Курсовая с практикой на тему Персонал предприятия и пути повышения эффективности использования рабочей силы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сущность понятия «трудовые ресурсы» предприятия 5
1.2 Показатели использования трудовых ресурсов предприятия 7
1.3 Направления улучшения использования трудовых ресурсов предприятия 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ООО «ТЕМП» 14
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Темп» 14
2.2 Анализ эффективности труда персонала на предприятии ООО «Темп» 15
2.3 Меры по улучшению использования трудовых ресурсов ООО «Темп» 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
Актуальность темы исследования. Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и рынка рабочей силы приобретает особое значение, так как меняется общественный статус работника, характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы. В этих условиях руководитель предприятия (работодатель) должен в своих решениях исходить из того, что человеческий потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника, а его способность в выполнении работ, решении задач, в том числе проблемных, зависит от многих качественных показателей, характеризующих его как личность и специалиста. Система управления персоналом должна носить комплексный характер и строиться на концепции, согласно которой рабочая сила рассматривается как возобновляемый ресурс или человеческий капитал.
Трудовые ресурсы включают в себя часть трудоспособного населения, обладающая комплексом физических данных, знаний, практического опыта для работы в народном хозяйстве.
Объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и прочие экономические характеристики зависят от объема и оперативности исполнения всех работ, эффективности использования оборудования, машин, механизмов, которое в свою очередь зависит от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования.
Конкурентоспособность предприятия в значительной степени зависит от занятого на нем персонала. Высококвалифицированные специалисты с высоким уровнем мотивации и ответственности для предприятия имеют большее значение, нежели новейшее оборудование передовая технология. Иными словами, конкурентоспособность предприятия в основном зависит от конкурентоспособности персонала.
Главными задачами анализа считаются:
1. Исследование и оценка обеспеченности организации и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям.
2. Определение и исследование показателей текучести кадров.
3. Выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и успешного их применения.
Основной целью данной курсовой работы является анализ и оценка резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов организации.
Изучению производительности труда и эффективности использования трудовых ресурсов посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей. Среди них Береславская В.Л., Гамова Э.М., Жубрин А.А., Гнеденко Н.П., Журкина Т.А., Краснопевцева И.В., Кузнецова М.Н., Ларькова А.С., Бесчастнова Н.В., Морозова С.Н., Кращенко С.А., Нефедов М.А., Пономарева Е.А., Мкртчян Н.А., Пынтиков А.С., Рачек С.В., Мирошник А.В., Синк Д.С., Шевченко О.П. и др.
Предметом курсовой работы является структура и показатели эффективности использования персонала организации.
Объект курсовой работы — кадровый состав ООО «Темп».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач.
1. Рассмотреть понятие персонал предприятия, состав, структуру и основные категории.
2. Изучить методические основы анализа эффективности использования трудовых ресурсов.
3. Представить организационно-экономическую характеристику организации.
4. Представить анализ эффективности использования трудовых ресурсов.
5. Предложить меры по улучшению использования трудовых ресурсов на предприятии.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, полученные при решении основных задач исследования.
Динамичное развитие экономики нашей страны невозможно без эффективного процесса управления кадровым потенциалом — главным фактором производства. Эффективность хозяйственной деятельности предприятия, достигнутые им конкурентные преимущества на рынке, зависят от формирования, использования и развития его кадрового потенциала. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема разработки комплекса целенаправленных действий по управлению кадровым потенциалом как на предприятии в целом, так и на уровне отдельных проектов.
В связи с высокими темпами производства в России остро встал вопрос дефицита трудовых ресурсов и их оптимального использования. Благодаря эффективной организации труда и рациональному управлению персоналом можно достичь высоких показателей производительности труда.
Именно за счет рациональной организации труда предприятие получает экономию трудовых затрат, а значит выявляются резервы экономии фонда заработной платы и отчисления от него. Правильно организованный труд обеспечивает лучшее использование сырья, материалов, оборудования, энергетических затрат и тем самым влияет на снижение себестоимости продукции.
Во всех экономических системах главной производительной силой является человек, персонал организации. Своим трудом он создаёт материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал во всякой организации или фирме, тем лучше она работает. Люди, персонал служат на предприятии одновременно экономическим ресурсом и основным фактором производства. Без взаимодействия людей, работников нет ни производства, ни потребления, ни рынка.
Анализ системы оплаты труда показал, что на предприятии ООО «Темп» разработана достаточно эффективная система вознаграждения. Анализ движения персонала ООО «Темп» показал, что большая часть персонала уволена по его собственному желанию.
Чтобы определить факторы, увеличивающие темп роста производительности был проведен анализ показателей эффективности работы персонала ООО «Темп», выявивших резервы роста производительности труда на предприятии.
Поэтому можно сделать общий вывод о том, что заработная плата выполняет свою функцию для повышения производительности труда. Ключевым фактором успеха в решении этой проблемы является внедрение эффективной системы мотивации, способствующей повышению компетентности сотрудников, активности, предпринимательского духа, приверженности определенным задачам с максимальной эффективностью.
В третьей главе мы разработали систему материальных стимулов (СМС), что должно обеспечить формирование мотивов деятельности сотрудников ООО «Темп» по активному и эффективному достижению целей компании.
Экономический эффект от внедрения предложенных рекомендаций показал, что рентабельность предприятия составит 7,6 %, социальный эффект – 71,55 тыс. руб. дополнительной заработной платы на 1 работника.
Таким образом, компания получит не только экономическую эффективность от предложенных мероприятий, но и дополнительный социальный эффект, который повысит уровень и совершенствует систему управления персоналом в компании.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность понятия «трудовые ресурсы» предприятия
Трудовые ресурсы – экономическая категория, характеризуемая как «носитель отношений, складывающихся в процессе формирования, распределения и использования этих ресурсов» [20, c. 71].
В данном понятии отражена общность социально-экономической и исторической сущности общества.
Трудовые ресурсы как главная производительная сила общества представляют собой важный фактор производства, рациональное использование которого обеспечивает повышение уровня производства продукции его экономической эффективности.
В совокупности ресурсов предприятия особое место занимают трудовые ресурсы. На уровне отдельного предприятия вместо термина «трудовые ресурсы» чаще используют термин «кадры» или «персонал». Кадры, в широком понимании, есть главная производительная сила общества. От кадровой политики зависит очень многое, в первую очередь, насколько рационально используется рабочая сила и эффективность работы предприятия.
Персонал – это лицо компании, составляющая производная, без которой невозможно ее существование. Любая перспективная и уважающая себя компания отводит формированию штата своих работников одно из ведущих направлений собственной политики.
Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность.
Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства, создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли.
Под трудовыми ресурсами предприятия принято подразумевать совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятие и входящих в его списочный состав [16, c. 24].
Совокупность работников на предприятие образует коллектив. Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура общения, проявляющаяся в степени эмоциональной теплоты, симпатии или антипатии.
Трудовой коллектив формируется из отдельных работников, наделенных разными психическими свойствами, обладающими различными социальными характеристиками. Члены трудового коллектива являются представителями различных темпераментов, половозрастных и этнических групп, обладают различными привычками, взглядами, интересами, которые по существу являются общностью или различием их социальных позиций.
Объединения людей на предприятие позволяет им эффективнее включаться в систему общественного производства, создавать более крупные и мощные социально-производственные системы по сравнению с индивидуальной системой труда. Но когда деятельность становится коллективной, часто появляются проблемы в общении между сотрудниками, что приводит к потере ценных кадров и ухудшению качества работы.
Межличностные отношения являются одной из главных проблем многих организаций. Это объясняется такими факторами как разница в возрасте, характер, недопонимание и т.п.
Персонал предприятия включает весь личный состав, работающих на предприятии, а именно:
— работников списочного состава;
— лиц, принятых на работу по совместительству с других предприятий;
— лиц, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера. В хозяйственной практике используются и такие понятия, как «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал» [12, c. 109].
Трудовой потенциал является более широким понятием, чем трудовые ресурсы. Трудовой потенциал является итоговым показателем, отражающим личностное участие работников в деятельности организации.
Таким образом, трудовые ресурсы предприятия важная и основополагающая составляющая его части, влияющая в целом на эффективность деятельности. Обобщающим показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические аспекты управления персоналом предприятия 8
1.1 Персонал предприятия: содержание и характеристики 8
1.2 Задачи и методы управления персоналом 12
1.3 Основные пути повышения эффективности использования рабочей силы 17
2 Оценка практики повышения эффективности труда персонала в компании «Окил-Сато» 23
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Окил-Сато» 23
2.2 Оценка актуальности обучения персонала в ООО «Окил-Сато» 25
2.3 Элементы программы внутрифирменного обучения персонала ООО «Окил-Сато» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Введение:
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что главным фактором конкурентоспособности и эффективности экономических систем, отдельно взятых предприятий в рыночных условиях является наличие персонала, способного качественно и эффективно выполнять весь комплекс задач. Одним из важнейших направлений в развитии предприятий, способных обеспечить стабильное положение на рынке и повышение его конкурентоспособности, выступает целенаправленное воздействие на персонал, который выступает в качестве объекта управления, что предполагает формирование системы профессионального управления персоналом в соответствии с текущими и перспективными требованиями внешней и внутренней среды предприятия.
В современных условиях результативное управление персоналом предприятия является важнейшим инструментом, с помощью которого реализуют возможность оказывать влияние на формирование организационной и производственной культуры, повышать потенциал человеческих ресурсов, достижения целей предприятия при оптимальных затратах ресурсов. Отлаженная на предприятии система управления персоналом позволяет расширить сферу социальной работы и мотивации сотрудников, снизить текучесть кадров, повысить интерес к трудовой деятельности на предприятии, конкретизировать перспективы профессионального и личного развития персонала.
Способность и готовность персонала предприятия учиться быстрее конкурентов является существенным фактором, обеспечивающим эффективное функционирование предприятия на рынке труда, товаров и услуг. Именно предприятия, проводящие профессиональное управление персоналом, в том числе подготовку и непрерывное обучение своего персонала, достигают высокого уровня конкурентоспособности и успешности в условиях современного бизнеса. Профессиональное управление персоналом очень выгодно для любого предприятия: растет уровень квалификации сотрудников, формируется кадровый резерв, стимулируется карьерный рост перспективных сотрудников, что повышает их мотивацию и укрепляет лояльность к предприятию.
Значительный вклад в исследование задач управления персоналом внесли работы таких зарубежных авторов как С. Адамс, В. Врум, Ф. Герцберг, Д. МакКлеланд, А. Маслоу и других. Различные аспекты задачи повышения эффективности использования рабочей силы рассмотрены в трудах А.И. Аитова, Б.И. Башмакова, Г.П. Гагаринской, А.Г. Здравосмыслова, М.Н. Мельниковой, В.К. Потемкина, А.А. Сарно, А.Л. Темницкого, Э.А. Уткина, В.А. Ядова и многих других. Вопросам управления персоналом и стимулирующей роли оплаты труда работников посвящены исследования отечественных ученых О.С. Виханского, Н.А. Волгина, Б.М. Генкина, А.П. Егоршина, А.Я. Кибанова, А.И. Наумова, Р.А. Яковлева и многих других.
Оценка теория и практики управления персоналом, повышения эффективности труда сотрудников, представленной в различных информационных источниках и научных публикациях, показывает, что круг проблем, который требует решений на современном этапе, остается достаточно широким и востребованным.
Объектом исследования в курсовой работе выступает персонал предприятия. Предметом исследования является эффективность труда персонала предприятия.
Цель курсовой работы заключается в выявлении наиболее актуальных путей повышения эффективности использования рабочей силы. Достижение поставленной цели предусматривается осуществить путем решения следующих задач:
определить характеристики категории «персонал предприятия»
определить задачи управления персоналом и формы и методы управления персоналом;
изучить условия обеспечения эффективного труда персонала;
проанализировать практику повышения эффективности использования рабочей силы;
предложить основные направления повышения эффективности труда персонала конкретного предприятия.
В курсовой работе применялись общетеоретические методы, в частности, анализ и синтез, сравнение, измерение.
Курсовая работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы для дальнейшего развития направлений, связанных с повышением эффективности рабочей сил в практике различных предприятий.
Структура курсовой работы соответствует логике и последовательности поставленных задач и включает, помимо введения, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе изучены и проанализированы ключевые аспекты управления персоналом, в том числе задачи и методы управления персоналом, выявлены и определены современные тенденции и подходы в управлении персоналом, ориентированных на повышение эффективности труда сотрудников.
Во второй главе проведен анализ опыта конкретного предприятия «Окил-Сато» (ООО), оценена практика решения задач, направленных на повышение эффективности использования рабочей силы.
Общий объем курсовой работы составляет 41 лист печатного текста (без учета приложений), включающий 4 таблицы и 1 рисунок, одно приложение.
Заключение:
Становление рыночных отношений в российской экономике внесло изменения в содержание процессов и методов управления персоналом. Большинство работодателей осознали, что невозможно эффективно использовать рабочую силу, не используя современные методы и практики управления. По причине ограниченного объема курсовой работы были выделены и рассмотрены ключевые проблемы эффективности использования рабочей силы: низкий уровень мотивации сотрудников, нехватка знаний и необходимых навыков у сотрудников.
По первому выделенному направлению проблем эффективности труда сотрудников существенное значение приобретает мотивация персонала и ее современные методы, позволяющие активизировать деятельность работников по достижению поставленных целей. Мотивация – это деятельность, направленная на повышение рабочей активности с целью эффективного выполнения трудовых обязанностей работника. Ухудшение материальных условий работников приводит к чувству страха и неуверенности в завтрашнем дне. В такой ситуации люди желают получить блага немедленно, и мотивы труда обладают краткосрочными целями.
Более широкое применение в современной практике управления персоналом находят системы, инструменты и приемы оценки эффективности компании, ее сотрудников, которые совершенствуют практику управления. И на сегодняшний день наиболее эффективными и позитивными примерами взаимного влияния организационных новшеств в компании является усовершенствование корпоративной культуры в результате внедрения системы KPI и грейдов, внедрение новых систем менеджмента, повышающих степень заинтересованности сотрудников и мотивации.
По второму выделенному направлению проблем эффективности труда рабочей силы особое внимание необходимо уделять профессиональному обучению сотрудников. Обучение персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Методы обучения можно разделить на традиционные и активные. К традиционным относятся лекции, семинары и учебные видеофильмы. Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний.
При активных методах обучения большое внимание уделяется именно практической основе передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. В настоящее время распространены: тренинги, программированное обучение, групповые обсуждения, деловые и ролевые игры, кейсы.
Задача специалистов по управлению персоналом грамотно сочетать различные методы обучения, обеспечивая приобретение необходимых профессиональных знаний и навыков сотрудниками предприятия.
Проведенное исследование позволило выявить на рынке полиграфических услуг крайне актуальную проблему дефицита специалистов. На сегодняшний день в России образовательных учреждений, выпускающих типографских специалистов намного меньше по сравнению с экономическими учебными заведениями. Так, например, типографской специальности обучают в Издательско – полиграфическом техникуме и Северо–Западном институте печати Санкт–Петербургского государственного университета технологии и дизайна.
Разработанные специалистами ООО «Окил-Сато» программы производственного обучения работников полиграфии — помощников печатников и операторов контрольно-счетно-перемоточной машины позволяют им получить необходимые теоретические знания. Во время различных этапов обучения данные работники знакомятся с основными типами и различными способами печати, технологией печатных процессов, особенностями цветоделения в современной полиграфии, спецификой деятельности полиграфии в целом, обучаются работе на перемоточных оборудованиях и печатных станках флексографской и офсетной печати.
Предложенная модель обучения работников дает возможность подготовить работников для качественного выполнения трудовых обязанностей, повысить квалификацию, улучшить их материальное положение, удовлетворять потребность работников в развитии собственной карьеры, что положительно отразится на положении предприятий на рынке полиграфических услуг.
Полученные результаты говорят о том, что в ходе работы удалось решить все поставленные задачи и достичь поставленной цели.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты управления персоналом предприятия
1.1 Персонал предприятия: содержание и характеристики
Изучение литературы [4; 14; 18] и публикаций по исследуемой тематике [15] позволяет отметить, что среди большого спектра факторов, обеспечивающих экономический рост в реалиях современного периода, можно выделить такой важный фактор, как достаточный трудовой потенциал, характеризующий качественный и количественный состав персонала и инновационные процессы, протекающие при его формировании. По этой причине возрастает степень актуальности исследования вопросов формирования персонала предприятия и рассмотрения персонала в качестве объекта управления, что продиктовано необходимостью совершенствования реализации кадровой работы в условиях инновационной экономики и процессов глобализации. Выяснение содержания категорий «персонал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал», «человеческие ресурсы» обусловило поиск стратегических решений и механизмов реализации кадровой работы на разных уровнях отечественной экономики. Для улучшения экономической ситуации вопросы формирования персонала предприятия приобретают огромное значение и начинают играть одну из ведущих ролей.
Люди являются важным ресурсом для большинства предприятий. Большинство решений, связанных с разработкой, выбором и реализацией стратегического вектора развития фирмы принимаются людьми. Процесс реализации утвержденной стратегии развития фирмы также обеспечивается человеческими ресурсами. Характеристика результатов реализации утвержденной стратегии развития фирмы, которая может быть как успешной, так и провальной, зависит не только от решений, принятых к исполнению в прошлом, но и от того, каким образом принятые решения выполняются в настоящее время сотрудниками, работающими в фирме. По этой причине вопросы, связанные с процессами выполнения решения, распределения ролей и ответственности исполнителей, способствующих реализации той или иной стратегии, оказываются существенными для деятельности фирмы и обязательными для проработки в кадровой политике фирмы. Люди участвуют в создании добавленной стоимости, в управлении предприятием, но они также могут нанести крупный материальный ущерб предприятию, допустив серьезные ошибки. Таким образом, рассмотрение персонала в качестве важнейшего объекта управления должно способствовать более полному использованию человеческих ресурсов, создавая фундаментальную основу для дальнейшего прочного долгосрочного развития фирмы.
Учет и понимание способностей, умений и навыков отдельно взятых сотрудников и их групп с учетом содержания и характера взаимоотношений в коллективе, качества выполнения поставленных задач являются очень важным элементом в системе эффективного управления фирмой и обеспечения актуального потенциала стратегического развития фирмы.
Следовательно, одно из важнейших направлений кадровой работы на уровне фирмы связано с изучением, анализом и оценкой сотрудников. Достаточно часто в публикациях по исследуемой тематике, характеризуя совокупность сотрудников фирмы, специалисты и ученые-исследователи используют различные термины – это и «персонал», и «кадры», и «трудовой потенциал» и др. Кроме этого, встречаются в специальной литературе и используется в практике различные подходы и способы квалификации персонала (сотрудников). Кратко рассмотрим несколько основных подходов.
Первый поход изучения и структуризации сотрудников основан на применении положений нормативного документа «Общероссийский классификатор профессий» [2], который содержит характеристику различных категорий сотрудников. Данный подход предполагает разделение всех наемных сотрудников фирмы на две группы – это служащие и рабочий персонал [11, c. 62]. К группе служащих следует относить представителей руководящего состава фирмы и специалистов, а также прочих работников, функционал и компетенции которых совпадают со специалистами. Указанный нормативный документ включает два раздела перечней: должностей служащих и профессий рабочих. Так, к служащим можно отнести сотрудников, которые занимают должности руководящего профиля в фирме и в ее структурных подразделениях. В качестве примера таких должностей приведем директоров, заведующих, управляющих и главных специалистов определенного профиля.