Курсовая с практикой на тему Перспективы развития здравоохранения в условиях «стареющего общества» в Японии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы управления здравоохранения в Японии 5
1.1. Формирование системы здравоохранения в Японии 5
1.2. Специфические черты системы здравоохранения в Японии 8
2. Тенденции развития системы здравоохранения «стареющего общества» в Японии 12
2.1. Современное состояние системы здравоохранения «стареющего общества» в Японии 12
2.2. Проблемные и положительные аспекты системы здравоохранения «стареющего общества» в Японии 16
2.3. Перспективные направления здравоохранения «стареющего общества» в Японии 23
Заключение 26
Список использованных источников 30
Введение:
Актуальность данной темы подтверждается тем, что общество является основой любого государства. Особого внимания заслуживает Япония, где социальной политике придаётся большое значение. Япония — первое государство в Азии, которое стали называть страной «благосостояния» наравне с Великобританией и Швецией.
Отдельные аспекты, а также проблематика системы социального обеспечения в Японии были освещены во многих работах зарубежных и отечественных исследователей.
Среди зарубежных авторов — Миямото Таро, Акаиси Тиэко, среди российских — Н. А. Волгин, В. Н. Хлынов. Целью данной работы является анализ социальной политики Японии на примере отдельных её элементов: пенсионного обеспечения и системы здравоохранения.
Социальная политика представляет собой систему мер и мероприятий, направленных на осуществление социальных программ, поддержание доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержку отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов. Япония является наглядным примером страны с наиболее развитой и эффективно функционирующей системой социальной защиты населения. Концепция социального обеспечения Японии предусматривает гарантию достойного уровня жизни, стабильного существования всех членов общества, что закреплено в Конституции Японии.
Это становится возможным благодаря совместным усилиям государства и частного предпринимательства при координирующей роли правительства в лице Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Сегодня каждый японец ощущает себя достаточно защищённым в социальном плане.
Целью работы является изучение перспектив развития здравоохранения в условиях «стареющего общества» в Японии.
Задачи:
— Рассмотреть теоретические основы управления здравоохранения в Японии;
— Исследовать тенденции развития системы здравоохранения «стареющего общества» в Японии;
— Изучить перспективы системы здравоохранения «стареющего общества» в Японии.
Предметом работы является система здравоохранения в условиях «стареющего общества» в Японии.
Объектом работы является здравоохранение в условиях «стареющего общества» в Японии.
Заключение:
Японская нация неизбежно стареет. Ещё в 1970 году общество стало стареющим, через 21 год 65-летних стариков стало в два раза больше – общество стало «старым». К 2060 году их доля от общего числа займёт 39,9%. По прогнозам, нация будет стареть ещё примерно 80 лет. Естественно, что стареющее японское общество привносит коррективы в функционирование всего государства. Экономика первая ощутила на себе последствия демографического кризиса. Здесь можно выделить два этапа:
С конца 1960-х по 1990-е гг. 2. С 1990-х по начало 2000-х гг. Первый является условно «пассивным», в отличие от второго «активного», который продолжается и по сей день. Примерно к концу 1960-х – к началу 1970-х гг. начался острый кризис на рынке труда, увеличение налогового бремени предпринимателей и трудоспособного населения. Трудоспособное население сокращается (стареет), а уровень рождаемости остаётся на месте или падает. Сначала он проявился в некритичной нехватке рабочих рук, к 1990-м гг. ненаполненность рынка труда начала привлекать внимание работодателей. К 2000-м и далее наблюдается дальнейшее сокращение рабочей силы, в том числе квалифицированной. Именно с этого момента правительство перешло к наиболее активным антикризисным мерам: приглашение мигрантов, попытка повысить пенсионный возраст и т.д. До сих пор остро стоит вопрос об источниках пополнения рынка рабочей силы. Проблема спроса и предложения в Японии очень актуальна. Как и ситуация с рынком рабочей силы, она даёт о себе знать с конца 1960-х – начала 1970 гг. Как таковые, этапы выделить не удаётся. Скорее мы можем говорить о постепенно нарастающей активности политиков в данной области, без скачкообразных тенденций.
Спрос падает или остаётся неизменным, а вот предложение всегда находится на шаг впереди, что снова создаёт риск перегрева рынка. На протяжении 40 лет правительство испробовало разные способы и подходы: от раздачи наличных денег до стимуляции потребления среди пожилого населения путём создания предложения в тех сферах, которые наиболее пользуются спросом у пожилых людей. Пока вышеизложенные меры не дают желаемого результата и оцениваются исследователями и японским обществом как поверхностные. В сфере пенсионного обеспечения государство столкнулось с ранее неизвестным для него вызовом – обеспечение всего престарелого населения пенсиями.
Игнорирование очевидных проблем (истощение фондов) для сохранения имиджа привели в данный момент к нехватке средств для поддержания пенсионных выплат на прежнем уровне, не говоря уже об их повышении. Прогнозируется дальнейшее снижение уровня минимальной пенсии. Система здравоохранения в Японии претерпевала необходимые изменения на протяжении 50 лет. В 1961 году был принят первый в своём роде закон о здравоохранении. Однако, конкретные меры по оказанию помощи престарелому и стареющему слою населения стали оказываться только с 1980-х гг. До этого, на протяжении 20 лет, проблему фактически не замечали и не думали над её разрешением.
В 1980-х, в связи с прогрессирующим старением населения, начался этап активных реформ. 1983 год отмечен созданием системы медицинского обслуживания конкретно для престарелых граждан, в 1991 г. он был дополнен, через 11 лет снова претерпел изменения. Все реформы были планомерными, последовательными и систематическими. Забота о здоровье пожилых людей осуществлялась своевременно, что позволило избежать социального напряжения касательно данного вопроса. Вместе с тем, не стоит забывать о минусах системы здравоохранения. С 2010-х гг. стала и остаётся острой на сегодняшний день проблема нехватки кадров в сфере медицинского обслуживания, несовершенство системы ухода на дому и в учреждениях (случаи избиения и убийства пациентов), дорогое медицинское обслуживание и стоимость лекарств (на фоне низких пенсий).
Таким образом, следует выделять два этапа в антикризисной политике относительно стареющего населения: с 1980-х по нач. 2000-х гг., когда проблема была замечена, подготовлены структурные планы по её преодолению, их осуществление проводилось успешно.
И с нач. 2000-х и до наших дней, когда система устарела и открылись новые проблемы, связанные, в том числе и с экономическим кризисом 2008 г., которые всё ещё требуют внимания и решения. Семейные ценности, без сомнения, претерпевали изменения и продолжают меняться. И если 1950-х по 1980-е гг. преобладать стали американские ценности и западный индивидуализм, то с конца 1980-х государство и общество меняет ценностные ориентиры в сторону японских традиций, общества взаимопомощи и любви. Эта тенденция наблюдается и сейчас.
Однако, времена неизбежно меняются, и трансформация семейных отношений подчас идёт вразрез с традиционным представлением японцев об отношении к старшему поколению. Старики стали терять свою социальную значимость (уход на пенсию, создание семей детьми и т.д.) после завершения всех социально значимых обязанностей. Отсюда чувство ненужности обществу и нежелание обременять близких и людей вокруг своим присутствием и потребностями.
Отсюда возникла глобальная проблема самоубийств, наиболее остро заявившая о себе после их пика в 2003 году. С этого момента и до 2016 года ситуация стала активно обсуждаться на правительственном и общественном уровнях. Экономические трудности, одиночество без поддержки семьи и государства, состояние здоровья. Именно нежелание столкнуться со всеми перечисленными проблемами подталкивают ежегодно тысячи пожилых японцев и японок на самоубийство.
Времена, когда все перечисленные проблемы решались благодаря существованию большой семьи-системы иэ, прошли. Государство, судя по результатам, пока не справляется с этими функциями и лишь констатирует высокий уровень самоубийств, ведя статистику с 1980-х годов. Так, условно стоит выделить два этапа существования этой проблемы:
С 1980-х и по 2003 гг., когда ситуацию просто поставили на учёт (ведение статистики).
С 2003 года и до наших дней, когда проблему начали обсуждать на уровне государства и СМИ, правительство стало обращаться за помощью к общественности. Как видно, активных мероприятий не проводилось ни на первом, ни на втором этапе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема старения населения в Японии – проблема общенационального масштаба. Она распространилась на все аспекты жизни общества, затрагивая самые важные её артерии. Первый удар на себя приняла экономика, проявив кризисные тенденции с конца 1960-х годов. Вместе с экономикой стремительно менялись отношения внутри семьи, когда с 1960-х гг. стали заметны последствия разрушения института иэ. Вслед за ними, опаздывая на 20 лет, были замечены негативные последствия в сфере социального обеспечения. Но если с 1990-х гг. и до наших дней пенсионное обеспечение оценивается как проблема нерешённая, то первый этап (1980-е – нач. 2000 гг.) медицинского обслуживания оценивается как успешный и только с начала 2000-х до 2016 гг. она требует перезапуска.
Подводя итог, можно говорить о том, что по большому счёту демографическая политика Японии запоздала на 20 лет по части медицинского обеспечения, не принимает решительных мер по ликвидации высокого уровня самоубийств, а в других сферах принимаются попытки «косметического ремонта». Непреодолённый кризис в экономике (с которой должны начаться структурные преобразования) тянет за собой, вниз все остальные сферы жизни общества, где также остались нерешённые задачи.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы управления здравоохранения в Японии
1.1. Формирование системы здравоохранения в Японии
Социальная политика в Японии придерживается определенной концепции государственного регулирования экономики, которая обеспечивает все условия для роста благосостояния ее жителей и гарантирует полную социальную безопасность населения.
Показатели Японии на данный момент свидетельствует о том, что в стране довольно успешно используется очередной 5-летний план. К отличительным особенностям данного плана относятся: Прозрачность; Ощущение сплоченного коллективизма в процессе выполнения работы; Большое значение придается воспитанию.
Разработкой и реализацией планов занимается институт государственной службы. Формирование и развитие социальной политики Японии осуществляется под влиянием 5 мировых систем, которые основаны на философии и традициях японцев.
Многие утверждают, что именно на их основе воплощается в жизнь «японское чудо» — это быстрый рост развития Японии, который способствует ее скорому вхождению в состав самых высокоразвитых стран по всему миру. Состоят эти 5 систем из следующих:
— система пожизненного найма,
— система подготовки на рабочем месте,
— система кадровой ротации,
— система оплаты труда,
— система репутаций.
Причиной успеха этой системы является особенность, которая подразумевает зависимость существования каждой системы друг от друга и их взаимодополнение.
Система пожизненного найма является главным элементом крупного механизма социальной системы Японии. Отвечает она за подготовку и использование кадров. На сегодняшний день она действует только в нескольких крупных производствах и на государственном уровне. В других же случаях, системы пожизненного найма, оформленной юридически, не существует.
Система ротации — это следующий элемент единого механизма и отвечает он за подготовку кадров на предприятиях. Суть системы заключается в вертикальном и горизонтальном перемещении сотрудников каждые 2-3 года его работы на определенном предприятии. Ротация не предусматривает согласия самого работника.
Действует она по достаточно простому критерию — компания может делать со своими сотрудниками все, что приносит ей эффективный результат. Для полной гарантии обеспечения эффективной работой персонала, проводится обучение и переподготовка сотрудников. Японские предприятия и государственные службы не требуют от школ и высших учебных заведений специальной подготовки.
Позднее это действует как “доведение” работника до уровня, который требуется определенной организации. Для достижение высокой эффективности труда персонала, государство обеспечивает создание действенных систем мотивации сотрудников. Прежде всего это влияет на заработную плату. Размер оклада государственных служащих зависит от двух моментов: разрядом и квалификацией работника, и ступенью, которая определяет стаж сотрудника.
Система здравоохранения в Японии считается одной из самых эффективных и развивающихся в мире. Она основана на охвате всего населения Японии медицинским страхованием, которое обеспечивает государство и работодатели частного сектора.
Выделяется 4 уровня управления в сфере здравоохранения:
— Правительственный;
— Префектурный;
— Центр здоровья;
— Местные городские органы власти.
Контролируется вся деятельность Министерством здравоохранения и социального обеспечения. В составах органов местного самоуправления существуют отделы, которые несут ответственность за руководство программ здравоохранения.
Самые крупные муниципалитеты обязаны создавать центры здоровья с расчетом 1 центр на 100 тысяч жителей. Государство Японии разделяет две основные системы медицинского страхования: национальная система страхования здоровья (охватывает мелких предпринимателей и их семьи, инвалидов и неработающих граждан) и система страхования лиц наемного труда (охватывает наемных работников и их семьи).
Страхование государства не предусматривает ограничений по выбору больницы или врача. Большая часть больниц в Японии — частные. Но все цены на их услуги устанавливает государство, поэтому для граждан нет разницы между обращением в частную или государственную клинику. Япония отличается высокими ценами на лекарства, которые, в свою очередь, очень часто выписываются врачами необоснованно и принимаются в больших дозах.
Страна занимает 1 место в мире по использованию антибиотиков. Такой факт является больше недостатком, чем достоинством.
К приоритетам системы здравоохранения Японии можно отнести строгий профессиональный отбор врачей и сложные экзамены для студентов медицинских вузов.
Молодой врач должен иметь минимальный стаж работы 3 года в широком медицинском спектре, чтобы его допустили к работе домашним доктором. Широкий спектр медицинских специальностей — это терапия, педиатрия, хирургия, психиатрия и экстренная медицинская помощь.