Музыка Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Певческая деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством певческой деятельности 7

1.1 Проблема развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 7

1.2 Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 11

1.3 Педагогические возможности певческой деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 18

Выводы по первой главе 23

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством певческой деятельности 24

2.1 Диагностика исходного уровня сформированности творческих способностей старших дошкольников 24

2.2 Методические рекомендации по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством певческой деятельности 36

Выводы по второй главе 40

Заключение 42

Список используемой литературы 44

Приложение 48

  

Введение:

 

Стратегия современного дошкольного образования заключается в предоставлении возможности всем воспитанникам проявить свои таланты и творческий потенциал для будущей созидательной жизнедеятельности.

Социальный заказ общества ориентирует отечественный образова-тельный процесс на развитие творческой личности, имеющей не только глубокие и прочные знания, но способной решать задачи нового века на высоком уровне. Это отражено в государственных документах: Закон «Об образовании» Российской Федерации, «Концепция структуры и содержа-ния общего среднего образования (в 12-летней школе)».

Исследователи в области творчества выдвигают на первый план накопление творческого опыта старших дошкольников как сензитивный период для развития творческого потенциала.

Педагоги и психологи (А.С. Белкин, Р.М. Грановская, Э.Ф. Зеер, Ю.С. Крижанская, И.Я. Лернер, Т.Д. Марцинковская, А.М. Матюшкин, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко и др.) подчеркивают, что се-годняшняя система образования испытывает острый дефицит в целом пла-сте человеческого опыта – опыта творческой деятельности. Особого вни-мания требует решение данных проблем в старшем дошкольном возрасте.

В концепции начального образования В.В. Давыдова обосновано положение о том, что начальное звено – особый самостоятельный кон-центр в системе непрерывного образования, значение которого определя-ется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непреходящей ценностью для становления и развития личности ребенка, развития его творческого потенциала.

Наряду с этой проблемой в современной России, переживающей кризисные явления в политической, экономической и общественной обла-стях жизни, среди значительной части учащихся обостряются межлич-ностные конфликты, проявляются бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственных качеств.

Происходящие во всех сферах общественной жизни России переме-ны, связанные с возрастанием личностного фактора, определяют необхо-димость создания таких условий жизнедеятельности каждого ребенка, в которых он мог бы свободно расти, саморазвиваться, духовно совершен-ствоваться и на этой основе развивать творческий потенциал.

Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука и реальная практика обучения многократно доказали наличие индивидуальных раз-личий не только в успешности обучения, но и в творческих возможностях детей. Дифференциация всех детей в каждом возрасте по их творческим способностям весьма значительна – от умственной отсталости до высокой талантливости.

Изучению творческой деятельности субъектов посвятили свои рабо-ты Д.Б. Богоявленская, Э. Боно, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.А. Но-воселов, П.Я. Пономарев, А.З. Рахимов, Г. М. Романцев, Л.В. Трубайчук, Д.Б. Эльконин и др.

Плодотворно исследовали методический характер творчества А.В. Усова, З.А. Галагузова, Н.Н. Тулькибаева, Н.В. Уварина, В.А. Черкасов и др.

Существенный интерес представляют работы В.А. Бухвалова, М.С. Гафитулина, А.А. Гин, А.С. Границкой, В.В. Гузеева, В.А. Левина, И.Н. Мурашковска, Б.Н. Неменского, Т.А. Судорчук, Г.А. Цукерман, Н.Е. Щу-ровой, в которых изложены вопросы использования в педагогической практике новых форм и методов. Исследования отечественных психологов и педагогов (В.П. Вахтеров, Л.А. Венгер, К.Н. Вентцель, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Э.А. Куруленко, Р.Л. Лившиц, Н.Д. Никандров, В.И. Пи-рогов, Л.Н. Толстой, Л.В. Трубайчук, К.Д. Ушинский, В.А. Черкасов и др.) позволяют сделать вывод о том, что данная проблема является одной из актуальных в настоящее время.

Как показал анализ психолого-педагогической литературы, к насто-ящему времени накоплен научный фонд, характеризующий в той или иной степени закономерности развития творческих способностей. Вместе с тем, остаются недостаточно разработанными педагогические условия их разви-тия в образовательном процессе.

В ходе исследования мы выявили следующие очевидные противоре-чия в развитии творческих способностей старших дошкольников между:

 социальным заказом общества (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Концепция дошкольного воспита-ния (1989), ФГОС дошкольного образования (2013) и др.) на развитие творческой личности, начиная с первых лет жизни ребенка, и слабым осу-ществлением развития творческих способностей с учетом общечеловече-ских ценностей в практике детского сада;

 теоретическим обоснованием творческих способностей дошкольни-ка и недостаточной разработанностью практических механизмов стимули-рования развития способностей.

 существующими потребностями общества в развитии творческих способностей дошкольников и недостаточной реализацией этих потребно-стей в образовательном процессе.

С учетом этих противоречий была сформулирована проблема иссле-дования: поиск психолого-педагогических условий для развития творче-ских способностей старших дошкольников посредством певческой дея-тельности.

Актуальность исследуемой проблемы, а также ее недостаточная тео-ретическая и практическая разработанность в современных условиях по-служили основанием для выбора темы исследования.

Цель исследования: разработать комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей детей стар-шего дошкольного возраста посредством певческой деятельности.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей де-тей старшего дошкольного возрастав.

Предмет исследования: певческая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников.

В связи с поставленной целью исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

— рассмотреть проблему развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследова-ниях;

— выявить особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

— раскрыть педагогические возможности певческой деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возрас-та;

— отобрать методические материалы для диагностики исходного уровня сформированности творческих способностей старших дошкольни-ков;

— сформулировать методические рекомендации по развитию творче-ских способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством певческой деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что совокупность полученных результатов способствует решению проблемы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством певческой деятельности.

Цель и задачи курсовой работы, обусловили ее структуру, которая представлена введением, двумя главами, заключением, списком использо-ванных источников и приложением.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что пробле-ма развития творческих способностей у детей старшего дошкольного воз-раста является одной из центральных проблем в формировании личности. Вопросы, связанные с развитием творческих способностей, входят в число наиболее актуальных и активно исследуемых различными учеными педа-гогике и психологии.

Применение музыкально-игровой и певческой деятельности создает условия, способствующие повышению уровня развитости музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, обеспе-чивает обогащение музыкального опыта, развивает творческое воображе-ние детей, расширяет кругозор и воспитывает эстетический вкус, который в дальнейшем будет выражаться в поступках, в отношении семьи, обще-ства и государства.

Педагогическая диагностика является необходимым компонентом в процессе развития музыкально-творческих способностей. Она направлена на выявление исходного уровня развитости музыкально-творческих спо-собностей по заданным критериям, а именно:

– развитость эмоциональной сферы детей в музыкально-игровой дея-тельности, проявляющийся в наличии эмоционального чувства вырази-тельности в жестах, в мимике, в пантомимике, в вокальном интонировании, владении разнообразной гаммой чувств и игровой ролью образности, ко-торых выражены музыкально-творческие способности;

– развитость межличностных отношений у детей в коллективном творчестве, проявляющийся в доброжелательности, открытости, в желании быть среди детей в группе, импровизации новых игр, владением необхо-димыми в этом возрасте навыками этикета в общении со взрослыми и детьми, в раскованности и творческом выполнении пластических и интона-ционно-речевые импровизации;

– творческая развитость детей в элементарном музицировании, про-являющийся в многочисленных и эмоционально-ярких характеристик му-зыкальных образов, включенных в игровое задание, владением звуковы-сотным, ритмическим и тембровым слухом, чистым интонированием ме-лодической линии, естественным звуком.

Целью комплекса занятий является повышение уровня развитости музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного воз-раста в музыкально-игровой деятельности.

Задачами курса является развитие в триединстве, выделенных нами показателей по следующим критериям: развитость эмоциональной сферы детей в музыкально-игровой деятельности, развитость межличностных от-ношений у детей в коллективном творчестве, творческая развитость детей в элементарном музицировании.

В ходе исследовательской работы нами был разработан, с учётом педагогических особенностей старшего дошкольного возраста, и задач развития музыкально-творческих способностей комплекс занятий по му-зыкально-игровой деятельности вошли художественные, литературные и музыкальные произведения по музыкально-художественной тематике.

Выбор содержания, форм и методов организации музыкально-игровой деятельности обеспечит положительный результат в развитии по-казателей музыкально-творческих способностей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством певческой деятель-ности

1.1 Проблема развития творческих способностей у детей старше-го дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

Многие люди отождествляют творческие способности со способно-стями к различным видам художественной деятельности, с искусством, с умением рисовать, сочинять стихи и т.д. В педагогике и психологии поня-тие творчество чаще всего связывают с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривают его как личностную характеристику. Проблема творчества и развития творческих способностей рассматрива-лась в работах многих отечественных и зарубежных психологов и педаго-гов: Л. С. Выготского, Дж. Гилфорд, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Р. Стернберги др. [20].

Одним из первых исследователей творчества, креативности был Л. Терстоун, который обратил внимание на разницу между творческими спо-собностями и способностями к обучению [24]. Дж. Гилфорд была разрабо-тана концепция, в основе которой лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как «тип мышления, идущего в различных направлениях» [12]. Концепцию Дж. Гилфорда в дальнейшем развивает Е.П. Торранс [24], где автор акцентирует внимание на креативности как естественном процессе, порождаемом сильной потребностью человека в снятии напряжения, воз-никающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенно-стью или незавершенностью деятельности. С. Медник полагает, что в творческом процессе присутствует как конвергентная составляющая, так и дивергентная [13]. Суть творчества, по Меднику, заключается не в особен-ности операции, а в способности преодолевать стереотипы.

Ф. Достоевский считал, что творчество «неотделимо от человека и составляет с ним целое» [32]. Согласно тезису, оно присуще всем в той или иной степени. Оно является неотделимой частью любого человека, как и жизненно важные органы. Творчество помогает людям во многом: найти выход из трудной или нестандартной ситуации, организовать досуг и т.д. Поэтому необходимо развивать творческие способности каждого человека, начиная с младших дошкольников, учитывая не только возрастные, но и индивидуальные особенности.

«Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противосто-ит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска» [21].

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность челове-ка, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творче-ской деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его дея-тельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить два основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспро-изводящим, или репродуктивным; он связан с памятью; его сущность за-ключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее со-здавшиеся или выработанные приемы поведения, или воскрешает следы от прежних впечатлений.

Кроме воспроизводящей деятельности, в поведении человека прояв-ляется деятельность комбинирующая или творческая. Такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, является творческой или комбинирующей. Способствует этому мозг чело-века, обеспечивающий не только сохранность и воспроизводство прежнего опыта, но и комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидаю-щий из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение [6].

Определения понятий «творчества» и «творческих способностей» рассматриваются с различных точек зрения: педагогики, психологии, ма-тематики, философии и т.д. Рассмотрим понятие «творчество», данное в Психологическом словаре [4].

«Творчество (в узком смысле) — это человеческая деятельность, по-рождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и име-ющее общественно-историческую ценность». Комментируя подобную точ-ку зрения, Л. С. Выготский писал, что в таком случае «Творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали вели-кие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели усовершенствования в области техники».

«Творчество (в более широком смысле) — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)». По словам Л. С. Выготско-го, «как электричество действует и проявляется не только там, где величе-ственная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фо-наря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно со-здает великие исторические произведения, но и везде там, где человек во-ображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы кру-пицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [4].

Существует и точка зрения, что «творчество — это любой процесс развития», но такое понимание творчества не идентично понятию «творче-ской деятельности».

Под «творчеством» мы понимаем всякую практическую или теорети-ческую деятельность человека, в которой возникают новые для субъекта (в данном случае — для ребенка-дошкольника) результаты.

«Творчество в своем развитии предполагает две стороны — замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие твор-чества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы включения воображения в певческую деятельность детей. Основными условиями и ме-ханизмами развития творчества в дошкольном детстве являются:

— необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;

— обучение детей певческой деятельности ведет к развитию творче-ства, если оно строится в логике развития игровой деятельности и вообра-жения;

— специфические особенности воображения у детей дошкольного воз-раста связаны с формированием осмысленной моторики» [23].

Данные условия развития творческих способностей детей дошколь-ного возраста можно отнести не только к певческой деятельности, но и му-зыкальной в целом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы