Курсовая с практикой на тему Первая и вторая конституции США. Проблемы и противоречия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Становление Конституции США 5
1.1. Статьи конфедерации как первая Конституция США 5
1.2. Реализация идей американских федералистов в Конституции США 1787 года 9
Глава 2. Противоречия Конституции США в сфере разделения власти 15
2.1. Формирование исполнительной власти США 15
2.2. Практика ограничения исполнительной власти другими ветвями власти 21
Заключение 30
Список литературы 32
Введение:
Актуальность темы исследования в том, что конституционная система США всегда привлекала к себе внимание историков, политологов, правоведов по причине того, что американская модель государственного устройства оказала влияние на политическую организацию многих государств и продолжает оставаться для некоторых исследователей конституционным демократическим идеалом.
Особое внимание к американским политическим институтам исследователи проявили после Второй мировой войны, когда США заявили о себе как ведущая мировая держава, сохранив при этом конституционные институты, сформированные еще в конце XVIII в. С этого момента и до настоящего времени американская политическая система является объектом пристального внимания исследователей: жизнестойкость конституционного базиса и управленческой надстройки США вызывает искренний интерес специалистов самого широкого профиля.
Конституция США, принятая 17 сентября 1787 г., до настоящего времени служит правовым гарантом политической системы США. Многие исследователи объясняли такое «долголетие» наличием «сдержек и противовесов», заложенных в этот документ и придающим во многом самостоятельную роль каждой из трех ветвей власти: законодательные органы создают законы, исполнительные – воплощают их, а судебные – контролируют их реализацию, а также наказывают за нарушения каждую из ветвей власти.
Однако при этом в Конституции США присутствовали некие «пробелы» – далеко не все нюансы властных полномочий были прописаны изначально, а складывались постепенно, в процессе практической жизнедеятельности нового государства. Эти «пробелы» послужили основой для дальнейшего расширения компетенций каждой из трех ветвей власти США, но наиболее активен в этом плане был исполнительный корпус.
Целью данного исследования является выявление противоречий в Статьях конфедераций и Конституции США 1787 г.
Объект исследования: Конституция США.
Предмет исследования: проблемы и противоречия Стаей конфедерации и Конституции США 1787 г.
Задачи исследования:
— изучить Статьи конфедерации как первой Конституции США;
— рассмотреть реализацию идей американских федералистов в Конституции США 1787 года;
— показать формирование исполнительной власти США;
— проанализировать практику ограничения исполнительной власти другими ветвями власти
Заключение:
В научной литературе Статьи конфедерации называются первой Конституцией США. Но детальное рассмотрение данного нормативного акта показывает, что в нем было закреплено признание суверенитета самостоятельных штатов и не были определены значимые черты государственного механизма. Позиции органов власти союза были неустойчивыми, не имели фактического влияния. Принятие Статей Конфедерации не способствовало решению текущих проблем в США, ее дефекты стали предпосылкой кризиса в постреволюционное время. Конгресс, несмотря на все усилия, не смог претворить в жизнь договор о мире с Великобританией, что повлекло отказ от сотрудничества в области торговли со стороны других зарубежных государств. На этой почве разворачивались конфликты между штатами, вспыхивали торговые войны. Высочайшие тарифные барьеры повлекли за собой падение объемов торговли между штатами в несомненно трудный период жизни страны. Тогда штаты начали собирать специальные совещания, чтобы решить наболевшие внутригосударственные проблемы, и возможно, создать новую хартию государства.
Здесь появляется ключевая фигура в истории создания Конституции США, Джеймс Мэдисон, которого называли одним из «отцов» Конституции. Главным вопросом Конституционного конвента стало решение проблемы недостатка власти в стране, однако штаты противостояли слишком сильной концентрации власти в одних руках. Мнения делегатов разделились на сторонников и противников централизации власти, кроме того, выступили и федералисты, которые боролись за «права штатов». Интересен тот факт, что пять штатов представили требования о создание «Билля о правах», который в отличие от Конституции, закреплял права и свободы личности, вместе с документами о ратификации Конституции 1787 г.
Федералисты предложили ратифицировать «Билль о правах» в качестве 10 поправок к Конституции, которая в скорейшем времени должна была учредить основы механизма управления страной.
В момент создания Конституция не имела близких аналогов. Создатели начали глобальную работу практически «с нуля». В основу документа были положены некоторые принципы из «Великой Хартии Вольностей» 1215 года, «Основные законы» штата Коннектикут 1639 года, а также Конституции Вирджинии и Пенсильвании. В Конституции Америки нашли отражение фундаментальные труды Ш. Монтескье об идее разделения властей как способе предотвращения тирании. Кроме того, дух теории Д. Локка о естественных правах человека нашел отражение в Конституции. Джеймс Мэдисон, возглавивший работу над Конституцией, и его коллеги развили также локковскую теорию общественного договора: выбранное народом правительство может быть свергнуто, в случае нарушения правительством общественного договора и не соблюдения интересов народа. 17 сентября 1787 года текст Конституции США был одобрен в Конгрессе Конфедерации. По инициативе Б. Франклина было внесено положение о том, что Конституция вступит в силу только после ратификации ее 9 штатами, а отказ любого штата означал бы выход данного штата из федерации. Среди первых ее ратифицировал штат Делавэр, а последним – Род-Айленд.
Однако и при этом в Конституции США присутствовали некие «пробелы».
Исследование показало, что далеко не все нюансы властных полномочий были прописаны изначально, а складывались постепенно, в процессе практической жизнедеятельности нового государства. Эти «пробелы» послужили основой для дальнейшего расширения компетенций каждой из трех ветвей власти США, но наиболее активен в этом плане был исполнительный корпус.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Становление Конституции США
1.1. Статьи конфедерации как первая Конституция США
С древности среди законов выделялись особые законы. Во времена Аристотеля, в Древней Греции, – πολιτεία, в Древнем Риме – rem publicam constituere, в Средние Века – lex fundamentalis. Главные их отличия состояли в двух аспектах, а именно, в предмете и порядке принятия. Например, в Древнем Риме существовал более сложный порядок принятия основного закона, зачастую требовавший специальных полномочий магистратов, а также специальной процедуры. Радикальные изменения и переоценка данного правового института произошли в 18 веке, тогда и получило широкое распространение понятие «конституция».
Как отмечает У. Бернам, ее особенности можно обозначить следующим образом:
1) письменное закрепление;
2) кодифицированность норм;
3) Конституция «связала» законодателя в его действиях;
4) в основе Конституции лежит идея защиты прав и свобод личности;
5) Конституция ограничивает государственную власть в интересах человека;
6) Конституция сохранила свойства специального предмета регулирования и усложненного порядка принятия и изменения, гарантирующего стабильность её содержания .
Сама идея создания конституции как правового ограничения власти стала популярной в период «буржуазных революций». В сущностном аспекте Конституция – это любой документ, который определяет устройство государства и правовой статус личности в государстве, кроме того, это документ, построенный на строго определенных принципах, к содержанию которого предъявляются определенные требования. Например, разделение властей и защита прав человека.
Ж.И. Овсепян в своем труде о развитии научных представлений о понятии и сущности конституции, затрагивает следующие подходы: формально-юридический, естественно-правовой, социологический и марксистско-ленинский .
Сторонниками формально-юридической теории являются Р. Иеринг, Г. Еллинек и Г. Кельзен. Согласно этой теории, Конституция – это нормативный акт, изданный уполномоченным субъектом в рамках установленной процедуры . Государство играет главенствующую роль в издании и обеспечении реализации Конституции. Социальная, политическая сущность конституции в рамках юридического анализа её природы никакого значения не имеет. В рамках научного юридического изучения не исследуются исторические, политические, экономические, культурные особенности – словом, не принимается во внимание социальный контекст.
Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев, Т. Гоббс – это представители естественно-правовой теории Конституции. Конституция – это совокупность норм естественного права объективно существующих в природе (в обществе), открытых и зафиксированных нормативным актом в результате общественного договора – такого состояния, в котором имеет место прямое или косвенное согласие граждан. В современном понимании Конституция – это воплощение права, его идей и принципов в противоположность закону как волевому акту государства .
Родоначальником социологической теории был Ф. Лассаль . Конституция является действительным отношением общественных сил страны в политической борьбе. Конституционные вопросы — прежде всего, вопросы силы, а не права, действительная конституция страны источается лишь в существующих в стране реальных фактических отношениях силы. Следует различать писаную конституцию и реальную (действительную, фактическую) конституцию. Роль права как общественного регулятора практически отрицается. Политика первична, право вторично.
Современное понятие Конституции представляется наиболее правильным в следующей формулировке: Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности. Безусловно, существуют специфические черты Конституции – это понятие народа как особого субъекта, первичный характер конституционных норм, абстрактность, особые юридические свойства.
К юридическим свойствам конституции относятся: верховенство на всей территории, высшая юридическая сила, закрепление механизма правовой системы, особая охрана Конституции, особый порядок принятия и внесения поправок. Конституция обладает особыми гарантиями стабильности, и может быть пересмотрена в особом порядке. Она учреждает государство, систему государственных органов и порядок формирования, определяет их полномочия. Конституция обеспечивает политическое единство народа. Народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью. Кроме того, Конституция определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты. Рассматриваемый НПА устанавливает пределы государственной власти через закрепление прав человека и гражданина и возложение обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности.
Созданию Конституции Соединенных Штатов Америки предшествовала борьба за государственную независимость от колониального режима правления. Традиции, воплощенные в Конституции, закладывались со времен первых поселенцев: уже в период становления колоний признавалась свобода вероисповедания и обрядовых действ, право граждан участвовать в выборах должностных лиц, право на ношение оружия и право на создание военных отрядов. Люди начали находить компромиссы для решения общественно важных задач и политических вопросов. Примером может послужить тот факт, что в разгар освободительного движения рабовладельческий Юг и промышленный Север создали союз для достижения национальной цели освобождения. Именно эта политика компромиссов позволила штатам прийти к единому мнению о создании Конституции при наличии массы разногласий.
В июле 1776 года на «Втором континентальном конгрессе» единогласно была принята «Декларация независимости», которая выражала политическую теорию своего времени и провозглашала идею «естественных прав» человека. Каждый штат оформился как независимое государство и принял свою Конституцию, однако, главной целью народа стало свержение деспотического правительства, а следующим шагом в борьбе за независимость – создание Статей Конфедерации. Как считает П.Н. Галанза, статьи Конфедерации как жизнеспособный план управления страной были обречены на провал. Действительно, никакого реально властвующего национального правительства ими предусмотрено не было – лишь один Конгресс представителей от штатов . По сути, решения Конгресса носили скорее рекомендательный, а не императивный характер, то есть де-факто штаты могли игнорировать решения Конгресса либо отклонять их в случае, если не будут согласны хотя бы 9 штатов из 13. Кроме того, у Конгресса не было власти в ключевых направлениях государственной политики, а именно, в торговле и налогообложении. Причиной тому стал болезненный опыт злоупотреблений со стороны британского парламента.
Таким образом, Статьи Конфедерации, как подчеркивает Б.А. Кистяковский, учредили союз самостоятельных штатов, который Джордж Вашингтон образно назвал «веревкой, свитой из песка». Статус частей конфедерации был определен во 2 статье данного нормативного акта: «..каждый штат сохраняет свой суверенитет, свободу и независимость и каждое полномочие, юрисдикцию и право, каковые прямо не делегированы сей конфедерацией Соединенным Штатам» .
В научной литературе Статьи конфедерации называются первой Конституцией США.
1.2. Реализация идей американских федералистов в Конституции США 1787 года
Историко-правовые исследования как отечественных, так и зарубежных ученых делают очевидным тот факт, что государственное строительство Соединенных Штатов Америки (далее – США) велось во многом с учетом самых прогрессивных идей, появившихся в 18 веке. Так, на конституционном уровне получает свое закрепление свобода и равенство, что напрямую было связано с идеями мыслителей этого периода. Впоследствии на этих политико-юридических принципах стала развиваться и экономика нового государства.
Как известно, первой кодифицированной конституцией в современном смысле этого слова является Конституция США, ставшая, по признанию некоторых исследователей, «главной статьей экспорта США». Американские колонии Великобритании не получили бы такой прогрессивный для своего времени документ без плодотворной и кропотливой работы общественно-политических деятелей того времени, благодаря которым идеи естественно-правовой теории и общественного договора были закреплены в действующих документах нового государства.
В 1787-88 годах А. Гамильтон опубликовал свои взгляды в сборнике комментариев к проекту федеральной конституции «Записки федералиста» и в сборнике серии «Федералист». Он, как и другие федералисты – Джеймс Мэдисон, Джон Джей, признавали противоречие между целями представительных учреждений и личными интересами членов этих учреждений, в итоге личный интерес очень часто уступает общественному. Чтобы люди, обладающие властью, не дошли до предела (по выражению Ш.Л. Монтескье), в сфере власти необходима система сдержек и противовесов, их необходимо заставить работать для общего блага, а без подобного подхода конституция будет бездействовать. По его мнению, «реализация принципа разделения властей это гарантия против случайностей и «произвольных» решений представительных органов» . Одна из особенностей отношения А. Гамильтона к теории разделения властей нашла закрепление в самой американской конституции, являясь чертой самой системы правления в США, однако не лишенная недостатков, по его же мнению.
А. Гамильтон выступал за наделение исполнительной власти во главе с президентом обширными государственными полномочиями, желая создать модель президентской республики, похожую на модель дуалистической монархии. В соответствии с его точкой зрения, президент – пожизненно избранный глава государства, наделенный контрольными полномочиями над представительным органом власти, который находится в зависимости от не всегда разумного давления со стороны избирателя. Размышляя над этим, А. Гамильтон предложил сделать назначаемых президентом министров безответственными перед парламентом. Позже, говоря о роли исполнительной власти, А. де Токвиль отмечал, что «перед американскими законодателями была поставлена непростая задача: они стремились к созданию исполнительной власти, которая зависела бы от воли большинства и которая вместе с тем была бы достаточно сильна, чтобы свободно действовать в пределах своей компетенции» .
Говоря об идеологах американской конституции, нельзя не упомянуть Дж. Мэдисона. Участник Филадельфийского конвента, президент США (4-ый Президент США с 4 марта 1809 по 4 марта 1817 гг.), внесший большой вклад в разработку многих положений конституции: о форме правления, о разделении властей, о концепции факций. Это слово (faction) часто в литературе переводится как фракция, сегодня оно приравнено к понятию группы интересов или даже политической партии. Дж. Мэдисон являлся одним из соавторов «Билля о правах» – прогрессивного сборника прав и свобод той эпохи, действующего в отличие от многих других документов конституционного уровня и по сей день.
По мнению Дж. Мэдисона, правительство необходимо разделить на отдельные ведомства, парламентско-представительный орган разделить на две палаты, формируемые на разный срок. Более того, по его мнению, властные полномочия при федеративной форме государственного устройства между центральными органами и органами штатов должны быть разделены. Дж. Мэдисон особо подчеркивал, что существует «задача провести четкую линию раздела между властью союзного правительства и правительства штатов» . Эта дальновидная мысль Дж. Мэдисона была высказана им еще до создания дуалистической судебной системы. Рассуждая о значении системы сдержек и противовесов, он считал, правда недолго, необязательным закрепление в конституции раздела провозглашающего права и свободы, в том случае если наилучшим образом будет закреплен данный принцип.
Наиболее стабильным он считал большое государство со «средним классом», поддерживающим умеренный достаток и среднюю форму правления в таком случае граждане более свободны от факций богатых или бедных сограждан. Под факцией Дж. Мэдисон считал какую-либо группу сограждан, имеющую единые цели и интересы, противоположенные другим согражданам и вредные в целом для общества и государства. Главная причина появления факций – неравное распределение собственности. Поскольку все люди обладают разными способностями и другими характеристиками, он считал, что можно лишь облегчить существование факций для общества, если контролировать их. Существует опасность, что люди определенной факции могут заполучить места в представительном учреждении и затем предать интересы всего общества. Возникновение факций еще и обусловлено разными политическими взглядами людей, их разным отношением к религии. Дж. Мэдисон обосновывал, что образовавшееся государство не может управляться никакой определенной факцией, а средством сдерживания тирании какой-либо факции Дж. Мэдисон считал еще большую республику. В отношении закономерностей возникновения и развития факций Дж. Мэдисон, подытоживая, замечал: «чем больше разнообразие, тем меньше шансов для появления единообразия … чем обширнее территория республики и чем больше граждан объединяет она, тем больше в ней разнообразных социальных групп, интересов, фракций … они будут … вступать … в борьбу друг с другом … нейтрализовывать друг друга, уменьшая возможности для одновременного возникновения у большинства общего интереса и превращения его во всесильную фракцию» .
Дж. Мэдисон разработал теорию делегирования власти, находящую все большее и большее применение в наши дни, в частности, во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей. Большое внимание он уделил теории разделения властей, реализации принципа «сдержек и противовесов». Идее взаимного контроля и равновесия Дж. Мэдисон придавал огромное значение – как республиканской основе. В этой идее «он видел главное средство нейтрализации пагубных последствий фракционности, залог стабильности … реальную гарантию предотвращения «тирании большинства» и обеспечения гражданской свободы» .
К сообществу федералистов по своим политическим взглядам примыкает и Дж. Адамс. Являясь автором первого фундаментального труда по вопросам государства и политической науки, он был последовательным противником правления большинства и одним из идейных предшественников современного консерватизма. В своем монографическом трехтомнике «В защиту конституций правительственной власти в США» им была обоснована необходимость обособления и независимости законодательной, исполнительной и судебной власти. В дальнейшем речь шла о сильной исполнительной власти и о системе сдерживания и взаимного уравновешивания властей. Сдержки и противовесы по Дж. Адамсу должны функционировать между самих властных ветвей и внутри самой исполнительной власти. По его мнению, балансом в данном случае может служить верхняя аристократическая и нижняя демократическая палаты парламента, которые вместе с исполнительной властью уравновешивают друг друга.
Кратко рассмотрев вклад в политическую и правовую мысль родоначальников североамериканской государственной модели управления, можно было бы ответить на вопрос, почему многим представителям американской политико-правовой мысли свойственно с пафосом относиться к исключительности Американского феномена. Они считали, что: «Америка родилась в ту эпоху, когда в Европе начали ощущаться первые признаки распада. Европа … щедро поделилась своим наследием с молодой нацией, которой суждено было сменить старую властительницу на мировом троне.» . Смотря на деятельность вышеперечисленных политиков и государствоведов, на первый план выступает их общественно-политическая деятельность, напрямую связанная с конституционированием многих прогрессивных идей того времени. О президентской республике (впервые высшие государственные органы, кроме судебных, избирались населением), о федеративном устройстве, о разделении властей с системой сдержек и противовесов, о демократических институтах (в первую очередь всеобщее избирательное право для мужчин, за исключением негров), о правах человека, сформулированные как естественно-правовые. Об относительном равенстве, свободном передвижении трудовых ресурсов, о равной возможности приобретать землю в собственность как основе для развития экономики американского государства.
В результате деятельности великих политиков и государствоведов на заре образования США сложилась интересная ситуация, когда в колыбели демократии «в европейских странах демократические свободы по большей части в XIX веке только провозглашались … в США уже царил дух конституционализма» .