Таможенное право Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МИРОВОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА 5
1.1 Общая характеристика мировой транспортной системы 5
1.2 Понятие трубопроводного транспорта и его значение в мировой транспортной системе 7
1.3 Международно-правовое регулирование трубопроводного транспорта 11
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РФ 14
2.1 Роль и особенности развития трубопроводного транспорта в единой транспортной системе России 14
2.2 Проблемы и перспективы развития трубопроводного транспорта в РФ 19
2.3 Проект «Северный поток 2», как элемент стратегии развития трубопроводного транспорта в РФ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

 

  

Введение:

 

Трубопроводный транспорт в настоящее время является основным средство транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. От развития трубопроводного транспорта во многом зависит обеспечение энергоресурсами стран и даже континентов.
В отечественной экономике трубопроводный транспорт занимает особое место. В настоящее время почти вся нефть и газ, которая добывается в мире, транспортируется через трубопроводы. Особенно велико значение трубопроводного транспорта в транспортировке отечественных энергоресурсов. Подавляющая часть углеводородного сырья сегодня добывается в Западной Сибири, которая удалена от потребителей на тысячи километров, в связи с чем использование трубопроводного транспорта в данном случае экономических целесообразно. В этой связи трубопроводный транспорт сегодня имеет стратегическое значение для экономики страны.
Во внешнеэкономической сфере трубопроводный транспорт играет также особое место, так как экспорт нефти и газа в настоящее время занимает одно из ведущих место во внешнеэкономическом комплексе страны.
На развитие трубопроводного транспорта в настоящее время оказывают влияния огромное количество факторов, в том числе и негативных, важнейшими из которых является противодействие со стороны отдельных стран реализации крупных инвестиционных проектов по строительству международных трубопроводов, устаревание инфраструктуры трубопроводного транспорта, большая часть из которой была введена в эксплуатацию еще во времена СССР, сохраняющаяся зависимость России от решений постсоветских республик по территории которых проложены важнейшие магистральные трубопроводы международного уровня.
Целью исследования является рассмотрение трубопроводного транспорта и перспектив его развития в России. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
— рассмотреть общую характеристику мировой транспортной системы;
— раскрыть понятие трубопроводного транспорта и его значение в мировой транспортной системе;
— проанализировать международно-правовое регулирование трубопроводного транспорта;
— проанализировать стратегические приоритеты в развития трубопроводного транспорта в РФ;
— рассмотреть проблемы и перспективы развития трубопроводного транспорта в РФ.
Объектом исследования является трубопроводной транспорт в мировой транспортной системе. Предметом исследования является развитие трубопроводного транспорта в России как необходимое условие повышения роли нашего государства в международной системе трубопроводного транспорта.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы развития трубопроводного транспорта в мировой и отечественной транспортной системе широко освещены в трудах таких авторов, как Акимочкин И.В., Алиев Э.А., Андрощук Д.Н. , Гаврикова Ю.С., Гаджиев К. С., Денисов В.Н., Долгополова А.С., Дранишникова В.В., Забайкин Ю.В., Назарова З.М., Локтев Н.А., Зубцова Е.Д., Коков А.Ч., Луков Х.Ю., Крылов И.А., Столярова А.А., Кузовкин А.И., Кулумбаев Б.Н., Сембаев Н.С., Кузовкин А.И., Курганов В. М., Миротин Л. Б..
Теоретико-методологической базой исследования выступили работы российских и зарубежных авторов, опубликованные в монографических изданиях, учебных пособиях, ведущих экономических и научно-популярных журналах. Исследование проводилось с применением диалектических методов анализа, принципов системного подхода, методов экономического анализа и статистического анализа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мировая транспортная система — это важнейшая из отраслей сферы услуг, к основным функциям которой можно отнести транспортировку пассажиров и грузов. Мировая транспортная система является одним из столпов мировой экономики, так как для развития мирового хозяйства необходима хорошо отлаженная система путей сообщения. Транспорт составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов. К основным видам транспорта относят железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный (морской и речной) и воздушный, которые в совокупности образуют единую транспортную систему мира.
Значимую роль в международной транспортной системе играет трубопроводный транспорт. Несмотря на то, что на его доли приходится примерно десятая часть мирового грузооборота, трубопроводный транспорт играет решающее значение в транспортировке нефти, газа и нефтепродуктов.
Кроме этого трубопроводный транспорт служит для транспортировки иных жидких видов продукции, однако их доля в общем объеме грузооборота минимальна. Главные преимущества трубопроводного транспорта — низкая себестоимость, стабильность и надежность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.
Специфика международно-правового регулирования трубопроводного транспорта заключается в том, что в отношении каждого из имеющихся на сегодняшний день магистральных трубопроводов реализуется свой правовой режим со своими особенностями. Основной проблемой в регулировании трубопроводного транспорта является отсутствие международно-правового акта общего характера, который бы устанавливал общие принципы и правила строительства и эксплуатации трансграничных трубопроводов.
Высокая роль газовой и нефтяной отрасли в экономике России обуславливает огромное значение трубопроводного транспорта в транспортной системе страны. В настоящее время Россия находится в списке лидеров в мире по таким показателям, как грузооборот трубопроводного транспорта и длинна магистральных трубопроводов. На долю трубопроводного транспорта приходится почти половина совокупного грузооборота в стране. Динамика грузоперевозок трубопроводным транспортом достаточно стабильна, на ее состояние оказывает существенное влияние конъюнктура мировых цен на энергоносители.
Формирование территориальной организации трубопроводного транспорта в России в разные периоды времени происходило под влиянием группы факторов: значительных объемов запасов и добычи нефти и газа, увеличивающегося внутреннего спроса на них, благоприятной конъюнктуры мирового рынка и характера взаимоотношений России с соседними странами (геополитического фактора). Для современного этапа развития государства последний фактор является определяющим.
Развитие современной системы трубопроводного транспорта в России формирует определенные преимущества для национальной экономики. Во многом данные преимущества связаны со следующими аспектами: трансформация трубопроводного транспорта России в постсоветский период под влиянием характера отношений с сопредельными государствами сопровождалась трансформацией инфраструктуры морского транспорта страны (связки морской порт — трубопровод), что в конечном итоге усилило позиции России как морской державы, которые во многом были утрачены после распада СССР; изменение территориальной организации трубопроводного транспорта России в постсоветский период привело к снижению экспортной зависимости России от стран-транзитёров; произошло усиление конкуренции между Россией и другими странами в вопросах создания новых транспортных проектов. Наиболее значительных успехов на этом пути добился Азербайджан (транзит через Грузию и Турцию), Туркмения (транзит через Азербайджан, выход на непосредственного потребителя — Китай, Иран) и Казахстан (транзит через Азербайджан; выход на непосредственного потребителя — Китай).
Вместе с тем, распад СССР и нарушение некогда единой системы трубопроводного транспорта в стране привело в свою очередь к большому количеству проблем, основные из которых заключаются в зависимости России от политики государств — бывших республик СССР в вопросах транзита нефти и газа через их территорию по трубопроводам. В этой связи основными задачами развития трубопроводного транспорта являются стремление России уйти от диктата странтранзитеров, через которые осуществляется (или осуществлялся) экспорт энергоносителей; борьба России за транспортировку газа и нефти, добываемых в бассейне Каспийского моря; борьба за транспортировку нефти и газа в Азиатско-Тихоокеанский регион; энергетическое снабжение стратегически важных для России территорий.
Важную роль в решении данной задачи играют крупные проекты в сфере строительства новых магистральных трубопроводов в обход территорий бывших Советских республик, важнейшим из которых является проект «Северный поток 2». , Данный проектом является одним из самых масштабных проектов в сфере трубопроводного транспорта в мире. От успеха его реализации во многом зависит обеспечение европейский стран газом с одной стороны и расширение объемов отечественного экспорта газа в обход Украины с другой стороны. Несмотря на то, что проект является выгодным как для России, так и для европейских потребителей газа, перспективы его реализации во многом сдерживаются агрессивной политикой США и давлением на европейские государства, при этом в качестве поводов подобных действий зачастую называется внешняя политика России по отношению к «украинскому кризису», Сирии, а также вмешательство нашей страны во внутренние дела других государств. Несмотря на это, подобные угрозы и отдельные действия, пока не могут остановить реализацию проекта, в связи с его большой выгодностью для всех участников проекта.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МИРОВОГО ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

1.1 Общая характеристика мировой транспортной системы

В настоящее время развитие мировой экономики невозможно без мировой транспортной системы. Транспорт в настоящее время является одной из ведущих отраслей, по оценкам Всемирного банка его доля в мировом ВВП оценивается приблизительно в 6,8% или приблизительно 4,2 трлн. долларов США . В настоящее время транспорта — это очень сложная, технологичная, потребляющая большое количество ресурсов отрасль.
В зависимости от основных видов транспорт делится на сухопутный, воздушный, водный и трубопроводный.
Начало прошлого века связано с бурной автомобилизацией. Появление и развитие автомобильной промышленности, широкомасштабное строительство дорог привело к тому, что автомобильный транспорт стал ведущим из видов сухопутного транспорта. В начале XX века количество автомобильный дорог превысило 1 млн. км, в настоящее время эта цифра увеличилась в 64 раза и составляет примерно 64,3 млн. км. При этом треть мировых дорог с твердым покрытием приходится на такие страны как Российская Федерация, КНР, Индия, Канада, Япония, Бразилия, Франция, США. Наибольшей протяженностью автомобильных дорог обладают именно США (6,6 млн. км), кроме того они являются лидерами по уровню автомобилизации. Наибольшее значение автомобильный транспорт имеет именно в сфере пассажирских перевозок, на его доли приходится 82% мирового объема.
Другим важнейшим видом сухопутного транспорта является железнодорожный. Он незначительно уступает автомобильному в объеме перевозимых грузов (9% против 13%), однако играет ведущее значение при перевозках определенных видов грузов. Развитие мировой железнодорожной сети происходило несколько раньше, чем автомобильной, современная международная сеть железнодорожных маршрутов сложилась примерно к середине XX века. В настоящее время общая протяженность железнодорожных путей в мире составляет 13,2 км, лидеры по протяженности железных дорог в целом совпадают с лидерами по протяженности автомобильных дорог. Наиболее густая сеть железных дорог находится в странах Европы. При этом в мире странах Африки и Азии существуют целые страны, где железные дороги отсутствуют вовсе.
Трубопроводный транспорт получает активное развитие в связи с быстрым ростом нефте и газодобычи и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления.
Трубопроводный транспорт составляет 11 % от объема мирового грузооборота при протяженности сетей — более 2,0 млн км.
Основные параметры мировой транспортной системы. Изменение транспортоемкости мирового хозяйства характеризуется известной устойчивостью за послевоенный период: и суммарный грузооборот, и общий пассажирооборот росли примерно такими же темпами (с некоторым отставанием), как и общий валовой продукт, рассчитанный в неизменных ценах. За этот период удельный миро-вой грузооборот на 1 т произведенной продукции вырос на 1/3, а душевой грузооборот и километрическая подвижность населения выросли в 3,5—4 раза. Можно отметить динамизм развития перевозок — объем перевозочной работы вырос более чем в 7 раз, а к 2020 г. вырастет еще в 1,2— 1,3 раза. Огромное влияние на развитие всех видов транспорта оказала «контейнерная революция», в результате которой производительность труда на транспорте возросла в 7 — 12 раз.
Мировая транспортная система неоднородна, и в ней можно выделить транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран, несколько региональных неоднородных транспортных систем: Северной Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Азии, Латинской Америки, Австралии. Густота транспортной сети, в наибольшей мере характеризующая обеспеченность ею, в большинстве развитых стран составляет 50 — 60 км на 100 км территории, а в развивающихся — 5 — 10 км. В экономически развитых странах сосредоточено более 80% мирового автомобильного парка, в них находится почти 2/3 всех портов мира, выполняется 3/4 мирового грузооборота. Для этой транспортной подсистемы характерен также высокий технический уровень .
Таким образом, мировая транспортная система — это важнейшая из отраслей сферы услуг, к основным функциям которой можно отнести транспортировку пассажиров и грузов. Мировая транспортная система является одним из столпов мировой экономики, так как для развития мирового хозяйства необходима хорошо отлаженная система путей сообщения. Транспорт составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов. К основным видам транспорта относят железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный (морской и речной) и воздушный, которые в совокупности образуют единую транспортную систему мира.

1.2 Понятие трубопроводного транспорта и его значение в мировой транспортной системе

Сегодня невозможно представить себе существование любой экономической империи, отказавшейся от использования транспортных сетей. Глобализация мировой экономики привела к тому, что производство современных технических средств стало доступно любой крупной корпорации. Теперь решающим фактором, определяющим ценовую конкуренцию, внезапно стали транспортные затраты производителей. Транспорт — основное связующее звено в абсолютно любой структуре: от производства бытовых приборов до изобретения космических кораблей.
Грузоперевозки, пассажирские поезда, военные самолеты — все они объединены в единую транспортную сеть — аорту, а отдельные виды транспорта напоминают сообщающиеся кровеносные сосуды. Этот диковинный организм называется мировой экономикой.
Трубопроводный транспорт строится по принципу доставки газа и нефти непосредственно с места добычи в любую точку мира. Введение подобных сегментов в инфраструктуру мировой промышленности стало наименее затратным способом транспортировки массовых грузов на большие расстояния. Трубопроводный транспорт приобрел широкое распространение во время освоения новых месторождений природного газа и нефти, расположенных далеко от районов переработки и последующего потребления. Преимущества сети трубопроводов позволили увеличить объемы перекачки нефти и газа, снизив при этом стоимость транспортировки, что сыграло огромную роль в пользу развития обширной трубопроводной сети.
Факторы, отличающие трубопровод от других видов транспорта :
— Возможность круглогодичной, практически бесперебойной перекачки нефти на любые расстояния, с минимальными потерями груза и затратами.
— Возможность полностью автоматизировать весь процесс.
— Процесс добычи нефти перестал зависеть от климатических условий.
— Удельная стоимость строительства 1 км трубопровода в два раз меньше, чем 1 км железной дороги.
— Трубопровод можно положить практически в любой точке земного шара, значительно экономя средства на строительство.
Трубопроводный транспорт как один из видов транспорта используется главным образом для перекачки нефти, газа, нефтепродуктов и других химических продуктов (аммиак и др.), поды, пара. В отдельных случаях –для перекачки твердых веществ, которые измельчаются и перекачиваются обычно в водном потоке (углепроводы, пульпапроводы и т. п.).
Трубопроводный транспорт можно подразделить на две достаточно обособленные системы: внутренний и магистральный транспорт .
Наиболее значимой частью магистрального трубопроводного транспорта безусловно являются системы магистрального транспорта нефти и магистрального транспорта газа. Магистральные нефтепродуктопроводы в настоящее время представляют собой систему меньшего масштаба, однако не имеющую аналога в мире .
Первоначально во всем мире магистральные нефте- и газопроводы создавались, как локальные объекты для перекачки добытых нефти и газа до пунктов их потребления, т. е. нефтеперерабатывающих заводов, морских портов, городских газораспределительных станций и т. п. Постепенно, по мере расширения сети трубопроводов, главным образом, по очевидным экономическим причинам (снижение условно-постоянных расходов, повышение надежности снабжения, снятие пиковых нагрузок и т. п.), начался процесс объединения отдельных магистральных трубопроводов в системы.
Такое объединение не всегда сопровождалось объединением прав
собственности на трубопроводы. В этом процессе обычно значительную роль играло государство. Учитывая роль и значение снабжения народного хозяйства нефтью и газом, оно законодательно вводило определенные меры, позволяющие снять или снизить монопольные возможности владельцев магистральных трубопроводов.
Эти тенденции характерны для США и Западной Европы — стран, имеющих развитые системы магистральных газо- и нефтепроводов.
В СССР изначально, в силу социалистического характера экономики и абсолютного главенства государственной собственности, процесс формирования систем магистральных нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов начался значительно раньше, чем за рубежом. Это во многом способствовали плановый характер производства
Достижения, проблемы и перспективы развития нефтегазовой отрасли материалы Международной научно практической конференции, посвященной 60-летию высшего нефтегазового образования в Республике
Татарстан. Альметьевский государственный нефтяной институт. 2016. — С. 43. централизованное финансирование инвестиционных проектов. Идея закольцованности систем газоснабжения, создание так называемой Единой системы газоснабжения (ЕСГ) в масштабах всего Советского Союза, дала огромный народнохозяйственный эффект и была воспринята во всем мире.
Все о трубопроводном транспорте мира можно узнать, проследив за его развитием с самого начала. США намного раньше других государств начало строительство трубопроводной магистрали. Россия же, уступая в протяженности трубопроводных магистралей другим странам, не осталась в долгу, уже в конце 1990 годов, намного превзойдя их по объемам грузооборота трубопроводов. В дальнейшем Россия сохранила за собой право лидерства, грузооборот российских нефте- и газопроводов составляет почти треть от мирового грузооборота.
Россия теперь является лидером по протяженности трубопроводов, общая длина магистральной системы составляет 259 тыс. км. По этому гигантскому нефтепроводу проходит 90% всей российской нефти.
Трубопроводный транспорт, бесспорно, ждет большое развитие в будущем, но каким бы он ни был практичным и недорогим. Вместе с тем, он несете в себе достаточно большие экологические угрозы. Уже известно достаточное количество случаев прорывов нефтепроводов, нанесших колоссальный вред окружающей среде. Проблема экологии идет рука об руку со всеми положительными качествами этого нового вида транспортной системы, плотно влившегося в структуру мировой экономики. Не стоит забывать о ней, ведь первым делом нужно сохранить жизнь на Земле и здоровье всех ее обитателей. Помимо десяти стран-лидеров трубопроводы значительной протяженности имеют и многие другие государства мира, расположенные в Юго-Западной, Юго-Восточной Азии, в Северной Африке, в Латинской Америке, а также страны СНГ.
В настоящее время, трубопровод по удельному весу и количеству грузопотоков считается наиболее выгодным видом транспортной сети. Вместе с увеличением объемов добываемых полезных ископаемых, начали расширяться транспортные магистрали. Для стран с обширной территорией развитие подобных транспортно-коммуникационных систем стало задачей номер один. Рынок сырья активизировался, изменилась товарная структура грузопотоков. Мировая экономика начала подстраиваться под экспортную ориентацию нефтяной промышленности. Таким образом, трубопроводный транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Главные преимущества трубопроводного транспорта — низкая себестоимость, стабильность и надежность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

1.3 Международно-правовое регулирование трубопроводного транспорта

Договор к энергетической хартии (1994 г.) — основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора Европа — Кавказ — Азия (ТРАСЕКА).
Рамочное Соглашение об организационных принципах создания межгосударственных систем по транспортировке нефти и газа; Межправительственные соглашения по строительству нефтегазовых трубопроводов и транспортировке энергоносителей; Несмотря на принятие целой серии международных соглашений, посвященных отдельным аспектам развития трубопроводного транспорта, в данной сфере остаются нерешенным ряд главных организационно правовых проблемы: регулирование экспортных и импортных потоков, т. е. перекачка из одной страны в другую; регулирование транзитных потоков, т. е. перекачка из одной страны в другую через территорию третьей страны (территории третьих стран); гармонизация отечественного законодательства в сфере магистрального трубопроводного транспорта с законодательством сопредельных государств и нормами международного права.
Первой попыткой решения этих проблем на межгосударственном уровне была принятая в 1921 г. Барселонская Конвенция о свободе транзита. Она была ратифицирована почти всеми государствами Европы. Конвенция заложила основы системы и провозгласила основополагающие принципы правового регулирования транзита, которые сохранили свое значение и в настоящее время. Ими, в первую очередь, являются принципы без дискриминационного доступа и государственного регулирования тарифов на перекачку продукции.
Решение перечисленных проблем в настоящее время решается в рамках разработки Договора к Энергетической Хартии, а также научно технического и экономического сотрудничества стран СНГ. В 1947 г. Генеральное Соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ),развивая положения Барселонской Конвенции, ввело норму о применении, в частности, к транзиту нефти и газа по магистральным трубопроводам, режима наибольшего благоприятствования и освобождения перекачиваемой продукции от таможенных пошлин. Дальнейшее развитие законодательного регулирования транзита осуществляется в рамках
Договора к Энергетической Хартии. Для обеспечения эффективного осуществления транзита в рамках международного права, в первую очередь, необходимо разработать и принять на международном уровне нормы, унифицирующие и регулирующие: доступ к созданным и вновь создаваемым системам; невмешательство в потоки энергоносителей, пересекающих национальные территории; тарифную и договорную политику; процедуры и механизмы разрешения споров ;технические, технологические и управленческие стандарты, нормы и правила проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации транзитных систем. В 1999 г. Советом глав СНГ была утверждена
Межгосударственная программа «Высоконадежный трубопроводный транспорт», целью которой является модернизация сети магистральных трубопроводов, а также реализация связанных с ней экономических, экологических и юридических задач. Одной из таких задач была разработка модельного закона «О магистральном трубопроводном транспорте», который должен обеспечить решение проблемы унификации законодательства в этой сфере.
Текст модельного закона СНГ «О трубопроводном транспорте» (Далее — Модельный закон) был принят в 2001 г. на XVII пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.
Модельный закон по своему юридическому статусу представляет собой законодательный акт типового характера, содержащий нормативные рекомендации. Иногда они могут быть представлены в форме вариантов возможных правовых решений с их анализом и пояснениями.
Использование модельных законов практикуется в США при формировании законодательства отдельных штатов, а также в СНГ в целях гармонизации законодательной базы государств-участников.
Итак, специфика международно-правового регулирования трубопроводного транспорта заключается в том, что в отношении каждого из имеющихся на сегодняшний день магистральных трубопроводов реализуется свой правовой режим со своими особенностями.. Основной проблемой в регулировании трубопроводного транспорта является отсутствие международно-правового акта общего характера, который бы устанавливал общие принципы и правила строительства и эксплуатации трансграничных трубопроводов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы