Курсовая с практикой на тему «Пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор» в литературоведении»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Исследование художественных особенностей
творчества писателя Н.В. Гоголя. 6
1.1. Аналитический обзор научной литературы по «Ревизору». 6
1.2. Взгляд на творчество Н.В.
Гоголя в пьесе «Ревизор». 15
Глава 2. Борьба вокруг комедии «Ревизор». 22
2.1. Литературная полемика вокруг комедии «Ревизор». 22
2.2. Ремарки Гоголя как выражение художественных
особенностей. 26
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 32
Введение:
Николай Васильевич Гоголь создал
невероятную комедию «Ревизор», которая имеет давно важное значение. Даже в наше
время образ чрезвычайно актуален и современен, поэтому может привлечь внимание
публики. Дело в том, что в этой комедии каждый может отметить самые важные
моменты, которые, по его мнению, важнее.
Актуальность темы того или иного
произведения всегда достаточно противоречива, так как напрямую зависит от того,
о каком произведении идет речь. Каждый автор, создававший свои произведения, заранее точно знал,
насколько это важно. Это позволило ему получить признание широкой публики за свою работу.
Прочитав комедию Н.В.Гоголя «Ревизор»,
можно подумать, что у каждого негативного явления в нашей жизни есть веские
причины для рассмотрения. Иначе понять смысл всей жизни и ее цель крайне сложно. Не все могут
действительно своевременно понять ту или иную проблему, и пути и средства ее
решения.
Важно то, что привычки чиновников
взяты из реальной жизни, поэтому кажутся максимально реалистичными. Конечно, в любом случае нужно
понимать, что у каждого чиновника есть какие-то рычаги воздействия на своих
подчиненных. Став чиновником, он получает определенные
полномочия, которыми он обладает на протяжении всего правительственного
процесса.
Гоголь очень четко нарисовал портрет
чиновников. Именно в том, что чиновники обладают определенной властью в мире, и
заключается важность темы работы. Когда он опубликовал «Ревизора», он хотел сначала обратиться
к чиновникам, которые должны рассмотреть, что именно они делают, и на основании
чего они решат, что имеют право на большие льготы.
Работа показывает важность по
отношению к обычным людям, которые вынуждены жить простой жизнью и приспосабливаться
к пожеланиям своих властей.
Творчеству Н.В. Гоголя посвящены
многочисленные литературные исследования, накоплен большой методический опыт,
разнообразный по своему толкованию и способам интерпретации материала. В поисках «окончательного смысла»,
«целостности» читатели по-прежнему сталкиваются с одним мотивом тайны,
пронизывающим все тексты Н.В. Гоголя.
Эстетическая, поэтическая сложность
литературного мира писателя XIX века создает существенные стилистические
барьеры для чтения, без которых «парадоксы» Н.В. Гоголь, внутренний мир, полный
противоречий и очарования. Стилистическая неуравновешенность, метафоричность
сочинений Гоголя сначала волнует студентов, развлекает их, а иногда и вызывает
протест и чувство отвержения.
Сюжет «Ревизора» взят из жизни,
персонажи, которые напоминают почти всем кого-то или даже позволяют
идентифицировать себя, делают комедию современной. Все шоу наполнено намеками,
позволяющими читателю почувствовать актуальность комедии.
Смех — отличное оружие. По словам
Белинского, люди соглашаются, что их будут называть злыми и жадными, жестокими
и глупыми, но не смешными [Белинский В. Г., 1955.30]. Смеясь над отрицательными явлениями
жизни, Гоголь заставляет читателя задуматься об их причинах, понимает все их
зло и пытается от них избавиться.
Может, образы ее героев стали для нас
непонятны, может, мы не знаем, что такое «порка», что такое «взяточничество»,
что такое подхалима? С этим трудно согласиться, хотя такое предположение звучит
заманчиво. Эта комедия сохраняет свое значение и по сей день.
Одна важная проблема в Н.В. Гоголь
рассматривает различные мотивы в своих произведениях. Но в драматических
произведениях Гоголя эта тема изучена недостаточно. Это определяет адекватность
нашей работы.
Объект исследования:
комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» Предмет исследования: «Ревизор» в
литературоведении
Цель исследования: раскрыть жизненную
основу комедии, доказать, что, спустя столько лет, она не потеряла своей
насущности и по-прежнему интересна.
Задачи:
—
Проанализировать обзор научной литературы по теме Н.В. Гоголя «Ревизор» — Взгляд на
творчество комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
— Рассмотреть поэтику творчества Н.В.Гоголя
— Показать роль литературного
произведения Н.В. Гоголя «Ревизор»
Творчество Н.В. Гоголь был изучен достаточно хорошо. Можно
назвать работы таких исследователей, как Ю.В. Манн, Ю.С. Сорокин, А. Степанов В
Г Березин, Г. Фридлендер, А. Западов, Н.Д. Эфрос, В.В. Данилов Э.М. Пинус, А.А.
Касаткин В Ф Переверзев и многие другие. Многие вопросы, связанные с
творчеством Гоголя, освещены если не полностью, то с достаточной полнотой. Было
подчеркнуто отношение Гоголя к русской литературе, психологии творчества Гоголя
и многие другие.
Теоретическая значимость работы
состоит в том, что исследование позволяет сопоставить результаты анализа
различных текстов (публикаций из периодических изданий) и выявить общий и
важный мотивационно-тематический комплекс для этих работ.
Практическая значимость: материалы могут быть использованы при
издании и комментировании текстов Гоголя.
Структура курсовой работы: введение,
две главы, заключение, список использованной работы.
Заключение:
Гоголевский «Ревизор» не зря
притягивает столько любопытствующих взглядов: эта пьеса – пример революции,
которая потрясла русскую драматургию. Впрочем, это потрясение оказалось
положительным, прибавив красок композиции и содержанию литературы. Анализ
повествования требует обращения к обычаям и нравам эпохи, к которой отсылает
читателя автор. Социальные условия, исторические особенности – все это нашло
отражение в гоголевском произведении. По мнению Гоголя, существует панацея от
всех общественных «болезней». Таким лекарством писатель видел искусство.
Гоголь создает уникальную и острую
социально-сатирическую комедию. Чтобы достичь своей цели, писатель выбирает
реализм в качестве литературного направления. Собственно, во времена Гоголя
реализм был достаточно популярным течением. Что касается композиции, то пьеса
отличается кольцевой структурой, экспозиция (как таковая) отсутствует.
Специфика «Ревизора» состоит также во включении в повествование множество
психологических ремарок от автора.
Например, литератор постоянно курировал процесс
репетиций, снабжая актеров и режиссера своими ремарками и советами. Но также
Гоголь настоял на применении приема, который называется «немая сцена». В этой
сцене, как следует из названия приема, персонажи находятся на сцене, но не
ничего не говорят. Кроме того, Николай Васильевич занялся выведением ключевых
закономерностей комедии, которые впоследствии стали классикой. Еще одна
инновация от Гоголя – гротеск в рамках комедии. Собственно, гротеск – в данном
случае – помогает писателю придать произведению сатирический и язвительный оттенок,
акцентировать внимание на абсурдности определенных элементов. Кое-где Гоголь
использует гиперболу, выпячивающую пороки и недостатки социума. Нет, литератор
не изображает чиновников глупыми. Это скорее очень ограниченные люди. «Ревизор»
не знает ни полностью положительных, ни полностью отрицательных героев, здесь
даже нет привычного – четкого – деления на персонажей второго и первого плана
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Исследование художественных особенностей
творчества писателя Н.В. Гоголя
1.1. Аналитический обзор научной литературы по
«Ревизору»
Появление творчества Гоголя было
исторически логичным. В конце 20 -х — начале 30-х годов перед русской
литературой встали новые большие задачи. Стремительно развивающийся процесс
распада порабощения и абсолютизма вызвал в передовых слоях российского общества
все более настойчивые, страстные поиски выхода из кризиса и пробуждения идеи
дальнейших путей исторического развития России. В творчестве Гоголя отразилось
растущее недовольство людей системой сюжетов, его пробуждающаяся революционная
энергия, стремление к иной, более полной реальности. Белинский охарактеризовал
Гоголя как «одного из великих лидеров» своей страны, «идущих по пути сознания,
развития и прогресса».
Исследователи творческого наследия
Гоголя единогласны в том, что Гоголь занимает важное место в истории русской
художественной литературы ХIХ века.
Искусство Гоголя создавалось на
основах, заложенных до него Пушкиным. Гоголь
был убежден, что в условиях современной России идеал и красота жизни могут быть
выражены прежде всего в отрицании уродливой действительности. Это была именно
его работа, в этом оригинальность его реализма [ Александрова И.В. 1991.102-107].
Обзор важнейших справочных источников
следует начать с монографии Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя» [Манн
Ю.В., 1978.12]. Собственно, именно эта работа во
многом определяет ход этого исследования и его методологию. Это обширное
исследование включает почти полный обзор творчества Гоголя. Ю. В. Манн в
классическом произведении М. М. Бахтина «Рабле и Гоголь. Искусство слова и
народная культура смеха» [Манн Ю.В.,1978.11] подчеркивает элементы карнавализации
у Гоголя, а также анализирует ряд мотивов, связанных с началом карнавала. Важное
место отведено анализу немой сцены Главного инспектора, текстам, комментирующим
пьесу и другим драматическим произведениям Гоголя.
Одна из важнейших частей монографии
Г.А. Гуковского «Гоголевский реализм», задуманной как комплексное исследование
творчества писателя, посвящена комедии «Ревизор» [Гуковский Г.А., 1959.55]. Литературный
критик подробно исследует историю происхождения текста и критические отзывы о
комедии. В монографии особое внимание уделяется творческой концепции Гоголя.
Когда мы говорим о центральном персонаже комедии, литературовед обнаруживает
значительную степень влияния на него «среды». Несмотря на то, что монография
Гуковского вынуждена содержать элементы социологии скопления, многие из его
проницательных положений стали общепринятыми в гоголевских исследованиях. В
первую очередь это касается системы комедийных персонажей. Один из основных тезисов Гуковского, по
которому строится теория властных отношений, гласит: «Хлестаков — не меньшая
реальная сила, чем реальный аудитор» [Гуковский Г.А. , 1959.53]. Гуковский проводит параллели как с
«придворными комедиями», так и с драмами А. Н. Островского. Гуковский рассматривает
проблему и систему персонажей «Ревизора» через призму проблемы властных
отношений, которая была реальной в начале XXI века [Гуковский
Г.А.,1959.45]. Для нас также важно, что
литературный критик обращается к образу Ляпкина-Тяпкина.
В рамках краткого историографического
обзора книги В. Ш. Кривоноса «Мотивы художественной прозы Гоголя»[ Кулешов В.И.,
1982.73-76] и М.Я. Вайскопф [Вайскопф М.Я.,
2002.50] "Гоголевское осложнение:
морфология». Обе работы посвящены анализу мотивной структуры гоголевских
текстов, однако отражают различные точки зрения и различную методологическую
базу.
М.Я.Вайскопф не ограничен ни
временем, ни жанром. В книге «Гоголевское осложнение: морфология. Идеология.
Контекст» мы находим много подтверждений актуальности, заявленной нами темы. В
случае с гоголевскими текстами разных периодов исследователь фиксирует и
анализирует ряд мотивов, связанных с процессом. По словам автора произведения,
мотив карательной совести раскрывается в образах судей: от рассказов из петербургского
цикла и «Ревизор» до «Избранные отрывки из переписки с друзьями» [Вайскопф
М. Я. ,2002.57-59].
Глава книги М.Я. Вайскопфа
озаглавлена «Ревизор как жандармская пьеса». Вот размышления о том, почему
Николай I. одобрил эту пьесу. Исследователь указывает, что «поручение», с
котором прибыл аудитор, мог быть предоставлен только тем же самым департаментом,
который одобрил спектакль – III Отделение. По словам Вайскопфа, «доведенные до
конца позитивно-моралистические и карательные линии идеально совпали с
инсталляцией Николая I в плане разоблачения всех видов злоупотреблений через
его собственный кабинет, точнее, ее Раздел III» [Вайскопф М. Я., 2002.61-63].
Среди всего многообразия литературы о
Гоголе, созданной русскими писателями (эмигрантами первой волны), важнейшими
являются книги К.Н. Мочульский "Духовный путь Гоголя" (1934),
профессор Протопресвитер В.В. Зеньковский «Н.В. Гоголь» (1961) и В.В. Николай Гоголь
Набоков (1944).
В значительной степени они определили, что
исследования Гоголя были не только на Западе, но и в России. Наряду с этими
исследованиями существует ряд менее обширных работ, которые также
способствовали изучению жизни и творчества великого русского писателя. Это
произведения С.Л. Франка, протоиерея