Курсовая с практикой Гуманитарные науки История

Курсовая с практикой на тему Плакат и карикатура как инструмент пропаганды в годы Великой Отечественной войны

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Пропаганда в годы Великой Отечественной войны как инструмент
поднятия боевого духа советских людей. 5

2. Плакат и карикатура на фронте. 11

3. Плакат и карикатура, адресованные труженикам тыла. 14

Заключение. 20

Список литературы. 21

Приложение. 23

  

Введение:

 

Актуальность
темы.
Во время Великой Отечественной войны плакаты являлись мощнейшим средством
агитации и пропаганды. С их помощью талантливые художники выражали волю народа,
призывали к определенным действиям, указывали на стремление к победе,
воспитывали ощущение патриотизма и любовь к своей стране, своему народу и
ненависть к врагу. Плакаты данного периода являются яркими, важными, глубокими,
трогательными и трагическими, поскольку они призывали всех людей большой страны
выступить против фашизма. В самых ярких и наглядных образах художники
показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма.

Плакаты в годы Великой Отечественной войны
являлись одним из массовых побуждающих средств пропаганды, действуя наравне с
газетами и радио. Многие из этих плакатов стали настолько известными, что
используются даже сегодня, они считаются настоящими шедеврами искусства
плакатного дела. По сути, в плакатном военном искусстве разворачивалась битва
за дух народа, которая, в конечном итоге и решила исход войны.

Контекст плакатов был разный: бойцов было
необходимо настроить на отвагу, на яркую ненависть к врагу и самоотверженность
на пути к победе. Тружеников тыла – на беззаветное обеспечение жизни в сложное
военное время во имя победы и русского народа в его единстве. Плакаты этих двух
разных адресатов вызывают высокий исследовательский интерес.

Объект
исследования: плакат и карикатура в период Великой
Отечественной войны.

Предмет
исследования: пропаганда через плакатное искусство в
период Великой Отечественной войны.

Цель
данной работы заключается в выявлении контекста
направленности плаката и карикатуры для фронтовиков и тружеников тыла.

Исходя из поставленной цели необходимо
решить следующие задачи исследования:

1) Рассмотреть пропаганду в годы Великой
Отечественной войны как инструмент поднятия боевого духа советских людей.

2) Изучить плакат и карикатуру на фронте.

3) Проанализировать плакат и карикатуру,
адресованные труженикам тыла.

Теоретическая
база исследования. В данной работе использованы современные
труды следующих исследователей: А.И. Васильевой, С.Ю. Гамалей, В.Ф. Ерошкина,
Ю.А. Кошкаровой, А.Я. Лившина, В.В.
Оньша и других исследователей.[1] Все они изучали образ
врага, образ советского солдата в плакатах военного времени.

Методы
исследования:

— теоретические (анализ теоретического
материала, синтез);

— практические (визуальный анализ,
сравнение).

Структура
исследования состоит из введения, основной части,
заключения, списка литературы и приложения. [1] Васильева А.И. Путь к великой
победе: история и современность // Потенциал российской экономики и
инновационные пути его реализации. 2020. С.278-281; Гамалей С.Ю. К вопросу о
роли политического плаката в годы великой отечественной войны // Сохранение, изучение
и популяризация наследия: опыт участия и векторы развития. 2019. С. 222-226;
Ерошкин В.Ф Плакаты «ОКОН ТАСС» в период Великой Отечественной войны // Великая
Отечественная Война: Экономика, Политика, Общество, Культура. 2015. С. 4-21;
Кошкарова Ю.А. Образ врага в пропагандистских плакатах СССР и нацистской
германии (1941-1945 гг.) // Путь к великой победе: история и современность.
2020. С. 99-105; Лившин А.Я. Советская пропаганда периода Великой Отечественной
войны: образ врага и образ союзника // Человеческий капитал. 2019. № 12 (132).
С. 22-29; Оньша В.В. Советский агитационный плакат в Великой Отечественной
войне // Теория и История Искусства. 2020. № 1. С. 46-55.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Суровые военные испытания, с которыми
столкнулись люди и на поле боя, и в тылу в годы Великой Отечественной войны,
требовали от них невероятных духовных сил, стойкости, убежденности в своем
моральном превосходстве над врагом, веры в победу, это обусловило необходимость
поддержания морального духа, поиска разнообразных источников его мобилизации

Плакат в годы войны являлся мощнейшим
оружием, которое было отточено в боях, совершенствовалось вместе с
советским народом, все больше становилось целенаправленным и точным. По сути, плакат
отразил этапы борьбы с фашистскими захватчиками, впитал эмоциональное
напряжение народа и сохранил в плакатах и карикатурах, полных гражданского
энтузиазма и душевного мужества.

