия
проводятся, как правило, после напряжённого учебного дня, неплохо предусмотреть
возможность отдыха, релаксации. Возможность выпить чашку чая, послушать
негромкую музыку может оказаться совсем не лишней.)
Из сказанного ясно, что наличие
группы школьников не означает преобладания групповых форм работы.
Напротив, такие формы должны быть
более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих. Это может быть
демонстрация биологического эксперимента, интересные лекции
выпускников-биологов, рассказ об итогах прошедшей олимпиады, конкурса проектов,
своеобразный самоотчёт участников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Подготовка к олимпиаде школьников по экологии
1.1. Основные составляющие подготовки
к олимпиаде школьников по экологии
Традиционно дети принимают участие
во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и экологии.
Победа в олимпиаде — особая гордость
школы и личное достижение учеников. За ними стоят знания, волевые качества, а
также совершенствование учебных программ и эффективность работы преподавателей.
Что касается системы подготовки учеников
к Олимпиаде, которая давно разработана, то я буду уделять ей больше внимания.
Эта работа характеризуется несколькими аспектами, которые играют важную роль в
качественном обучении.
Создайте команду.
— Выявить наиболее подготовленных,
одаренных и заинтересованных учеников;
— Передача опыта участия в
Олимпиаде;
— Создать атмосферу взаимопомощи;
— Психологический тренинг для новых
участников.
Работа по подготовке учеников к
участию в олимпиаде начинается с идентификации.
Мы планируем нашу работу.
— Создание персональных
образовательных траекторий;
— Индивидуальные формы работы лучше
коллективных форм работы;
— Тесное взаимодействие между старшими
и младшими школьниками.
Давайте перейдем к содержательной
стороне подготовки к Олимпиаде. Что нужно ученикам для участия в этой
викторине? Учитывая специфику биологии как естественной и экспериментальной
науки, мы можем выделить три составляющие этого успеха.
Составляющие успеха:
— Развитие биологического кругозора;
— Умение решать биологические
задачи, работать с тестированием;
— Практические навыки и умения.
Эти ключевые моменты определяют
основное направление подготовки учеников.
Мы решаем проблему, проводим тест.
Ученики имеют возможность выполнять
простые задания поэтапно, сначала, а затем более высокого уровня сложности.
Учитель всегда покажет решение проблемы, обратит внимание на ошибку.
Старшеклассник также может дать задание, а затем проверить его, в то же время
вспоминая, как он справился с этим заданием. Перед муниципальным этапом
олимпиады по биологии и экологии мы регулярно проводим различные онлайн-тесты в
компьютерном классе, отдавая приоритет заданиям прошлых лет.
Мы выполняем практическую работу [1].
Часто ученики, успешно преодолевшие
биологию теоретической городской олимпиады, сталкивались с трудностями на
практике. Требования к практическим турам возрастают с каждым годом, ведь
именно здесь ученики могут применить свои знания на практике. При подготовке к
практическому путешествию мы уделяем большое внимание таким аспектам, как
производство микропрепаратов, умение работать с детерминантами и выполнение
лабораторных работ в соответствии с рекомендуемыми инструкциями. Проблема в
том, что в школах часто не хватает условий для подготовки к реальным посещениям
:лабораторного оборудования, реактивов.
Из вышесказанного можно сделать
вывод, что победитель Олимпийских игр должен быть подготовлен, система
тренировок должна быть четкой, с хорошим контролем и самоконтролем, удобной и
гибкой, учитывающей возрастные и психологические особенности ребенка [5].
Обобщения и корректировки.
Были обсуждены результаты олимпиады,
проанализированы наиболее интересные задачи и обсуждены другие возможные
решения. Каждый участник проводит тщательный самоанализ своих личных
достижений, корректируя планы дальнейшей работы.
Понятно, что, как и в любом
соревновании, в олимпиадах разного уровня есть победители и проигравшие.
Поэтому важно, чтобы результат следующих Олимпийских игр воспринимался каждым
участником как очередная победа, если не победа над другими участниками, то
хотя бы победа над самими собой.
1.2. Особенности подготовки к
олимпиаде по экологии
В соответствии с положениями "Положения
об утверждении Положения о Всероссийской школьной олимпиаде",
утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22 октября 2007 года № 286, и перечнем общеобразовательных предметов,
утвержденным приказом № 134 Приказа Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23 апреля 2008 года"Перечень общеобразовательных предметов об
утверждении порядка проведения Всероссийской школьной олимпиады", с 2009
года по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации
проводится ежегодная Всероссийская университетская олимпиада по безопасности
жизнедеятельности на представительных и авторитетных форумах [11].
Основными целями Олимпийских игр
являются:
— Выявление и развитие творческих
способностей учеников и интереса к научно-исследовательской деятельности в
области безопасности жизнедеятельности, создание необходимых условий для
поддержки одаренных детей, популяризация научных знаний по вопросам личной,
социальной и национальной безопасности и защиты;;
— Пропаганда и популяризация здорового
и безопасного образа жизни среди молодежи; ценностного отношения к жизни и
здоровью человека; уважения к героическому наследию России, ее национальному
символу; патриотизма и чувства ответственности за защиту Родины.
Основные задачи Олимпийских игр:
— Определить уровень теоретической и
практической подготовки участников олимпиады, обеспечить успешные действия по
решению вопросов личной и общественной безопасности, оказать само-и
взаимопомощь, систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности,
обеспечить безопасность людей;
— Развивать бдительность, осторожность,
разумную осторожность и педагогическую направленность(отношение) на выявление и
учет различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей;;
— Улучшить правовое, этическое,
экологическое и экономическое понимание задач безопасности жизнедеятельности;
— Формирование общественного мнения
в поддержку Всероссийской олимпиады школьников и участия как можно большего
числа учащихся в образовательных организациях Российской Федерации .
Программа Олимпийских игр предлагает
теоретическое и практическое путешествие.
Теоретический тур посвящен
обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, обеспечению личной
безопасности в чрезвычайных ситуациях, государственной системе обеспечения
безопасности населения, основам национальной обороны и военной ответственности,
оказанию первой медицинской помощи, ликвидации пожароопасных ситуаций, а задача
практического тура позволяет детям показать свои навыки, определить уровень
личной подготовки к выполнению приемов оказания первой медицинской помощи, выживанию
в природной среде, действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера, а также
Одной из особенностей Олимпийских
игр является не только образование и воспитание, но и образовательный характер.
Ученики овладевают навыками сбора и анализа информации, самостоятельного
исследования проблемных ситуаций, формулирования проблем и закрепления
самостоятельной познавательной деятельности [3].
Междисциплинарный и комплексный
характер содержания образования помогает ученикам достичь междисциплинарных
связей на практике и сформировать научное и системное мировоззрение. На
Олимпийских играх ученики соревнуются за эрудицию, осведомленность в различных
областях науки, связанных с вопросами личной, общественной и национальной
безопасности.
Все одаренные дети нуждаются в
знаниях. Задача педагога — вовремя заметить проявление таланта ребенка,
заметить"искру любопытства", создать условия для его реализации.
Главное, чтобы подготовиться к Олимпиаде, — заинтересовать детей [8].
Олимпиадные задания требуют
глубокого понимания предмета, как правило, экстраординарных решений,
специальных творческих методов и способности мыслить нестандартно. Когда у
людей в душе будет гореть олимпийский огонь, тогда все получится. Вы должны
быть страстными.
Критериями успешной подготовки учеников
к участию в олимпиаде являются:
— Желание учителя это сделать;
— Наличие мотивации у учеников и
преподавателей;
— Выявление любопытных, ищущих,
увлеченных учеников;
— Высокая психологическая
устойчивость учеников;
— Отличная физическая подготовка.
На школьном этапе олимпиады учащиеся
5-11 классов, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с
образовательным планом основного общего образования и среднего общего
образования, участвуют в индивидуальных мероприятиях на добровольной основе.
Участники школьного этапа олимпиады
делятся на 4 возрастные группы:
а) Возрастная группа 1 — учащиеся
общеобразовательных организаций 5-6 классов;
б) Вторая возрастная группа — учащиеся
7-8 классов общеобразовательной организации;
в) Третья возрастная группа — учащиеся
9 — го класса общеобразовательной организации;
г) Четвертая возрастная
группа–учащиеся 10-11 классов общеобразовательной организации.
Участники школьного этапа олимпиады
имеют право выполнять олимпиадные задания, предназначенные для старших классов
(возрастных групп), которые связаны с человеком, для которого они обучаются.
Если они войдут в следующий этап олимпиады, эти участники будут выполнять
олимпиадные задания, предназначенные для класса (возрастной группы), который
они выберут на школьном этапе Олимпиады.
Для учителей участие в олимпиаде — это
плодотворная экспериментальная деятельность. Все творческие открытия,
методические разработки могут быть реализованы в педагогической практике и
принести значительные результаты.
В качестве основы любой
педагогической технологии, которую учителя используют для подготовки своих
учеников к олимпиаде, следует применять индивидуальный подход к каждому ученику
и сосредоточиться на самостоятельной работе ученика.
Обобщая опыт учителей, которые участвуют в
олимпиадах высокого уровня и побеждают, можно выделить следующие два метода:
1. Поддерживайте интерес к изучению
внеклассных материалов, предоставляя решения нестандартных проблем (учащихся
обычно интересуют вопросы, требующие новых методов или использования знаний,
выходящих за рамки школьных учебников) и поощряя интерес к изучению внеклассных
материалов.;
2. Индивидуальный подход к каждому
участнику Олимпийских игр, правильное выстраивание образовательной траектории
развития учащихся (наставники могут и должны рекомендовать учащимся литературу
для обучения, предоставлять ссылки в интернете, находить научных консультантов,
наставники не могут и не должны знать всего), содействие в самоопределении и
развитии личности участников Олимпийских игр, а также формирование методических
знаний в подопечном.
При подготовке к Олимпийским играм
следует уделять первоочередное внимание и поощрять самостоятельную работу
молодежи. Самостоятельный творческий поиск — наиболее эффективная форма
подготовки к олимпиаде. Вы можете проводить факультативные курсы, которые
показывают методы решения нетрадиционных проблем, вы можете заниматься молодым
талантом в одиночку, но если подросток в какой-то момент не чувствует
необходимости искать новые знания для решения все более сложных проблем, вы
можете заниматься молодым талантом в одиночку [6].
Итак, что же необходимо ученикам,
которые успешно готовятся к Олимпиаде? Прежде всего, желание учителя это
сделать. Без внутренней мотивации невозможно добиться результатов в любом
бизнесе. Во-вторых, есть любопытные, ищущие, увлеченные ученики.
Педагогический опыт и талант помогут
учителям увидеть способного подростка, который больше заинтересован в изучении
проблемы и обладает целеустремленностью, готовностью преодолевать препятствия и
достигать поставленных целей.
Только при наличии этих условий
можно всерьез говорить о подготовке к Олимпиаде.
Психологическая подготовка играет
очень важную роль в подготовке учеников к олимпиадам всех уровней. Ни для кого
не секрет, что участники Олимпийских игр испытывают стресс, чем выше уровень
олимпийских соревнований, тем больше давление. Правильное отношение зависит не
только от результата участника, но и от его психического здоровья. Поэтому
необходимо привлекать школьных психологов к сотрудничеству с участниками
Олимпийских игр.