Курсовая с практикой на тему Подготовительная работа к изучению таблицы умножения во 2 классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения табличных случаев умножения в начальных классах 5
1.1 Общая характеристика формирования вычислительных навыков у младших школьников 5
1.2 Место табличного умножения в начальном курсе математики 9
Глава 2. Методические основы изучения табличного умножения 13
2.1 Особенности обучения младших школьников табличному умножению 13
2.2 Приемы работы по овладению табличными случаями умножения 21
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Именно в начальной школе предмет «Математика» закладывает фундамент для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая этот предмет, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений.
Одним из важнейших компонентов, на которых стоит математика, является таблица умножения. От прочного усвоения таблицы умножения зависит дальнейшее успешное изучение всех школьных дисциплин.
Цель исследования: исследование методики обучения табличному умножению; формирование навыков табличного умножения у учащихся младших классов.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1. Изучить общую характеристику формирования вычислительных навыков у младших школьников.
2. Рассмотреть место табличного умножения в начальном курсе математике.
3. Проанализировать особенности обучения младших школьников табличному умножению.
4. Представить приемы работы по овладению табличными случаями умножения.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников табличному умножению.
Предмет исследования: приемы формирования у младших школьников навыков табличного умножения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ понятийного аппарата.
Практическая значимость исследования: разработанные нами рекомендации могут быть использованы педагогами и родителями в процессе изучения табличного умножения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Одной из основных тем программы по математике для II класса является умножение и деление в пределах 100. Эта тема включает ряд вопросов теории, на основе которой изучают табличное умножение и деление, внетабличного умножения и деления, деления с остатком и особые случаи умножения и деления (с единицей и нулем).
Таким образом, изучение таблицы умножения является центральной задачей обучения математике в начальных классах. Знание табличных случаев должно быть доведено до автоматизма, так как только в этом случае учащиеся смогут успешно справиться с устными вычислениями при умножении и делении двузначного числа на однозначное, при делении двузначного числа на двузначное, а также с письменными случаями умножения и деления. Но это не значит, что дети должны механически зубрить готовые таблицы. Речь идет о формировании сознательных навыков, основанных на понимании смысла действий умножения и деления; на умении применять переместительное свойство умножения; на усвоении взаимосвязи между компонентами — и результатом действия умножения.
К табличному умножению относят случаи умножения однозначных натуральных чисел на однозначные натуральные числа, результаты которых находят на основе конкретного смысла действия умножения (находят суммы одинаковых слагаемых). Результаты табличного умножения в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам дети должны знать наизусть.
Табличные случаи умножения ученики должны усвоить на уровне навыка. Это сложный и длительный процесс, в котором можно выделить два основных этапа. Первый этап связан с составлением таблиц, второй – с их усвоением, т.е. прочным запоминанием.
Главная особенность обучения младших школьников табличному умножению в том, что они между собой еще сильно различаются по способностям, интеллектуальному развитию и, естественно, разному темпу работы. Именно поэтому очень важно разрабатывать задания нескольких уровней, которые позволяют каждому ученику работать в своем режиме. Разнообразие видов и форм работы позволяет учителю успешно решать задачи обучения математике.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения табличных случаев умножения в начальных классах
1.1 Общая характеристика формирования вычислительных навыков у младших школьников
Одной из важнейших задач обучения младших школьников математике является задача формирования вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является фундаментом изучения математики и многих других учебных дисциплин.
Проблема формирования у учащихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, дидактов, методистов, учителей. В методике начального обучения математике известны исследования М.А. Бантовой, Ф.В. Варегиной, Е.С. Дубинчук, Н.Б. Истоминой, А.А. Столяра и др [2,7].
На современном этапе развития начальной школы вычислительные навыки формируются на основе и в единстве со знаниями и умениями. Вычислительный навык, по определению М.А. Бантовой, – это высокая степень овладения вычислительным приёмом, он характеризуется свёрнутостью составляющих его операций. Полноценным методисты называют вычислительный навык, который обладает следующими свойствами: правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм и прочность [2, c. 38].
Действующая на сегодняшний день традиционная программа по математике обеспечивает изучение вычислительного приёма после того, как школьники усвоят его теоретическую основу (смысл арифметических действий, свойства арифметических действий и следствия, вытекающие из них, связь компонентов и результата арифметического действия, вопросы нумерации чисел, правила). Причём в каждом конкретном случае учащиеся должны осознавать сам факт использования соответствующих математических положений, лежащих в основе вычислительного приёма, конструировать различные приёмы для одного случая вычислений, используя различные теоретические положения.
Однако, как показывает практика работы школы, навыки, формируемые в начальных классах, у отдельных школьников не являются полноценными, что затрудняет их обучение в старших классах. Это обусловлено рядом фактов.
Во-первых, практическая значимость как устных, так и письменных вычислений в век компьютеров и вычислительной техники ставится под сомнение многими обучающимися. Во-вторых, учителя зачастую отрабатывают навыки письменных вычислений у школьников в процессе выполнения однотипных тренировочных заданий, которые требуют активной работы памяти и напряжения внимания. Такой подход, безусловно, обеспечивает формирование прочных и осознанных вычислительных навыков, но зачастую не вызывает у детей эмоционального отклика и интереса к работе.
Исходя из вышеизложенного, учителю необходимо искать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию полноценных вычислительных навыков, но и всестороннему развитию личности ребёнка. Рассмотрим некоторые проблемы формирования у младших школьников навыков письменного умножения на однозначное число.
В методике формирования вычислительного навыка выделяют подготовительный этап, этап ознакомления с новым вычислительным приёмом и этап закрепления вычислительного приёма и формирования вычислительного навыка. Предметом работы на подготовительном этапе являются вопросы теории, которые служат основой для выбора приёма вычислений [12, c. 27].
На этапе ознакомления с вычислительным приёмом учащиеся усваивают его суть: какие операции надо выполнить, в каком порядке и почему именно так можно найти результат арифметического действия.
На этапе закрепления знания вычислительного приёма и формирования вычислительного навыка школьники должны усвоить систему операций, составляющих приём, быстро выполнять эти операции, т.е. овладеть вычислительным навыком.
Все эти этапы сохраняются и при формировании навыка письменного умножения на однозначное число, основанного на использовании свойства арифметического действия умножения. Алгоритм письменного вычисления даётся учащимся начальных классов в упрощённом виде. Все операции, входящие в алгоритм, разъясняются младшим школьникам на конкретных примерах, которые подбираются в усложнённой последовательности, выполняемые действия комментируются сначала учителем, а затем учащимися.
Практика показывает, что дети не всегда понимают взаимосвязь, существующую между устными и письменными вычислениями, и иногда затрудняются соотнести между собой запись «в строчку» и «в столбик».
При объяснении письменного умножения важно выделить для ребёнка основные ориентиры его действий: умножение (как и сложение) начинаем выполнять с единиц низшего (первого) разряда; записывая полученный результат, следим за тем, чтобы единицы каждого разряда числа, полученного в произведении, стояли под соответствующими ему разрядными единицами множителей [14, c. 71].
Анализ письменных вычислений учащихся начальной школы позволил выявить типичные ошибки при выполнении ими умножения на однозначное число:
— ошибки, обусловленные недостаточно сформированным навыком табличного умножения;
— ошибки, связанные с применением правила умножения с нулём;
— ошибки, вызванные неосознанностью приёма умножения чисел, оканчивающихся нулями, и приводящие к нерациональной записи второго множителя под первым;
— ошибки в вычислениях с переходом через разряд;
— формальное выполнение проверки результата вычислений.
Повышению качества навыка письменного умножения на однозначное число, на наш взгляд, будет способствовать соблюдение ряда дидактических условий, а именно:
— проведение на каждом уроке подготовительной работы к выполнению письменных вычислений;
— создание определённого эмоционального настроя на выполнение вычислений; соблюдение принципа нарастания сложности;
— обращение к проверке полученного результата;
— соблюдение количественной меры решаемых примеров (подряд 4-5 примера) [16, c. 63].