Всю плакатную продукцию военных лет можно подразделить
на две основные тематические группы – героических и сатирических
плакатов, где основной образ решался в зависимости от отношения художника
к изображаемому явлению. Это отношение определялось тем, руководил ли
художником пафос утверждения (народной освободительной войны) или пафос
отрицания (ненависти к захватчикам).

В плакатах и карикатурах для фронтовиков
важно поднятие непосредственно боевого духа, взращивание желания победить
врага, «задавить» его. В плакатах и карикатурах для тружеников тыла было важно
поднятие общего морального духа, общей коннотации победного марша.

Таким образом, задачи данной работы
решены. Цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Пропаганда в годы Великой Отечественной войны как инструмент
поднятия боевого духа советских людей Под пропагандой принято в традиционном
понимании рассматривать распространение информации для воздействия на
общественное, массовое сознание. А.Я. Лившин и И.Б. Орлов полагали, что отобранная
для этого информация может распространяться совершенно разными способами и
средствами, которые в ходе пропаганды покажутся наиболее приемлемыми. Основополагающей
целью пропагандистской деятельности является не доведение определенного объема
информации до аудитории, а целенаправленное воздействие на умы для трансформации
социального поведения масс в необходимое русло. Соответственно, пропаганда представляется
особым способом донесения идеологического сообщения до аудитории. В этих целях
государство создает специальный организационно-идеологический аппарат
пропаганды, а в некоторые исторические периоды в ряде стран пропагандистская
деятельность становилась приоритетным направлением государственной политики.[1]

Стоит иметь ввиду, что непосредственно в
период Второй мировой войны использование всеми воюющими странами
пропагандистского воздействия на свое население и на население противника вышло
на качественно новый уровень. Пропаганда не только превратилась в так
называемое «орудие» войны, она действительно стала одним из ключевых факторов
достижения преимущества перед противником. К примеру, ведомством Геббельса применялся
пропагандистский опыт стран Антанты периода Первой мировой войны. Исходя из
идеологического конструкта германского нацизма был сформирован
политико-идеологический инструментарий пропаганды, наиболее значимыми
элементами которого являлись антисемитизм, теория «арийского расового
превосходства» и пафос «борьбы с плутократией». При этом особое внимание
уделялось и попыткам внесения раскола в ряды союзников. Например, по упоминанию
А.Я. Лившина и И.Б. Орлова, после Сталинградской жизни в фашистской пропаганде
были расставлены новые акценты – Германия представала в виде единственного
защитника западной цивилизации против «варварства большевистских орд».[2]

Е.В. Шлык акцентировал внимание на том,
что пропаганда в период Великой отечественной войны велась силами ЦК ВКП (б),
Управлением пропаганды и агитации. Такие управления имелись при всех партийных
комитетах (как областного, так и районного значения). Пропаганда велась
комитетами предприятий и учреждений. В Красной Армии также имелось свое
управление – Главное политическое управление РККА. Отсюда – разнообразие
аудитории, в том числе и граждан беспартийных. В СМИ активно вели пропаганду,
это же прослеживалось и через художественное творчество, через саму культуру.[3]

По классификации исследователей А.Я.
Лившина и И.Б. Орлова среди разнообразных приемов пропагандистского воздействия
наибольшее распространение в период 1939-1945 гг. получали преимущественно следующие: [1] Лившин А.Я., Орлов И.Б. Пропаганда
и политическая социализация // Отечественная история. 2008. № 1. С. 2. [2] Лившин А.Я., Орлов И.Б. Пропаганда
и политическая социализация // Отечественная история. 2008. № 1. С. 3. [3] Шлык Е.В. Пропаганда патриотизма в
годы великой отечественной войны средствами изобразительного искусства (плакат)
// Челябинский гуманитарий. 2015. №1. С. 35.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы