Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Переживание, как психологическая единица

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Переживания как категориальная основа современной общей и медицинской психологии 6
1.1. Методологическая отрефлексированность категории «переживание» 6
1.2. Особенности переживаний в медицинской психологии 8
2. Феномен «переживания»: теоретические и прикладные аспекты проблемы 14
2.1. «Переживание» как психологическая категория 14
2.2. Специфика переживания 20
3. Теории психологического стресса как единица переживания в психологии 22
3.1. Теории психологического и эмоционального стресса 22
3.2. Подготовка к преодолению психологического стресса 27
Заключение 34
Список использованной литературы 36

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Исследование феномена «переживания» является актуальным для решения как теоретических, так и прикладных задач психологии. С помощью переживаний люди влияют и управляют, узнают и ценят жизнь и мир вообще. Именно переживания побуждают каждого человека пересматривать отношение к себе и своему окружению, переоценивать произведенную и установленную за годы систему ценностей, осознавать собственную сущность. Работа с переживаниями субъекта является основной в воспитании, обучении, а также в индивидуальной и групповой работе практических психологов, особенно в психологическом консультировании и психотерапии. Однако на современном этапе развития психологических знаний не существует общепризнанной теории переживания. Поэтому, психология переживания требует своей дальнейшей категориальной разработки по определению природы, феноменологии, состава, структуры, функций, динамики, культурно-социальных, исторических, гендерных и других особенностей переживаний субъекта. Анализ последних научных трудов. 
Анализ литературных источников по проблеме переживания позволяет констатировать, что длительное время в психологии указано понятия не отделялось с контекста понятий «эмоции» и «эмоциональные состояния». 
В отечественных и зарубежных исследованиях (М. Браслав, К.Е. Изард, А. Н. Леонтьев, А. Линдсли, А.П. Санникова, В. Томкинс и др.) подчеркивается, что эмоция, прежде всего, характеризуется внутренним состоянием субъекта — переживанием. При этом различают процесс переживания и психическую деятельность, связанную с его возникновением и течением, и содержание переживания, в котором отражается его социальная обусловленность. 
Категория переживания изучается как форма проявления отношения к ситуации, форма эмоционального отображения, как целостный психический акт, включающий все аспекты психики, и отражает всю полноту бытия индивидуальности. Переживания в контексте деятельностного подхода изучались Ф.Е. Василюком, В.К. Вилюнас, Л. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и др. 
Исследуя особенности процесса переживания, Ф.Е. Василюк рассматривает сознательные аспекты данного феномена. Переживания трактуется в данной концепции как определенная форма психологических защит, особая форма деятельности психики, специфическая работа перестройки «жизненного мира», основной целью которой является повышение осмысленности жизни. В контекст и теории функциональных систем переживания изучались П.К. Анохиным. Он рассматривал эмоции как физиологические состояния организма, имеющие субъективную окраску и охватывающие все виды чувств и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости.
 Влияние психической травмы на переживания субъекта представлено в концепциях К. Абрахама, М. Горовица, Ч. Райкрофт, А. Ранка, З. Фрейда и др. Особое внимание ученые акцентируют на проблеме переживаний в травмирующих ситуациях, кризисных и посттравматических состояниях. 
Феномен значимых переживаний раскрывается в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. С. Прангишвили, С. Л. Рубинштейн, Х. Томе, Д.Н. Узнадзе и др.). Взаимосвязь значимых переживаний с бессознательной сферой психики освещены в работах Ф. В. Бассини, С.Д. Максименко, Т.С. Яценко и др. 
Изучение феномена переживаний в разрезе психодинамического подхода осуществляется Т.С. Яценко и ее последовательницей Л.Л. Бондаревский. По их мнению, наибольшую действенность имеет переживание, которое является значимым для субъекта с внутренне обусловленных причин, если оно соответствует тенденциям защитной системы, особенно базовым защитам. 
Цель курсовой работы — осуществить теоретический анализ исследования феномена «переживания» в зарубежной и отечественной психологии.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 
 Изучить методологическую отрефлексированность категории «переживание»;
 Рассмотреть особенности переживаний в медицинской психологии;
 Охарактеризовать «переживание» как психологическую категорию;
 Проанализировать специфику переживания;
 Описать теории психологического и эмоционального стресса;
 Рассмотреть подготовку к преодолению психологического стресса.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования позволил установить отсутствие общепринятого понимания содержания понятия «переживания». В исследованиях психологов наблюдается неоднородность, размытость понятийного аппарата, трактовка данной проблемы.
В отечественной психологии проблема переживания изучалась в разных теоретических и практических контекстах: при изучении общих механизмов функционирования психики, эмоций, состояний, настроений; в концепциях психологии смысла и конфликта личностных смыслов; переживания рассматривался как особая форма деятельности; в теории кризиса развития личности; в исследованиях состояния психической напряженности; при анализе конкретных ситуаций переживания.
Переживания трактуется как синоним эмоциональной реакции, как процесс активного деятельностного преодоления, проживание личностью каких неблагоприятных ситуаций. Переживания, как психологический феномен:
1) целостно отражает сложную, многогранную психологическую реальность;
2) проявляется в разных формах — от чувственного, эгоистического переживания «Я» к экзистенциальному переживанию смысла жизни;
3) выполняет характерные для психологических состояний функции и имеет собственные специфические функции («второго рождения», рефлексивной, трансцензуса и др.);
4) в процессе переживания происходят психические личностные изменения.
Переживания представляет собой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, других людей, с задачами, которые ставит перед ней жизнь.
В переживании находят свое отражение мотивы человека, его отношение к задачам, которые он может решить, преодолевая ситуацию. Переживания часто связывают с трудными жизненными ситуациями, потерями, кризисами, потерей ценностей и целей.
Переживания тесно связаны с рефлексией. Результатом такого взаимодействия является феномен саморазвития сознанием индивида. Переживания чаще связывают с волнением, тревогой, страхами, стрессом, с состоянием дискомфорта, напряженности, угнетение.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Переживания как категориальная основа современной общей и медицинской психологии
1.1. Методологическая отрефлексированность категории «переживание»
Последние два десятилетия отмечены постепенным и устойчивым ростом интереса к понятию переживания со стороны исследователей, работающих в традиции культурно-исторической теории [8]. Недавние публикации показывают возрастание интереса к этому понятию в исследованиях в области образования и развития ребенка. Так, переживание представлено как аналитический инструмент для исследования взаимодействия взрослого и младенца; как одно из средств теоретического осмысления игры в дошкольном возрасте, в системе отношений «ребенок—взрослый» и в связи с регуляцией эмоций в дошкольном возрасте. В 2016 г. вышел специальный номер журнала «International Research in Early Childhood Education journal (IRECE)», целиком посвященный этому понятию и возможностям его использования как средства анализа развивающих аспектов образовательных процессов. Однако, по мнению Veresov and Fleer, «…понимание переживания как понятия остается неясным» [1]. Smagorinsky [8] высказывает мнение, что «…переживание до сих пор остается скорее манящим общим представлением, нежели понятием с ясным смыслом» [9].
Развитие психологии шло зигзагами, делая подчас шаг вперед и два шага назад. Тем не менее, на сегодняшний день мы имеем веер возможностей, конгломерат гипотетических категориальных основ психологии. Но теоретическая рефлексия, экспериментальные исследования и практика говорят о том, что категориальной основой современной общей и медицинской психологии может выступить переживание. Именно о переживании писал Л. С. Выготский в своих поздних работах, переживание было водоразделом для объяснительной и описательной психологии у В. Дильтея, к категории переживания обращались и психоаналитики (З. Фрейд, К. Г. Юнг и другие), и экзистенциальные психологи (Л. Бинсвангер, Р. Мэй и др.). Как писал Л. С. Выготский в работе «Исторический смысл психологического кризиса», практика и философия – это тот «камень, который презрели строители», но который должен стать «во главу угла».
Психологическая практика ежедневно и ежечасно сталкивается с миром человеческих переживаний. И именно методологическая отрефлексированность категории «переживание» позволит на качественно новом уровне взаимодействовать с личностью в процессе оказания психологической помощи. В этой же работе Л. С. Выготский доказывал и обосновывал необходимость создания общей психологии. К сожалению, общая психология в понимании Л. С. Выготского так и не была создана, а в психологии господствует изменившийся в формах, но неизменный в своей сущности методологический кризис.
«Из такого методологического кризиса, из осознанной потребности отдельных дисциплин в руководстве, из необходимости – на известной ступени знания – критически согласовать разнородные данные, привести в систему разрозненные законы, осмыслить и проверить результаты, прочистить методы и основные понятия, заложить фундаментальные принципы, одним словом, свести начала и концы знания, – из всего этого и рождается общая наука» [4], – писал Л. С. Выготский.
По нашему мнению, современная психология находится в затяжном кризисе, и как никогда актуальна общая наука, о которой мечтал Л. С. Выготский. В этой общей науке – общей психологии – и была бы прояснена и определена такая категория, как переживание. И тогда категория переживания стала бы одной из констинуант понимания внутреннего мира личности. О таком понимании писал В. Дильтей, критикуя объяснительную психологию: «Объяснительная психология, привлекающая к себе в настоящее время столь значительную долю внимания и труда, устанавливает систему причинной связи, предъявляющую притязание на то, чтобы сделать понятными все явления душевной жизни. Она хочет объяснить уклад душевного мира, с его составными частями, силами и законами, точно так, как химия или физика объясняют строение мира телесного» [4].
В частности, благодаря работам В. Дильтея мы подходим к категории переживания как комплексному явлению, в которое включены разные уровни и структуры и которое объемлет внутренний опыт, будучи связанным с «постижением внутренних состояний» [4].
При этом следует отметить, что если в общей психологии существовал целый ряд понятий, претендовавших на роль основополагающих категорий, то в медицинской психологии этот методологический процесс только начинает оформляться. И поэтому мы гипотетически предлагаем на роль такой фундаментальной категории переживание.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы