Курсовая с практикой на тему Пенсионное страхование: сущность, значение и перспективы развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ 5
1.1. История развития пенсионного страхования в России 5
1.2. Пенсионное страхование в России как форма социальной защиты 10
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 15
2.1. Направления деятельности Пенсионного фонда России 15
2.2. Изменение пенсионного страхования под влиянием covid-19 22
2.3. Проблемы и перспективы развития пенсионного страхования в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Введение:
Сегодня в России действует комбинированная система пенсионного обеспечения (страхования), предусматривающая введение в распределительную модель пенсионного обеспечения накопительных компонентов. Иначе говоря, помимо страховой составляющей пенсии, формируемой из обязательных взносов работодателей, существует и накопительная составляющая. Она формируется добровольно.
Многие современные исследователи, занимающиеся изучением российской пенсионной системы и ее реформирования, едины в том мнении, что в России к настоящему времени не сформировано подлинной системы пенсионного страхования. Кроме того, исследователями обращается внимание на то, что система пенсионного страхования не в полной мере отвечает интересам застрахованных граждан. Безусловно, ключевой проблемой продолжает оставаться слишком низкий уровень пенсионного обеспечения граждан. Но это не единственная проблема. Помимо нее существуют и другие (например, отсутствие надлежащего возмещения трудовых доходов граждан, выбывших из общественного производства).
Объектом исследования курсовой работы выступили общественные отношения, возникающие в процессе становления и развития пенсионного страхования.
Предметом исследования курсовой работы являются механизмы развития пенсионного страхования.
Целью курсовой работы является анализ особенностей, проблем и перспектив развития пенсионного страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:
— изучить историю развития пенсионного страхования в России;
— рассмотреть пенсионное страхование в России как форму социальной защиты;
— раскрыть направления деятельности Пенсионного фонда России;
— проанализировать изменение пенсионного страхования под влиянием covid-19;
— выявить проблемы и перспективы развития пенсионного страхования в России.
Методологическую основу курсовой работы составляют в совокупности следующие методы: сравнительно-правовой, анализ и синтез, формально-логический.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ , федеральные законы.
Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая значимость темы курсовой работы обоснована спецификой современного этапа развития пенсионного страхования, связанного с пандемией, и санкционного давления на российскую экономику и государственность в целом.
Практическая значимость темы курсовой работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании пенсионного страхования.
Структурно курсовая работа включает введение, обосновывающее объект и предмет исследования, цели и задачи работы, две главы, последовательно раскрывающие содержание работы и заключение, содержащее выводы по проведенному исследованию.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Нами было проанализировано российское пенсионное страхование и рассмотрены ключевые этапы его становления. Выделение этих этапов было обусловлено определенными экономическими и социальными индикаторами, а также уровнем развития российской пенсионной системы на разных исторических этапах. Подчеркнем, что на современном этапе происходит активное преобразование пенсионного страхования.
2. Современная система пенсионного страхования базируется на государственных выплатах, которая в свою очередь имеет корни, как германской, так и датской системы страхования. Размеры выплат зависят от вкладов, которые отчислял гражданин за свою трудовую жизнь, а так же имеют обязательный минимальный размер выплат, в случае отсутствия трудового стажа.
Пенсионное страхование, выполняя свою работу, обеспечивает население выплатами в виде пенсий при достижении пенсионного возраста или по инвалидности. Главная задача пенсионного страхования — сохранить от обесценивания и увеличить размеры пенсионных накоплений его вкладчиков. Современная модель российского пенсионного страхования сложилась в результате реформирования системы государственного пенсионного обеспечения, которая направлена на обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ.
3. Анализ основных показателей деятельности ПФР за 2019-2021 годы позволяет сделать выводы об отсутствии негативных тенденций, способных повлиять на финансовую устойчивость Фонда в перспективе.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации находится по рейтингу очень низко, а экспертами оценивается, что находится в списке аутсайдеров на 40-ом месте вместе с такими странами как Турция, Бразилия, Греция и Индия. Лидерами пенсионного обеспечения в мире являются Норвегия, Швейцария, Исландия, Швеция и Новая Зеландия, которые составляют ТОП — 5 в мире по выплатам пенсий и коэффициенту зависимости пожилых людей.
4. Пенсионное страхование только встало на путь реформирования, поэтому гражданам России стоит ожидать новые изменения, которые могут в корне изменить всю сложившуюся пенсионную систему.
5. Российская система пенсионного страхования на сегодняшний день сталкивается с рядом проблем, что свидетельствует о невыполнении в полной мере социальной функции государства. В первую очередь государство должно заботиться о социальных интересах своих граждан, к чему Российская Федерация на сегодняшний день упорно стремится. Решение обозначенных проблем позволит с уверенностью сказать, что наше государство обеспечивает должный уровень социально-экономического развития.
Таким образом, отечественная система пенсионного страхования на протяжении последних лет функционирует в сложных социально- экономических условиях, сохраняются риски увеличения зависимости от средств федерального бюджета, риски нестабильности уровня материального положения пенсионеров, что требует ее модернизации. От успешной деятельности государства в пенсионной сфере зависит благосостояние порядка 30% населения Российской Федерации. Процессы модернизации система пенсионного страхования необходимо согласовывать с развитием экономики страны, демографической политикой государства и макроэкономическими параметрами, а также государственной социальной политикой, основные векторы которой должны быть сконцентрированы на снижении влияния вышеперечисленных факторов, что позволит значительно повысить эффективность функционирования система пенсионного страхования и социальной защиты населения страны в целом.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. История развития пенсионного страхования в России
Страхование по возрасту начало практиковаться в России с 1917 г. Ранее существовало лишь страхование разных видов профессиональной деятельности (страхование государственных служащих и работников некоторых категорий). Работникам и служащим, при прекращении трудовой деятельности в связи с достижением установленного законом возраста, выплачивались социальные целевые пособия.
К 1920 годам система социального обеспечения опиралась не столько на учет страхового пенсионного возраста, сколько на учет степени потери полной трудоспособности и возникновения инвалидности.
Позднее к пенсионному обеспечению (страхованию) были подключены иные сферы трудовой деятельности. В этот список вошли следующие категории: преподаватели вузов, достигшие 65-тилетнего возраста; работники промышленных текстильных предприятий и фабрик (с 1928 года); работники транспорта (с 1929 года); рабочие предприятий тяжелой промышленности (с 1929 года) .
В 1932 году на уровне законодательства был закреплен наиболее низкий во всем мире возраст выхода работников на пенсию: для мужчин – 60 лет; для женщин – 55 лет.
Активный период формирования советской пенсионной системы пришелся на период с 1956 г. по 1991 г. Именно в годы СССР была сформирована качественно новая пенсионная система, базирующаяся на принципах конституционных гарантий пенсионного обеспечения по возрасту.
Система пенсионного страхования (обеспечения), существовавшая в Советском Союзе, действовала в рамках общей системы соц. обеспечения и соц. страхования, которой предусматривалась не только выплата различных пособий и пенсий, но также разные формы санаторно-курортного, медицинского и социального обслуживания работников, обслуживание и содержание нетрудоспособных и пожилых граждан.
После развала Советского Союза пенсионные выплаты по возрасту сохранились. Однако система организации управления финансовыми средствами пенсионного обеспечения серьезно изменилась. Рассмотрим основные исторические периоды становления и развития системы пенсионного обеспечения (страхования) в России.
Первый период – 1990-2002 гг. Начало этого этапа ознаменовано созданием Пенсионного фонда России в декабре 1990 года. ПФР был назначен Правительством РФ аккумулировать денежные средства для выплаты гражданам пенсий.
После создания ПФР в стране возник качественно новый механизм финансирования и выплаты различных пособий и пенсий. В 1996 году ПФР начал собирать сведения обо всех российских гражданах. С этого момента начал вестись персонифицированный индивидуальный учет граждан. Основные понятия, порядок и ответственность ПФР регулируются положениями Закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». В этом же году начали открываться персональные лицевые счета. На них отражались все сведения о страховых взносах граждан. После принятия Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» были установлены основы государственного регулирования системы ОПС в России.
Нормы, закрепленные в данном законодательном акте, регламентируют правовые отношения в системе ОПС, и определяют правовое положение участников данной системы. Кроме того, Законом № 167-ФЗ урегулированы основания возникновения и порядок реализации обязанностей и прав субъектов системы ОПС.
Второй период – 2002-2010 гг. В течение этого периода в пенсионное законодательство были внесены серьезные изменения. В это время были заложены основы новой реформы в пенсионной сфере. Реформирование позволило перейти от уравнительного принципа солидарных пенсий к распределительно-накопительной системе.
С 2002 года были предусмотрены обязательные отчисления в накопительную часть обязательной пенсии. Эти отчисления отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного гражданина в системе персонифицированного индивидуального учета ПФР. Формирование накопительной части трудовых пенсий основано на уплате налога (страховых взносов), а также начисляемом инвестиционном доходе (процентах).
Рассмотрим основные изменения пенсионного законодательства, произошедшие в данный период:
— 2004 год – Пенсионным фондом была введена возможность заключения договоров с гражданами, с помощью которых застрахованные лица могли самостоятельно увеличить накопительную составляющую своей пенсии;
— 2005 год – введение права на получение государственной социальной помощи (выплаты были установлены для ветеранов ВОВ и для их вдов);
— 2007 год – возможность трансформации части материнского (семейного) капитала в пользу накопительной составляющей пенсии матери;
— 2008 год – начало государственного софинансирования накопительной составляющей пенсии; изменение учета ставки страховых пенсий до 8 процентов и накопительной части – до 6 процентов.
Последующее развитие и совершенствование системы пенсионного обеспечения проходило по таким ключевым направлениям: реформирование сформированной пенсионной распределительно-накопительной системы; разработка и принятие норм права, ключевых организационных и методических мероприятий, ориентированных на разработку механизмов накопительного финансирования пенсий; изменение системы предоставления пенсий до момента выхода гражданина на пенсию.