Курсовая с практикой на тему Пенсионная система России: современное состояние
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика пенсионной системы России 5
1.1 Становление и развитие пенсионной системы в России 5
1.2 Обязательное пенсионное страхование в современной России 10
1.3 Особенности государственного пенсионного обеспечения в современной России 16
Глава 2. Отдельные аспекты функционирования пенсионной системы Российской Федерации 21
2.1 Содержание и направленность пенсионных реформ в Российской Федерации 21
2.2 Проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 25
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение:
Ч.1 ст.7 Конституции РФ объявляет Россию социальным государством. В ст.39 Конституции РФ закреплено право граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, в случае инвалидности и других случаях. Основным видом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, в рамках которого осуществляется выплата пенсии — ежемесячной долгосрочной выплаты, назначаемой гражданам в качестве основного источника средств существования. Также, согласно ч.2 ст.7, ч.2 ст.39 Конституции РФ в России законом устанавливаются государственные пенсии. Помимо того, на конституционном уровне закреплено, что в Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом (ч.6 ст.75 Конституции РФ).
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что современная пенсионная система оказывает огромное влияние на стабильность всей финансовой системы государства и является наиболее реформируемой составляющей социальной политики государства. От ее состояния зависит благополучие миллионов российских граждан, в том числе, лиц пожилого возраста, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. При этом традиционно вопросы пенсионного обеспечения нашей стране являются острыми.
Цель данной работы – комплексный анализ современной пенсионной системы России.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.
Предметом исследования являются законодательные и научные положения, характеризующие состояние пенсионной системы России.
Проблема исследования состоит в необходимости конкретизации состояния современной российской правовой системы с подтверждением того, что посредством ее Россия в большей части выполняет свои функции социального государства, как это предписывается ч. 1 ст. 7 Конституции РФ.
Теоретическую базу исследования составили труды российских юристов. В том числе, Л.В. Бакулиной рассматривались основания назначения страховой пенсии по старости, В.А. Бурденко, В.Г. Павлюченко, Н.А. Быковой, А.А. Куриловой – проблематика пенсионного страхования в Российской Федерации, Е.А. Гиричем, В.К. Цечоевым – история создания Пенсионного фонда Российской Федерации, Н.И. Крутовой — системы пенсионного обеспечения. Многочисленные теоретические положения в данной сфере требуют комплексного исследования.
Научная новизна работы объясняется тем, что в ней суммировано множество научных положений, раскрывающих различные аспекты современной пенсионной системы России. Практическая значимость работы связывается с возможностью ее использования в образовательном процессе, при подготовке лекций, семинаров.
Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания. Применялись историко-юридический, формально-логический, системно-структурный, логико-юридический методы исследования.
Работа включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список используемых источников. Объем работы составляет 37 страниц.
Заключение:
В сфере социального обеспечения возникают правоотношения, основным видом которых являются пенсионные правоотношения. Объект таких правоотношений — реализация гражданами своего права на пенсию.
Пенсионное страхование закрепилось в России в начале ХХ века м прошло долгий и трудный путь развития. В 1990 г. был создан ПФР — автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. Средства ПФР формально отделены от федерального бюджета, оставаясь собственностью Российской Федерации. ПФР является «ядром» всей системы социальной защиты населения в силу того, что пенсионные правоотношения являются основным видом общественных отношений, относящихся к праву социального обеспечения (с 01.01.2023 будет функционировать единый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
В данной сфере был проведен ряд реформ, содержание и направленность которых были исследованы в настоящей работе. Отмечено, что необходимость реформирования и поиски наиболее эффективной модели пенсионного обеспечения в Российской Федерации начались в середине 90-х годов прошлого века и существует до настоящего времени. В том числе, в ходе реформирования была установлена трехуровневая пенсионная система, произведена корректировка финансовых механизмов для выплаты пенсий, изменен ранее определенный возраст назначения страховой пенсии по старости. При этом в силу достаточной медлительности пенсионных реформ делать объективные выводы относительно их эффективности возможно только через десятилетия.
С 2002 г. в России действует распределительно-накопительная пенсионная система пенсионного обеспечения. При этом выделяются обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное страхование (также существует возможность добровольного страхования, которое в настоящее время в нашей стране не развито).
Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Застрахованным лицам назначается страховая пенсия по старости при достижении установленного законом возраста, при наличии необходимого страхового стажа, индивидуального пенсионного коэффициента. Законодатель, устанавливая такие показатели для назначения страховых пенсий, учитывал, что страховой стаж является непосредственным рычагом регулирования нелегальной занятости населения, а существование индивидуального пенсионного коэффициента позволяет гражданам с помощью своего официального заработка влиять на размер будущей пенсии. Также выделяются страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца. Обязательное пенсионное страховое обеспечение осуществляется также в виде фиксированной выплаты к страховой пенсии. Помимо того, выделяется накопительная пенсия.
Что касается государственного пенсионного обеспечения, то есть особенностью является финансирование за счет средств федерального бюджета. В системе государственного пенсионного обеспечения выделяются пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, а также социальная пенсия, назначаемая нетрудоспособным гражданам.
В работе было обращено внимание, в частности, на низкий уровень пенсионного обеспечения, постоянно растущий дефицит бюджета ПФР при увеличении доли пенсионеров. Таким образом, функционирование современной российской пенсионной системы в настоящее время оказывается сопряженной со многими проблемами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика пенсионной системы России
1.1 Становление и развитие пенсионной системы в России
Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении в России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и в старости.
В Судебнике 1589 г. указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии — «две гривны в год» (прообраз пенсии по потере кормильца). Соборным уложением 1649 г. было введено новое понятие — прожиток (на него имели право дворяне, находящиеся или находившиеся на службе в царской армии в случае их отставки или увечья, в размере полного оклада). В 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались «лечебные» денежные выплаты военным, ушедшим со службы по ранению. Со временем такая практика становилась все более популярной, и стала распространяться не только на военных, но и на государственных служащих.
Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось — их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Государство признавало необходимость оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета. В дальнейшем Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставникам военной службы и увеличила размеры пенсий.
В 1827 году Николаем I был принят «Устав о пенсиях и единовременных пособиях», включавший в себя правила для назначения пенсий и пособий, положения о пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников, о производстве пенсий и пособий. Для финансирования этих целей была введена система вычетов, которые отправлялись в специально созданное Государственное Казначейство для формирования необходимых сумм .
В связи с развитием промышленного производства, строительством многочисленных заводов и железных дорог, многочисленными увечьями рабочих во второй половине XIX в. законодательство обязывало владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств производились выплаты рабочим (эту систему назвали страховой).
С приходом советской власти все средства стали достоянием социалистической республики. Одним из факторов лояльности новой власти было внедрение новой пенсионной системы. Первые попытки введения пенсионных выплат советского периода относятся к 1918 г. СНК РСФСР был подписан декрет «Положение о социальном обеспечение трудящихся», в котором закреплялись выплаты пенсий отдельным категориям населения . В 1924 г. было утверждено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабочих факультетов, в 1925 г. — установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Также в 30 гг. ХХ в. была закреплена система социального страхования — все организации отчисляли государству налоги, тем самым формировался бюджет страны, средства которого расходовались, в том числе, на выплату пенсий гражданам. К 1931 г. сформировалась общегосударственная система назначения пенсий, появились понятия «пенсия по старости» и «пенсионный возраст». Пенсия стала начисляться исходя из размера максимальной зарплаты. В 40-е годы ХХ в. активно проходило реформирование пенсионного обеспечения в области военнослужащих. В целом, к началу Великой Отечественной войны в стране была создана система пенсионного обеспечения трудящихся.
В 1956 г. пенсионная система приобрела универсальный характер в связи с тем, что Верховный Совет СССР принял Закон «О государственных пенсиях», который стал основообразующим для всей советской пенсионной системы. Он подтверждал право граждан СССР на материальное обеспечение по старости и потере трудоспособности и выделял три вида государственной пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Право на пенсию имели рабочие и служащие, военнослужащие, учащиеся, иные граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, члены семей указанных граждан в случае потери кормильца. С 1965 г. право на получение пенсий по достижении определенного возраста и по другим причинам получили колхозники, через четыре года была введена единая система социального страхования. Между тем со временем сложилась ситуация, когда разрыв между доходной и расходной сторонами пенсионного бюджета неуклонно увеличивался.
В 1990 г. начался принципиально новый этап истории страны и реорганизация всех государственных учреждений. Важным этапом эволюции советской пенсионной системы стала реформа 1990-го г., когда был принят Закон «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», гарантировавший всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение путем предоставления пенсий. Он выделял два вида пенсий: трудовые (пенсии по возрасту/старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет) и социальные, в России устанавливалась единая пенсионная система.
Также в 1990 г. с принятием постановления Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» была создана соответствующая автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов. Данная структура управления пенсионными средствами обеспечила определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической дестабилизации . Указом Президента РФ от 27.09.2000 № 1709 закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР) и его 16 территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий . В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 г. №9-П ПФР наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, которые относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.