Курсовая с практикой на тему Планирование работы классного руководителя
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы работы классного руководителя 5
1.1. Требования к компетенции учителя начальных классов 5
1.2. Особенности ведение документации по планированию работы классного руководителя 12
1.3. Взаимодействие классного руководителя и родителей учеников 14
Глава 2. Практические аспекты планирования работы классного
руководителя 20
2.1. Анализ педагогической деятельности классного руководителя начальных классов 20
2.2. Программа и результаты исследования 24
2.3. Разработка плана работы классного руководителя на четверть 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 37
Введение:
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.
Низкий статус воспитательной работы в конце двадцатого и начале двадцать первого века в массовой школьной практике содействовал падению эффективности деятельности классных руководителей. Фактически складывалась ситуация, когда ограниченность возможностей для стимулирования работы классных руководителей в значительном числе общеобразовательных школ сформировала у администрации минимальные требования, состоящие в решении, прежде всего, формальных задач (ведение документации, проведение классных часов, родительских собраний). В то же время, для меньшего числа школ стали характерны практики высокой сложности воспитательной работы с первичным коллективом (классные воспитатели, тьюторы, классные кураторы).
Определенной точкой отсчета может служить введенное с 1 января 2006 года вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ. Данное обстоятельство породило достаточно противоречивую ситуацию, которая, на наш взгляд, заключается не только в материальном подкреплении, но и в методической подготовке будущих учителей, неготовности выпускников к осуществлению функционала классных руководителей, ведь специально этому не учат, а знания студентов часто носят отрывочный характер.
Все эти явления актуализировали проблему понимания организации введения документации классного руководителя.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что особенности организации деятельности классного руководителя находят отражение в работах В.П. Сергеевой, Ф.П. Черноусовой, Б.В. Куприянова и многих других авторов, работающих в области образования. С нормативно-правовой точки зрения деятельность классного руководителя в образовательном учреждении регламентируется такими документами, как Закон «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки России от 03.02.2006 N 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», Положением о классном руководстве.
Объект исследования – организация деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – особенности планирования работы классного руководителя в современном образовательном учреждении.
Цель данной работы сводится к теоретическому обоснованию содержания и определения особенностей планирования работы классного руководителя.
В реализации цели выполнялись следующие задачи:
— анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
— характеристика содержания деятельности классного руководителя и условий эффективности его работы;
— изучить особенности введения документации классного руководителя.
При проведении исследования были использованы следующие методы исследования: анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа), анализ документации, беседа, наблюдение.
Заключение:
Для объединения воспитательных усилий учителей, работающих в том или ином классе, для достижения единства в их требованиях, каждому классе назначают классные руководители. На одного учителя может быть возложено руководство лишь одним классом. Классный руководитель — организатор детского коллектива. Он должен хорошо знать условия жизни учеников своего класса, постоянно изучать их запросы, интересы, индивидуальные особенности. В своей работе классный руководитель опирается на учителей, работающих в его классе, поддерживает тесную связь с родителями. Классный руководитель должен заботиться об устранении перегрузки учащихся домашними заданиями. Основными их обязанностями являются:
вооружение учащихся прочными знаниями основ наук, развитие познавательных интересов и способностей учащихся, формирования их мировоззрения
систематическое повышение своего идейно — теоретического уровня и педагогической квалификации.
Выполняя эти требования, добиваясь прочных знаний учащихся, классные руководители должны постоянно формировать у своих воспитанников научное представление о природе и обществе, постоянно воспитывать у учащихся интерес к знаниям, ответственное отношение к учебе и труду. Они формируют у учащихся чувства ответственности и сознания отношение к своим обязанностям.
Классные руководители должны проявлять максимум уважения к ученикам и их родителей, а также друг к другу.
Классный руководитель — педагог — создатель живого педагогического процесса, в котором все находится в постоянном движении и преобразовании. Он мастер своего дела — постоянно чувствует пульс жизни, всесторонне учитывает конкретные условия, складывающиеся в каждый момент работы, проверяет и анализирует предыдущий опыт, проявляет творческую инициативу и изобретательность, ищет и находит новые, лучшие, рациональные средства для достижения цели
Настоящий педагог всегда выступает как исследователь. Опираясь на открытые уже наукой закономерности воспитания, образования и обучения, руководствуясь положениями педагогической теории, он постоянно исследует учебно-воспитательный процесс, наблюдает учеников, обобщает данные наблюдений, организует опыт, осмысливает факты, делает выводы и соответственно этому строит свою работу. Выдающийся немецкий педагог А. Дистервег указывал, что учитель, который не подходит к труду как исследователь, неизбежно попадает под власть механичности, рутинности, банальности, он деревенеет, каменеет, опускается. И это действительно так. Каждый учитель, классный руководитель должен развивать в себе дух исследовательницы и изобретательства, упражняться в наблюдательности, научно изучать педагогические явления.
Труд педагога требует постоянного напряжения всех духовных сил, большой настойчивости, стойкости, терпения. Именно это делает педагогический труд чрезвычайно привлекательной и способствует ее успеху. Ведь педагог продолжает себя в своих учениках, и это наполняет всю его жизнь глубоким смыслом и дает ему ни с чем не сравнимую радость и наслаждение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы работы классного руководителя
1.1. Требования к компетенции учителя начальных классов
Классный руководитель — педагог, осуществляющий организацию, координирование и проведение внеурочной воспитательной работы в закреплённом за ним классе [12].
Основная задача классного руководителя — скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений [17].
Педагог-воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции [20]:
организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам);
воспитательную (формирование личности и коллектива)
коммуникативную (организация общения);
координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
коррекционную (преобразование, изменение личности);
экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).
Работа классного руководителя начальной школы заключается не только в проведении классных часов. Его задачи намного шире, в них включаются и организация экскурсий, и многие другие виды внеклассной работы. В первую очередь работа классного руководителя начальной школы заключается в том, чтобы воспитать дружный коллектив. Класс впервые собирает вместе разных детей, которые не были ранее знакомы друг с другом. Это особенный коллектив, и работа с ним дает преподавателю ни с чем не сравнимый опыт. Каждый четвертый год классный руководитель и первый учитель выпускает своих воспитанников в среднюю школу, берет новый коллектив, и все равно эти дети остаются для преподавателя «его» классом [25].
Каждый классный руководитель начальной школы мечтает о создании дружного коллектива, где нет распрей, где комфортно всем ученикам, и не только на уроках, и после них. Именно во внеклассные часы малыши раскрывают способности, находят друзей для себя и становятся друзьями для других детей.
Методы работы классного руководителя заключаются в организации детей помимо образовательного процесса. В школе формируют у детей навыки социализации, которые будут необходимы детям в будущем, и принимать участие в этом процессе должна не только школа, но и семья. Насколько человек социализирован к моменту окончания школы, зависит его будущая жизнь. Воспитание должно развивать активную позицию человека в жизни, он не должен оставаться равнодушным и черствым, новому поколению должно быть чуждо безразличие, которого сегодня в нашем обществе с избытком. Если классный руководитель начальных классов человек творческий, он с интересом и личной заинтересованностью подходит к этому делу. Главный его ориентир – результат, которого он достиг, а это означает уровень успеха в его работе [5].
Работа классного руководителя начальной школы заключается в тесном контакте с семьей каждого ученика. Если взаимопонимание достигнуто, только тогда появится успех в многолетнем тяжелом деле воспитания ребенка. Если диалог между учителем и семьей построен конструктивно, это дает возможность сформировать нравственные качества у подрастающего поколения. Родители должны стать единомышленниками, а не находиться в состоянии конфронтации со школой. Темы с родителями приходится обсуждать самые разные, и появляется открытость, доверительные отношения между школой и семьей. И объединяющим фактором здесь являются дети. Если хорошие условия созданы, взаимоотношения сложились, в таком образовательно-воспитательном процессе комфортно всем [11].
Методы работы классного руководителя строятся на основании нескольких основополагающих принципов, таких, как деятельностный творческий подход, сотрудничество, открытость и системность. В основе всего этого лежит взаимное уважение, которое строится на основе возрастных особенностей каждого участника воспитательного процесса. И ориентирован преподаватель на успех, при этом он обязательно выделяет у каждого ученика его личную «зону успеха». Поскольку в основе воспитания класса учитель закладывает формирование дружного коллектива, соответственно поощряются и развиваются толерантные отношения между учениками в классе. Это ключевая задача, которая стоит перед классным руководителем [18].
Однако эта идея реализуется не во время уроков, а при внеклассной работе. Все занятия с детьми помимо уроков строятся так, чтобы личность духовно развивалась, а в общешкольные дела был вовлечен весь класс. В таких условиях формируется единый, полноценный коллектив. Эта цель комплексная, и чтобы ее реализовать, придется решать другие задачи, частного порядка, которых не так уж мало. Прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для каждого ученика, чтобы он мог гармонично развиваться как личность. Поощрять познавательный интерес ребенка, чтобы он стремился получить дополнительные знания, расширял свой кругозор и эрудицию. Необходимо создавать условия, при которых творческий потенциал каждого ученика может быть раскрыт [6].
Работа классного руководителя начальной школы направлена на поощрение творчества, самореализации в нем любого учащегося, причем это распространяется как уроки, так и на любые виды деятельности вне уроков. И очень важный момент – воспитание такой жизненной позиции, чтобы человек умел проявлять сочувствие, был активным гражданином, которому чуждо безразличие, который не пройдет мимо, если где-то требуется помощь или участие. Культура общения также закладывается в раннем возрасте, и примером должен стать учитель. Межличностная культура должна быть в общении детей со взрослыми, и друг с другом. Чтобы оценить свои результаты на поприще воспитания, педагог должен регулярно проводить мониторинг, на каком уровне сплоченности его коллектив находится, каковы в его классе межличностные между учениками [17].
Прежде, чем дружный коллектив будет сформирован, процесс проходит ряд важных этапов. Первым этапом можно считать первое полугодие в первом классе. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к школьной жизни. Преподаватель им в этом помогает. Он изучает интересы каждого ребенка, его потребности, изучает основные личностные характеристики. Рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом [9].