Курсовая с практикой на тему Подготовительный этап при объяснении нового материала на уроках русского языка в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 УРОК — ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ 6
РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ 6
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 6
ГЛАВА 2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 11
В ШКОЛЕ 11
2.1 Структура урока и значение каждого этапа в изучении русского языка 11
2.2 Роль подготовительного этапа при объяснении нового материала 16
2.3 Специфические методики в подготовительном этапе 20
2.4 Практическое применение разных примеров на подготовительном этапе урока 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список литературы 33
Введение:
Методика преподавания русского языка, как наука, начала свое существование после выхода работы Ф. И. Буслаева «О преподавании отечественного языка», в 1844 г. В работе был проанализирован и обобщен опыт преподавания русского языка, а также изложены идеи и принципы преподавания русского языка из личного опыта автора.
В первой части работы Ф. И. Буслаева раскрываются вопросы отечественной и зарубежной дидактики, во второй – теории и истории русского языка и стилистики. В то время основными методами обучения автор-методист считал объяснительное чтение, грамматическое письмо, развитие речи учащихся, осмысленное восприятие закономерностей развития русского языка.
Автор обращает внимание и на недостатки преподавания русского языка, среди которых формально-грамматическое изучение, дедуктивный путь учения, отсутствие учебников русского языка, разобщенность учителей, разрыв между школьным и научным курсом русского языка, не отражение истории языка [1, стр. 35-37].
Своей работой Ф. И. Буслаев стал основоположником направления, которое изучает не только язык, но и носителя языка. В работе предложены две методические концепции преподавания языка: лингвоцентрическую и антропоцентрическую. Лингвоцентрическая концепция определяла язык как систему, состоящую из нескольких уровней: фонетического, морфологического и т. д. Антропоцентрическая концепция изучала языковую личность, человека, который способен производить и воспринимать речь, которой отводится ведущая роль [1, стр. 52-54].
Антропоцентрическая концепция обучения русскому языку применяется и в современных школах.
Преподавание – сложная, многокомпонентная динамическая система, которая моделируется с учетом объекта, которого необходимо учить. Эта система требует синтеза и дифференциации всех теоретических знаний и умений, а также навык анализа и моделирования ситуаций и умения их использовать в педагогической практике.
Учитель – «транслятор» учебного знания. Но главная задача учителя транслировать не только знания, но и культурные, общечеловеческие ценности, участвовать в формировании и развитии личности ребенка.
Современная образовательная система (классно-урочная) построена по схеме, предложенной дидактиком Я. А. Коменскиим, который считал принцип деления на предметы — основа модели научного знания [2, стр. 65-68].
Сегодня говорят об интеграции 15 предметов, которая поможет школьнику сформировать собственную картину мира. С изменениями в социуме динамически меняются взгляды на образование, методику преподавания. Такие изменения направлены на то, чтобы идти в ногу со школьником, мировоззрение которого тоже изменилось. Главное состояние современных методик преподавания любого предмета – динамика поиска и подбор новых средств, форм, методов и технологий обучения.
Основные положения школьного урока являются базовыми (фундаментальными), однако каждый последующий этап в развитии системы образования вносит изменения и в концепцию урока.
Современный урок и сейчас рассматривался как динамическая форма организации учебной деятельности школьников, главным персонажем которой является не учитель, а ученик.
Урок — это результатом творчества учителя и ученика на всех этапах от постановки целей до анализа их достижения. На уроке реализуются все направления обучения, воспитания и развития личности. Эффективный урок требует не только методической подготовки учителя, но также творческих решений и психологических приемов, направленных на мотивацию учеников и системного усвоения знаний.
В настоящее время особое значение придается реализации направлений в системе технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения. На это направлены основные требования Государственного образовательного стандарта, который делает значительный шаг к обновлению содержания обучения с целью нормативно закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения в современной школе без ущерба для фундамента конечных знаний [3, стр. 4-7].
Стандарт поддерживает идеи личностно-ориентированного обучения и его развивающие функции и направлен на адаптацию теоретических знаний к практическому применению и жизненной востребованности полученных результатов. Образовательный стандарт ориентирует школу на переход к новым принципам образования, направленным на умственное и общее развитие учащихся современной школы.
Все рекомендации направлены на обновление теории и практики всех предметов, в том числе русского языка.
Заключение:
Современные методики преподавания предполагает активное участие ученика в образовательном процессе не только как потребителя, но и как активного участника в творческом процессе познания, поэтому подготовительный этап составляет один из звеньев процесса обучения, в котором учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учениками и использует в ходе урока дидактический материал, который позволяет ученикам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Подготовительный этап выполняет преобразующий характер деятельности обучающихся: они наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Во время подготовительного этапа происходит интенсивная самостоятельная деятельность учеников, которая связана с решением проблемных ситуаций и эмоциональными переживаниями, сопровождающими эффект неожиданности.
Эффективным приемом на подготовительном этапе является коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, а также ситуации общения на уроке, которые позволяют ученикам проявлять инициативу, самостоятельность в решении вопросов с применением изученных навыков.
Динамическая структура подготовительного этапа позволяет учителю использовать разные методики и методы организации учебной деятельности, которые привлекают учеников в творческий процесс обучения и знакомства с новым материалом, который позволяет использовать опыт накопленных знаний в раскрытии субъективного опыта учеников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 УРОК — ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Каждый из авторов претендует на свою классификацию уроков, которые отличаются не только тем, что заложено в основание, но количеством типов, даже если в основе лежит один и тот же признак. Например, классификации уроков, основанные на дидактической цели, отличаются количеством типов уроков у И. Н. Казанцева (10 типов), у И. Т. Огородникова и Б. П. Есипова (5 типов), у Ю. Б. Зотова – 4 типа.
В основе классификации все авторы опираются на один из признаков, хотя некоторые подразумевают не один, а несколько признаков, но это не меняет сути классификации, лишь увеличивает количество классов.
Традиционно типология уроков широко разрабатывается в общедидактическом плане. Хотя большинство работ по данной проблеме относится к периоду 60—80-х годов прошлого столетия, они не утратили своей актуальности в современном мире с поправкой на привлечение ученика в участии формирования каждого из типов.
Каковы бы ни были разногласия основными считаются следующие типы уроков:
− по основной дидактической цели;
− по основному способу проведения уроков;
− по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели уроки классифицируются на:
− уроки ознакомления с новым материалом;
− урок закрепления изученного;
− урок применения знаний и умений;
− урок обобщения и систематизации знаний;
− урок проверки и коррекции знаний и умений;
− комбинированный (смешанный) урок.
По основному способу освоения нового материала и закрепления изученного:
− в форме беседы;
− лекции;
− самостоятельная работа учащихся;
− лабораторные и практические работы;
− сочетания различных форм занятий.
Если уроки классифицировать по основным этапам учебного процесса, то получим следующую градацию:
− вводные уроки;
− уроки первичного ознакомления с материалом;
− уроки усвоения понятий, законов, правил;
− уроки применения знаний на практике;
− смешанные или комбинированные уроки.