Курсовая с практикой на тему Письма русского путешественника Карамзин Н.М.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Карамзин Н.М. как писатель и историк 5
1.1. Краткая биографическая справка 5
1.2. История путешествий Карамзина Н.М. 7
Глава 2. «Письма русского путешественника» Карамзин Н.М. как исторический документ и литературное произведение 12
2.1. Особенности жанра путешествия 12
2.2. Литературные портреты иностранцев в «Письмах» 16
2.3. Жанровые и эстетические особенности «Писем» 26
Заключение 30
Литература 33
Введение:
«Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина много раз становились объектом литературоведческих исследований как образец сентиментальной прозы конца XVIII столетия и как знаменательный пример трансформации широко распространенного в европейской и древнерусской литературе жанра путешествия.
«Письма русского путешественника» создавались под впечатлением путешествия по странам Западной Европы, предпринятого Карамзиным в 1789-1790 гг. Фрагменты «Писем» были опубликованы в «Московском журнале» (1791-1792), а спустя несколько лет — в 1797-1801 гг. — вышло их отдельное издание.
«Письма» — опыт чувственного познания мира, постижения «науки вкуса» и наслаждения изящным. «Множество прекрасных вещей, в которых надобно удивляться искусству рук человеческих» , попадается на глаза путешественнику. Вещи эти — картины, скульптуры, произведения зодчества, искусные изделия из фарфора, драгоценные камни — вызывают эмоциональный отклик в душе героя и служат источником дальнейших размышлений. Это размышления об изящных искусствах вообще, о конкретных исторических событиях и судьбах легендарных личностей, запечатленных посредством изобразительных искусств. Ю.М. Лотман справедливо называет «Письма русского путешественника» произведением, «объединяющим художественный, познавательный и философский аспекты» .
Наблюдая и осмысляя художественные вкусы Европы, юный путешественник везде находит свидетельства бережного отношения к своей истории. Это своего рода культ истории. В многочисленных монументах, статуях, живописных полотнах воплотилось стремление европейцев увековечить свою историю, донести до потомков память о героическом прошлом, а также о знаменательных событиях и личностях современности.
Актуальность выбора темы данной курсовой работы обусловлена интересом к творчеству Карамзина Н.М. в целом и его произведению «Письма русского путешественника», которое имело множество подражателей, сохранила ценность, как для литературы, так и для истории.
Таким образом, цель данной работы – изучить особенности «Писем русского путешественника» Карамзина Н.М. как образчика жанра путешествий и произведения, имеющего историческую и литературную ценность.
Объект исследования – текст «Писем русского путешественника» Карамзина Н.М.
Предмет исследования – роль и место «Писем русского путешественника» Карамзина Н.М. в жанре путешествий.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
— дать краткую биографическую справку о Карамзине Н.М., что позволит понимать, что произведение было создано молодым человеком, отправившимся за пределы своей страны в поисках новых знаний;
— описать путь Карамзина Н.М., пройденный им (и описанный в «Письмах) по Европе;
— представить краткую характеристику жанра путешествий;
— показать специфику изображения Карамзиным Н.М. литературных портретов иностранцев (на примере немцев и англичан);
— выделить и описать жанровые и эстетические особенности «Писем».
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы, которая использовалась при подготовке и написании данной работы.
Заключение:
Объясняя цель своего путешествия, Карамзин говорит: «Приятно и весело, друзья мои, переезжать из одной земли в другую, видеть новые предметы, с которыми, кажется, самая душа наша обновляется и чувствует неоцененную свободу человека, по которой он подлинно может назваться царем земного творения». «Приятными и веселыми вышли и «Письма русского путешественника». Не ищите в них только ничего особенно глубокого, и они несомненно даже и теперь доставят вам значительное удовольствие. Карамзин пробыл за границей около полутора лет, от мая 1789 года до сентября 1790 года. Он посетил Германию, Францию, Швейцарию и Англию. Главные места, где он дольше других останавливался, были: Берлин, Лейпциг, Женева, Париж и Лондон.
Первый замечательный человек, которого посетил Карамзин в Кенигсберге, был великий философ Эммануил Кант. Полагаю, что встреча с ним — самая интересная из всех встреч нашего путешественника, почему и привожу ее описание полностью. Из Кенигсберга Карамзин отправился в Берлин, где посетил знаменитого в прошлом столетии книгопродавца Николаи, друга и издателя Лессинга. Разговор зашел о происходившей в то время ожесточенной полемике между католиками и протестантами. В июле Карамзин был уже в Саксонии. Интересен разговор, который он вел по дороге из Мейсена в Лейпциг о бессмертии души. В Лейпциге, увидев могилу Геллерта, Карамзин проявил всю свою нежную чувствительность. Произошла сцена во вкусе наших прадедов.
Трактирщик позвал ужинать Карамзина, только что вернувшегося с кладбища. «Нет, г-н Мемель,- воскликнул тот,- я не пойду ужинать. Сяду под окном, буду читать Вейсееву элегию на смерть Геллерта, Крамерову и Денисову оду, буду читать, чувствовать и — может быть плакать. Нынешний вечер посвящу памяти добродетельного. Он здесь жил и учил добродетели». Наконец Карамзин достиг жилища олимпийцев, как тогда называли Веймар. «Здесь ли Виланд? Здесь ли Гердер? Здесь ли Гете?» — были его первыми нетерпеливыми вопросами. Ему отвечали, что здесь, и он немедленно же полетел к Гердеру «на крыльях своей восторженности». Однако свидания с Гердером и Виландом не дали Карамзину ничего особенно нового, и дело кончилось лишь тем, что он удовлетворил свою страсть лицезреть знаменитых и прославленных людей.
Характерен, впрочем, разговор с Виландом,- другом и одно время даже соперником Гете, автором бесчисленных стихотворений и поэм, теперь совершенно и справедливо забытых. В Цюрихе Карамзин навестил Лафатера, имя которого было в то время очень громким, и вел с ним беседы преимущественно на философические темы. Разумеется, он предложил тотчас любимый свой вопрос: «Какая есть всеобщая цель бытия нашего, равно достижимая для мудрых и слабоумных?» Лафатер отвечал: «Бытие есть цель бытия. Чувство и радость бытия есть цель всего, чего мы искать можем». Но этим умным ответом наш путешественник остался почему-то недоволен. Величественная красота швейцарской природы произвела на Карамзина сильное впечатление, и, надо отдать ему справедливость, он умел описывать ее так, как никто до него в России.
В Женеве Карамзин прожил несколько месяцев и довольно близко сошелся с забытым теперь философом Боннетом, автором многих трактатов о нравственных задачах жизни,- и думал даже перевести кое-что из его произведений на русский язык, но различные занятия и хлопоты не позволили ему выполнить намерения. Покинув Париж, Карамзин отправился в Англию, но мы уже не будем следить за его путешествием. В сентябре 1790 года он вернулся в Россию.
Таковы прославленные «Письма русского путешественника», десятки раз издававшиеся, прочтенные несколькими поколениями, умилявшие столько сердец. Что можем найти в них мы? Легкий и приятный слог, легкий и приятный рассказ, несколько мимоходом записанных глубоких мыслей, немало метких отзывов о произведениях искусства, столько же красиво, сколько и риторически нарисованных картин природы — и все. С более серьезными требованиями к этой книге обращаться нельзя. Она не ведет нас ни в историю своего времени, ни в настроение тогдашнего общества. Ум автора скользит по поверхности жизни и как бы боится заглянуть в ее таинственную глубину.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Карамзин Н.М. как писатель и историк
1.1. Краткая биографическая справка
Николай Михайлович Карамзин — историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, в хрестоматийном восприятии автор повести «Бедная Лиза». Но для современников он явился прежде всего автором художественно-публицистического сочинения «Письма русского путешественника» (1791-1792). Это произведение познакомило русского читателя с миром западной культуры, в том числе, немецким Просвещением.
Николай Михайлович Карамзин был рожден в городе Симбирске, 12 декабря 1766 в семье потомственных дворян. Свои самые первые начальные основы образования, Николай получил дома. После получения начального образования, отец отдал в дворянский пансион, который находился в Симбирске. А в 1778 году, он перевез сына в московский пансион. Помимо основного образования, юный Карамзин так же очень сильно увлекался иностранными языками и параллельно посещал лекции.
После окончания образования, в 1781 году, Николай по совету своего отца пошел на военную службу, в элитный на то время, Преображенский полк. Дебют Карамзина, как писателя состоялся в 1783, с произведением под названием «Деревянная нога». В 1784 Карамзин решил закончить свою карьеру военного и поэтому вышел в отставку, со званием поручика.
В 1785 после окончание своей военной карьеры, Карамзин принимает волевое решение переехать из Симбирска, в котором он родился и прожил почти всю жизнь, в Москву. Именно там литератор познакомился с Новиковым и Плещеевыми. Так же, находясь в Москве, он увлекся масонством и вступил в масонский кружок, где заводит знакомство с Гамалеей и Кутузовым. Помимо прочего он занимается изданием первого в России детского журнала.
Помимо написания собственных трудов, Карамзин так же занимается переводами различных произведений. Так в 1787 году он переводит трагедию Шекспира — «Юлий Цезарь». Уже через год он переводит «Эмилия Галотти» написанное Лессингом. Первое же произведение целиком и полностью написанное Карамзином вышло в 1789 году и назвалось оно «Евгений и Юля», публиковалось оно в журнале под названием «Детское чтение»
В 1789-1790 Карамзин решает разнообразить свою жизнь и поэтому отправляется в путешествие по всей Европе. Писатель посетил такие основные страны, как Германия, Англия, Франция, Швейцария. Во время путешествия Карамзин познакомился со многими известными личностями того времени, например Гердер и Бонне. Ему даже удалось поприсутствовать на выступлениях самого Робеспьера. Во время путешествия он непросто любовался красотами Европы, но и все это тщательно описывал, после чего назвал этот труд «Письма русского путешественника».
В 1791 году Карамзин занимается журналистикой, работая в газете “Московский журнал”. В нём он издаёт свои собственные альманахи и иные произведения. Кроме этого, поэт работает над обзорами театральных постановок. Вплоть до 1802 года Николай занимается публицистикой. За этот период Николай сближается с царским двором, активно общается с императором Александром 1-ым, их часто замечали за прогулками в садах и парках, публицист заслуживает доверие правителя, фактически становится его приближённым. Через год он меняет свой вектор на исторические записки. Идея создания книги, повествующей об истории России охватила писателя. Получив титул историографа, он пишет своё самое ценное творение “История государства Российского”. Было выпущено 12 томов, последний из которых был закончен к 1826 году в Царском Селе. Здесь же Николай Михайлович и провёл свои последние годы жизни, умерев 22 мая 1826 из-за простудного заболевания.