Курсовая с практикой на тему Плагиат в журналистике. интеллектуальная собственность.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ПЛАГИАТ В ЖУРНАЛИСТИКЕ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 8
1.1. Плагиат как нарушение авторского права, правовой и этический аспект. 8
1.2. Рерайтинг и плагиат, где проходит грань между ними. 14
Вывод по Главе 1 18
Глава 2. ПРАКТИКА ПЛАГИАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 20
2.1. Интеллектуальная собственность в журналистике 20
2.2. Защита интеллектуальной собственности в журналистике 23
Выводы по Главе 2 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность. В настоящее время достаточно острым является вопрос относительно оригинальности работы журналиста, в частности, ее достоверности и актуальности. Выбор темы обусловлен тем, что в связи с отменой цензуры в 1990 г. в СССР, а уже в 1991 г. в России, соответственно, появилось огромное количество плагиатного материала. А уже с активным развитием Интернета эта тема приобретает новый уровень популярности, поскольку в огромных массивах информации сложно отследить первоисточниковый журналистский материал.
Так, отсутствие оригинальности в области журналистики, то есть переписывание чужого материала, является воровством и нарушением авторских прав.
В России действующее законодательство предусматривает достаточно строгие меры ответственности, применяемые к нарушителям авторских прав.
В соответствии со ст. 146 УК РФ, плагиат представляет собой уголовно наказуемое деяние. Кроме того, устанавливается, прежде всего, административная ответственность в соответствии с КоАП, а также гражданская ответственность, в соответствии с ГК РФ, в частности, по ст. 1301.
Что касается регулирования прав и обязанностей в Интернете в части авторских прав, то здесь преимущественно применяется Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ.
Каждый журналист совершенно по-своему разрабатывает проблему темы своей статьи, находя свои нюансы и детали проблемы, исследуя различные вопросы. Однако, такой ситуация выглядит в ее идеальном рассмотрении.
В действительности же имеет место быть такое явление как плагиат авторских публикаций в СМИ. То есть, достаточно часто журналисты не утруждают себя в написании оригинального материала, но, более того, они не утруждают себя исследовать тему, реализуя побочные ситуации ее исследования. Гораздо проще скопировать чужую статью и опубликовать ее под своим именем, иногда незначительно изменив. Во время повышенного информационного потока это обуславливается надеждой журналиста на то, что случай плагиата останется незамеченным. Соответственно, такой метод к журналистской работе является в настоящее время достаточно популярным.
Однако, нельзя сказать, что такие действия соответствуют корпоративной этике журналиста и его правовому статусу. Даже напротив, это, скорее, противоречит данным аспектам. Соответственно, в настоящее время данный вопрос, который граничит с таким явлением как интеллектуальная собственность журналиста, является достаточно актуальной.
Более того, из этого аспекта вытекает проблема интеллектуальной собственности – то есть оригинального, авторского материала.
Объектом данной работы является интеллектуальная журналистская собственность.
В качестве предмета исследования рассматривается плагиат в области журналистики.
Цель представленного исследования рассмотреть проблему интеллектуальной собственности и плагиата.
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить понятие интеллектуальной собственности
2. Рассмотеть законы охраняющие авторское право.
3. Определить понятие плагиат и рерайтинг, понять, где проходит грань между ними.
4. Представить интеллектуальную собственность в журналистике.
Теоретическая основа представленного исследования. Изучением представленной проблематики занимались следующие исследователи: К.А. Назаретян, который исследовал аспекты журналистской этики, М.И. Шостака, который также обращался к этическому вопросу, А.Р. Ермакова, разрабатывавшего критерии интеллектуальной собственности в журналистской области, О.Р. Самарцов рассматривал критерий журналистского творчества, Е.П. Прохоров обращался к общему вопросу журналистской теории, касаясь аспектов авторского права и интеллектуальной собственности в частности.
Эмпирическая база исследования: дела, рассмотренные общественной коллегией по жалобам на прессу, Союз журналистов и иностранные источники.
Научная новизна исследования заключается в том, что вопрос о плагиате и рерайтинге рассматривается в ракурсе соблюдения авторского права как в России, так и за рубежом.
Данное исследование включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется его новизна, разработанность, цели и задачи.
В первой главе рассматривается плагиат в журналистике и интеллектуальная собственность, рассматривается тема рерайтинга и плагиата и их взаимоотношения.
Во второй главе рассматривается практика плагиата и авторского права в журналистике.
В заключении подводятся итоги исследования.
Заключение:
В ходе решения первой задачи было дано понятие интеллектуальной собственности. Было выяснено, что авторское право представляет собой интеллектуальную собственность, на которую непосредственно посягает плагиат. Плагиат, в свою очередь, рассматривается как нечестное, несправедливое копирование журналистского материала с сайтов других команд. что плагиат может выражаться посредством публикации от своего имени чужой идеи или чужого произведения, а также в заимствовании какого-либо фрагмента чужого произведения, при этом без указания автора заимствования и источника. Этические нормы в ситуации плагиата контролируются рядом определенных механизмов. В ходе решения второй задачи были рассмотрена законы, охраняющие авторское право. Выделены такие как Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ, Закон «О средствах массовой информации» объясняет в ст. 42 непосредственное отношение редакции СМИ к авторским произведениям и письмам, при этом же указывая, что «редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность».
В ходе решения третьей задачи было определено понятие плагиата и рерайтинга, а также грань между ними. Было выяснено, что эта грань является очень тонкой и практически незримой, однако она становится доступной для понимания тогда, когда журналист вникает в процесс написания статей и полностью понимает технологию работы. В частности, следует сообщить о том, что плагиат представляет собой полное копирование материала, тогда как рерайт по некоторым воззрениям плагиатом сам по себе не является, однако по той причине, что он полностью копирует содержание оригинальной статьи – это непосредственно плагиат.
В ходе решения четвертой задачи была представлена интеллектуальная собственность в журналистике. Было также выяснено, что само по себе событие не является чьей-то собственностью, само собой, нон таковым не является и никому более не принадлежит. Причем, интересно отметить, что известными они стали с момента появления именно сообщества. Было выяснено, что с развитием Интернета плагиат как явление приобрел принципиально новое значение. Открытый доступ к практически любым материалам и в целом огромный поток поступающей информации обуславливает то, что заимствование чужих материалов становится нормальным, не взирая на этические принципы и правовые основания.
Таким образом, задачи данного исследования решены.
Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ПЛАГИАТ В ЖУРНАЛИСТИКЕ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
1.1. Плагиат как нарушение авторского права, правовой и этический аспект.
Неприятие плагиата имеет долгую историю. Вот один пример. С 200 г. до 185 г. до н. э. во главе Александрийской библиотеки стоял некто Аристофан Византийский, который к тому же исполнял обязанности судьи на учрежденном царем состязании поэтов. Работая на своем посту с необычайным рвением и усердием, Аристофан регулярно перечитывал каждую из библиотечных книг. Однажды во время состязания он призвал дисквалифицировать всех поэтов, кроме одного, обвинив их в использовании чужих сочинений. Когда царь потребовал обосновать заявление, Аристофан ринулся в библиотеку и, «полагаясь лишь на свою память, извлек из шкафов кипу свитков». Вина поэтов-плагиаторов была доказана.
И все же на протяжении веков люди искусства — не только писатели — делали себе имя на чужих работах. Так, Рамсес III, правивший Египтом с 1186 по 1155 г. до н. э., приказал сколоть имена предыдущих фараонов с важнейших памятников страны и выбить его собственное. Несмотря на легенду о библиотекаре Аристофане, в античном мире плагиат не считался предосудительным, и источники цитирования указывались очень редко. Писатели Древнего Рима видели свою задачу в том, чтобы копировать и перерабатывать шедевры прошлого, — imitatio была если не достоинством автора, то уж точно его ценным навыком. «Смелым судьба помогает», — написал Вергилий, запросто игнорируя тот факт, что несколькими годами ранее такая же строка была у Теренция.
Достаточно одного беглого взгляда на историю культуры, чтобы стало ясно, насколько важную роль в художественном творчестве играют чужие произведения. Билл Брайсон как-то ловко подметил, что «Шекспир был прекрасным рассказчиком — только историю ему надо было сначала от кого-нибудь услышать». Он заимствовал сюжеты, персонажей и названия, перерабатывал пьесы, стихотворения и романы других авторов, брал целые абзацы чужих текстов, не ссылаясь на оригиналы. Но такой тотальный плагиат не просто дозволялся — публика одобряла и ждала его. Описание Клеопатры на корабле полностью позаимствовано у Плутарха, но отполировано до блеска гением драматурга [17].