Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Педагогика как наука и искусство.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ 6

1.1 История становления научного статуса отечественной педагогики 6

1.2 Состояние педагогики как науки в современных условиях 10

Выводы по главе 1 13

ГЛАВА 2 ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И ДИДАКТИКА КАК ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ 14

2.1 Дидактика 14

2.2 Технологии и методы воспитания 16

Выводы по главе 2………………………………………………………………….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 31

  

Введение:

 

Актуальность темы определяется тем, что до сих пор не утихают дискуссии о научном статусе педагогики. Многие исследователи ломали головы над утверждением К.Д. Ушинского: «Педагогика не наука, а искусство» [28]. Соглашаясь буквально с утверждением великого классика, авторы переключались в своих исследованиях на поиск новых методик обучения, но не концепций образования. Очевидно, во времена Ушинского, изрекшего подобное в далеком 1867 г., педагогика еще не обрела форму характерного для науки систематизированного знания. «Учителю русских учителей», как его называли, пришлось закладывать первоосновы теории образования и воспитания.

Долгое время было принято считать, что «до Ушинского никакой научной педагогики у нас не существовало» [15]. Сложно согласиться с этим, учитывая вклад в развитие педагогики Яна Коменского и других ранних мыслителей, в том числе утопистов. Заметим, что та же мысль принадлежит и Льву Толстому, за 5 лет до Ушинского заявившего: «Не существует никакой науки образования и воспитания – педагогики» [27, с. 2], но тем не менее признанного историками отцом-основателем свободного образования. Несмотря на сделанную далее оговорку «первое основание ее еще не положено» и позволяя себе лишь осторожное употребление понятия «так называемая наука педагогика», Толстой так и остался при своем мнении, а утверждением «воспитание не есть предмет педагогики» [27, с. 53] свел образование до обучения, выбив из-под школы воспитательную функцию. Позицию Толстого не поколебали ни посещение европейских учебных заведений, ни личная встреча с «сухим педантом» А. Дистервегом, ни собственный учительский труд в Яснополянской школе.

Уничижительные оценки научного статуса педагогики со стороны величайших российских классиков одно время вызывали активные дискуссии, но они постепенно сошли на нет, а ныне и вовсе приглушены. Педагогика и производные от нее – образование и воспитание – провозглашены высшим государственным приоритетом, их миссия законом «Об образовании в РФ» (статья 2) признана «общественно значимым благом», деятельностью, «осуществляемой в интересах человека, семьи, общества и государства <...> в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития». Тем не менее, и в настоящее время встречаются жаркие дебаты относительно научного статуса педагогики.

Вышеизложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: является ли педагогика наукой?

Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость, определение статуса педагогики, ее целевой и функциональной определенности, определили тему исследования: «Педагогика как наука и искусство».

Цель исследования: проанализировать научный статус педагогики.

Объект исследования: история педагогики как науки.

Предмет исследования: образование и воспитание как объект педагогической науки.

Задачи исследования:

 рассмотреть историю становления научного статуса отечественной педагогики;

 проанализировать состояние педагогики как науки в современных условиях;

 определить основные направления развития дидактики;

 осветить технологии и методы воспитания, провозглашаемые современной педагогической наукой.

Теоретическая значимость: уточнен статус педагогической науки.

Практическая значимость: возможность использования результатов исследования в разработке курсов педагогики.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме развития педагогического мастерства учителей начальных классов в инновационной деятельности; обобщение, индукция, дедукция, сравнительный анализ.

Структура работы: в соответствии с поставленными целью и задачами, выдвинутой гипотезой исследования курсовая работа структурно представлена следующими основными разделами: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате проведенного исследования были реализованы цель и задачи, сформулированы следующие выводы.

В первой главе работы представлен краткий экскурс в историю становления науки педагогики, отражающей уровень и запросы общества к личности, показаны конфигурации становления основных парадигм, их дихотомичность и попытки выйти за пределы этой дилеммы, предпринимаемые в настоящее время. В итоге сделан вывод об интегрированном, междисциплинарном характере педагогики, находящейся в состоянии поиска новой парадигмы, которое можно охарактеризовать не как «кризис» науки, а как ее «полипрагдимальность», к существенным чертам которой отнесятся сосуществование в модели образовательного процесса нескольких методологических систем, ориентацию процессов социализации и индивидуализации личности на различные парадигмальные установки, зависимость выбора педагогом парадигмы от уровня сформированности мотивации учения школьников, сочетание элементов различных парадигм.

Педагогика – это наука. В защиту научного статуса педагогики говорит ее глобальная миссия – обеспечивать развитие образования, основы прогрессивного воспроизводства человеческой цивилизации. Если философию называют «матерью наук», то педагогику можно именовать научным наставником, сопровождающим вступающие в жизнь новые поколения. Хотя и у философии, и у педагогики по-прежнему есть оппоненты, сомневающиеся в их научном статусе. Но ведь сомнения движут науку.

Педагогика в своих высших проявлениях обладает научной объективностью, которая исключает влияние личных и групповых интересов, идеологических и политических установок, любых субъективных факторов. Отсюда закономерен вывод о том, что связь педагогики и политики не императив, а приспособленчество «праздношатающихся в сенях храма науки» (А. Герцен).

Научный статус педагогики в полную силу может проявиться только в открытом, свободном, идеологически многополярном обществе. Задача педагога в таком обществе будет состоять в том, чтобы дать воспитаннику основы научных знаний, всесторонние представления о полном спектре возможных мировоззрений для самостоятельного выбора личного жизненного маршрута. Потребуется глубокая перестройка научно-педагогической сферы, возвращение к принципу «наукой должны управлять ученые», преодоление социальной самозамкнутости и широкая популяризация достижений педагогики, убеждающая общество в приоритете образования.

Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т.е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов данных видов воспитания (индивидуальных – воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых – коллективов; социальных – организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества

Таким образом, цель работы достигнута, задачи реализованы

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ

1.1 История становления научного статуса отечественной педагогики

История отечественной педагогики имеет четкий рубеж – он проложен Постановлением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» [33]. Эта рубежная дата открывает новую эру в развитии педагогики.

Сегодня можно смело сказать, что это целая эпоха доминирования педагогической схоластики, которая во многом привела к современному кризису методологических основ педагогики, к так называемым множественным педагогикам [12, с. 277], которые критикуют за оторванность от жизни, пресловутого «среднего ученика» и мелочность целеполагания. Дискуссии методологов о том, что важнее: обучение или воспитание, привели к отрицанию собственного предмета исследований за педагогикой и тенденциями интегрировать ее в сферу наук об образовании.

Конечно же, такое положение вещей не может не сказаться на структуре и специфике подготовки учителей, в которой сегодня преобладают игровые формы, методы, подразумевающие поведенческую, но далеко не всегда познавательную активность, и авторские курсы интегративного содержания, девиз, которых: «Только не так как раньше, инновации во всем!». Многие исторические аналогии особенно уместны сегодня, когда содержание классического вузовского курса пересматривается в соответствии с убеждениями преподавателей, осуществляющих обучение, а также с современными достижениями методологического дискурса в рамках наук об образовании. В современном педагогическом образовании господствует предложенный в 20-е годы ХХ века принцип «преподавания с колес» [33]. В этих условиях немаловажным представляется рассмотреть период «начала кризиса» отечественной педагогики.

 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Становление и развитие педагогики как науки. 5

1.1 История возникновения педагогики как науки. 5

1.2. Основные функции и задачи педагогики как науки. 10

1.3. Актуальные проблемы педагогики как науки. 13

Глава 2. Педагогика как наука об искусстве воспитания. 18

2.1. Педагогика и ее потенциал в развитии и воспитании
детей. 18

2.2. Отличие педагогики как науки от педагогики как
искусство. 21

2.3. Творчество в педагогике как проявление искусства
воспитания и обучения  26

Заключение. 32

Список использованной литературы.. 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Школа и педагогика прошли многовековой
исторический путь. За это время педагогика постепенно из суммы идей и концепций
превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а
затем возрождались, но уже в другом виде. Развитие образовательно-воспитательных
институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом,
уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все
более весомыми и значимыми.

Изучение истории школы и педагогики – это важное условие формирования
общей и педагогической культуры, так как оно дает знание о процессе развития
теории и практики воспитания и образования и помогает становлению мировоззрения
и педагогического профессионализма.

В настоящее время ускорилось формирование общественных и духовных
ценностей. В связи с этим появились концепции воспитания, созданные на основе
познания объективных закономерностей природы и общества.

Человек рассматривался, прежде всего, как член гражданского общества,
возвышающийся над социальными и национальными условностями.

Авторы исследований Сокольницкая
Т. Н., Студеникина В., Торосян В. Г.  преодолевая определенные стереотипы
предыдущего, классово-детерминированного подхода к оценке исторических событий,
обращают все больше внимания на то, что первая половина XIX в., несмотря на все
трудности и противоречия того времени, — это период поступательного, достаточно
интенсивного развития отечественной системы образования [4].

Подобный подход преобладает и в целом ряде монографических и
диссертационных исследований, посвященных истории образования и педагогической
мысли того периода.

Следует также обратить внимание на вузовские учебники, хрестоматии,
антологии по истории педагогики и образования, в которых первая половина XIX в.
оценивается как важный этап, когда формировалась национальная система
образования, развивалась педагогическая мысль.

Всё вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы
«Педагогика как наука и искусство».

Особое внимание исследователей уделяется вопросам концептуальных
представлений ведущих научных школ и значимости художественной педагогики как
основы теории художественного воспитания и творческого развития личности на
современном этапе (Е.А.Бодина, В.П. Демин, И. Кашекова, Е. Коротеева, А.А.  Мелик-Пашаев, Х.Х. Фомин, Ю.Б.  Школьник и другие).

Отдельно следует выделить теоретические и практические исследования в
области создания культурно-педагогической среды (А.Б. Иванов), а также область
взаимодействия художественной педагогики и педагогики (М.А. Арярский, А.Д.
Жарков, В.М. Чижиков и другие).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Педагогика вырабатывает новые принципы и критерии отбора содержания
общего образования: изучает расширение учебных единиц, обобщение знаний,
применимых к потребностям общего образования, укрепление системы и теории общего
образования, последовательную реализацию политехнического принципа как ведущего
критерия при отборе материала для изучения.

Исследования в области обучения направлены на то, чтобы стимулировать
учащихся и развивать их самостоятельность и инициативу по мере приобретения ими
знаний. Таким образом, проводится исследование, целью которого является
модернизация канонических форм урока путем внедрения различных видов групповой
и индивидуальной студенческой работы при сохранении преподавателя в роли лидера.

Важным направлением педагогических исследований является изучение
политического, идеологического и нравственного воспитания молодежи и привития
им коммунистического мира. Такие исследования исследуют содержание и
закономерности процесса формирования коммунистических взглядов и убеждений, а
также эффективные педагогические средства обеспечения развития у молодежи
коммунистического сознания и поведения.

Дальнейший прогресс педагогики как науки во многом зависит от более
точного определения самого предмета, его категорий и терминологии,
совершенствования методов исследования; и об укреплении связей с другими
дисциплинами.

Другими актуальными темами педагогических исследований являются
история отдельных педагогических проблем и их решение, а также происхождение
различных педагогических концепций, теорий, методов и идей. Такой подход делает
историю педагогики подлинной историей науки воспитания и придает
прогностическую значимость историческим исследованиям в этой области.

 

Фрагмент текста работы:

 

С течением времени всегда
было необходимо обучать детей.  И всегда
были педагоги, то есть люди, которые разрабатывали педагогические программы
через переосмысление собственного опыта. 
Практики и теоретики образовательного процесса, как их сейчас
называют.  Из-за отсутствия письменности
их следы затерялись в глубине веков еще до прихода античности.

Чтобы проследить историю
педагогики, важно сначала дать определение понятию «педагогика», значение
которого претерпевало многочисленные изменения на протяжении веков.  Эта концепция всегда была связана с историей
развития мысли, учебных заведений и прогресса знаний, на которые всегда
полагались мыслители – педагоги[1].

С самого начала
образованию был присвоен статус искусства — искусства учить, приводить детей к
знаниям.  Эта концепция напоминает нам о
том, что профессия педагога зародилась в Древней Греции.  В то время роль воспитателей выполняли рабы,
которым была поручена благородная задача — водить детей хозяина в школу,
заботиться об их внешности и сопровождать их во время работы и игр.  Отцом-основателем образования широко считается
Сократ (V век до нашей эры).

В конце XIX века развитие
таких научных направлений, как социология и психология, сопровождается
возникновением педагогики как прикладной науки », то есть ее начинают
рассматривать как настоящую науку. 
Педагогика теперь рассматривается как наука с пониманием того, что ее
конечная цель, как и в других случаях, состоит не столько в описании или
объяснении, сколько в том, чтобы направлять процесс преподавания и
обучения.  То есть это область науки,
которая может научить нас тому, как учить. 
Это не совпадение, что мы использовали здесь сослагательное наклонение,
поскольку педагогика — как наука преподавания и обучения — не является
полностью сформированной дисциплиной, оставляя место для других образовательных
наук, множественной науки.  Со временем
стало ясно, что экзотическая наука, известная как «педагогика», здесь
неразрешима.

Таким образом, история
педагогики — это история педагогов или, как выразился Жан Хуссэ, практиков и
теоретиков учебного процесса.  Речь идет
о мужчинах и женщинах, «вовлеченных в реальный образовательный процесс,
использующих как теоретические концепции, так и практические навыки,
объединенные таким образом, чтобы скрыть степень, в которой практические
навыки, используемые в образовательном процессе, более важны, чем теоретические
концепции, и  наоборот[2]. [1] История образования и
педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. пед. учеб.
заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.; Под ред. З.
И. Васильевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 416 с. [2] Крысько В. Г. Основы общей
педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы