Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Педагогическое общение — как средство воспитания школьника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического общения 6
1.1. Вопрос педагогического общения в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов 6
1.2. Уровни и виды педагогического общения 8
1.3. Основные направления использования педагогического общения в воспитательном процессе 14
Вывод по главе 15
Глава 2. Исследование особенностей использования педагогического общения в процессе воспитания школьников 16
2.1. Изучение практики использования педагогического общения в процессе воспитания школьников 16
2.2. Рекомендации по повышению эффективности использования педагогического общения в процессе воспитания школьников 25
Выводы по главе 28
Заключение 29
Список литературы 32

 

  

Введение:

 

Актуальность. Жизнь и развитие каждого человека немыслимо без взаимодействия с другими людьми, обществом и окружающим миром. Общение является неотъемлемым элементом бытия человека, оно является естественным способом существования человека. Особенно важную роль играет процесс общения в педагогической деятельности, где с его помощью происходит учебный и воспитательный процесс. Проблема педагогического общения приобретает особую актуальность в условиях современного развития общества и связывается с гуманистическими тенденциями новой парадигмы образования.
Что касается параметров педагогического взаимодействия: стиль руководства, типы отношения к детям, общение, индивидуальный стиль педагогической деятельности, то долгое время они исследовались как самостоятельные проблемы — безотносительно к тому, в рамках какой образовательной парадигмы и какой модели взаимодействия они реализуются. И только в результате существенного пересмотра и реформирования самой образовательной системы, произошли под влиянием изменений в обществе, широкого внедрения гуманистических идей в педагогику и психологию были созданы условия для целостного их анализа.
Актуальность темы нашего исследования заключается в том, что проблема личности педагога и специфики его взаимодействия с детьми является традиционной для современной психологии. Начиная с работ Н.Ф. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и заканчивая исследованиями А. Марковой, Л. Митиной и многих других, активно изучаются направленность личности учителя, его профессионально значимые качества, педагогические способности, профессиональное мышление, воображение, особенности общения, структура деятельности, профессиональная компетентность, стиль руководства и деятельности, тип отношения к детям и т.п.
В научной литературе широко исследованы составляющие педагогического общения, в частности активно изучаются: процессы восприятия и понимания в системе «учитель-ученик» (А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева), закономерности формирования у педагога коммуникативных умений и навыков (В.А. Кан-Калик, А.А. Ковалев, А. Б. Добрович), система активного социально-психологического обучения и коммуникативного тренинга (Л.А. Петровская, Т.С. Яценко), коммуникативная компетентность учителя (Ю. Емельянов, И. А. Комарова). В то же время, проблема организации педагогического общения еще недостаточно раскрыта в отечественных психолого-педагогических исследованиях именно с точки зрения его влияния на воспитание ученика.
Проблемы педагогического общения, существующие в современной школе, определяются противоречиями:
— обострением в современной школе проблем педагогического взаимодействия в системе «ученик — учитель — родитель» и неумением учителей осознавать эти проблемы и находить эффективные способы их решения;
— между увеличением количества проблем в системе педагогического общения и недостатком диагностических методик для их оперативного выявления.
Проблема исследования: каковы особенности педагогического общения как управляемого процесса воспитания школьника?.
Объект: взаимодействие педагогов с детьми.
Предмет: типы и модели педагогического общения.
Цель — выявить особенности педагогического общения как управляемого процесса воспитания школьника.
Гипотеза исследования. Решение проблем педагогического общения будет проходить успешно, если учителями:
— изучены теоретические аспекты возникновения проблемы педагогического общения;
— выявлены индивидуально значимые способы решения проблем в педагогическом взаимодействии;
— определена роль диагностики педагогического взаимодействия в системе воспитания.
Исходя из цели, были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты возникновения проблемы педагогического общения.
2. Провести исследование особенностей использования педагогического общения в процессе воспитания школьников.
Методы исследования:
— теоретические: анализ и систематизация научных литературных источников, сравнение и обобщение данных теоретических и экспериментальных исследований, индуктивно-дедуктивный метод.
— практические: анкетирование, беседа, методы математической статистики.
Использованы следующие методики:
1. Методика выявления типов ориентированности учителей на дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми;
2. Методика диагностики уровня педагогического сотрудничества в процессе воспитания.
3. Методика оценки направленности личности Т. Лири.
Практическое значение полученных результатов: Использовать данное исследование можно при разработке школьной программы для педагогов общеобразовательной школы, а также в работе школьного психолога для помощи учителям при установлении взаимодействия с учениками.
Структура работы: Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Структура педагогического общения учителя и ученика включает основные четыре этапа:
1) прогностический этап, на котором учитель планирует и прогнозирует содержание, структуру и средства, которые будут использовать в процессе коммуникации;
2) этап «коммуникативной атаки», предусматривающий завоевание педагогом инициативы, установление эмоционального и делового контакта с воспитанником;
3) этап «управления общением», во время которого происходит передача информации от учителя к ученику, анализ этой информации, взаимосвязи, оценка собеседников;
4) этап «анализа общения» или этап самокорректировки, на этом этапе учитель осуществляет корректировку своих действий, поведения, учитывает все положительные и отрицательные аспекты.
Педагогическое общение учителя и ученика, как управляемого процесса личностного развития школьника, сочетает коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны. Перцептивный аспект педагогического общения характеризует способность учителя адекватно, непредвзято и точно воспринимать личностные качества и конкретные поступки учеников, тонко чувствовать их мотивы, переживания, понимать их индивидуальные и возрастные особенности.
Интерактивная составляющая коммуникативной компетентности учителя проявляется в способах и приемах воспитательного воздействия на учащихся, в тактике и стратегии организации педагогического взаимодействия. Коммуникативный аспект педагогического общения характеризует информационно-смысловую сторону педагогического взаимодействия, то есть способность учителя четко, понятно и грамотно выражать свои мысли и чувства, владеть лексическим богатством языка, вербальными и невербальными средствами информационного воздействия на учащихся.
Важными особенностями педагогического общения, как управляемого процесса личностного развития школьника, является завоевание учителем доверия у учащихся, доверительное отношение самого учителя к ученикам, установленные между ним и учеником духовного, эмоционального и интеллектуального контакта, реальная забота об ученике, участие в решении проблем ученика и др.
Анализ научной литературы по проблемам общения педагога и специфики его взаимодействия с детьми является традиционной для современной психологии.
В этой концепции противопоставляются учебно-дисциплинарная и личностно-ориентированная модели, при этом признается, что долгое время в отечественной образовательной системе преобладала именно учебно-исциплинарная модель, убедительно доказывается необходимость ее изменения на модель личностно — ориентированного образования и педагогического взаимодействия.
Итак, ориентация педагога на личностную модель взаимодействия — это особая позиция, суть которой заключается в признании не только за собой, но и за ребенком права быть субъектом собственной деятельности, опора на качестве, характеризующем активность личности, избрание в качестве ведущего демократического стиля руководства, разрешение основного противоречия с помощью сотрудничества.
Обобщение результатов нашего исследования показало, что подавляющее большинство учителей ориентировано на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми, которая характерна для традиционной педагогики и практики образования.
В качестве субъекта деятельности признается только педагог. Ученику отводится пассивная роль как объекта действия со стороны педагога. Ребенок независимо от собственного желания, интересов обязан усвоить то, что предлагается, овладеть определенными нормами.
В результате исследования уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения, было выявлено, что большой процент учителей являются сторонниками педагогического сотрудничества.
Таким образом, сотрудничество учителя и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в ходе образовательного процесса, направленную на усвоенных знаний, умений учеников и повышение их мотивации к обучению.
После исследования оценки направленности личности, было обнаружение, что наиболее выраженным оказались четыре типа отношения учителей к взаимодействию с детьми: авторитарный, подчиненный, доброжелательный и альтруистический.
Ориентация на личностную модель педагогического взаимодействия означает, что педагог имеет систему взглядов, установок, позиций, где выражается его стремление строить отношения с детьми на основе субъект — субъектных связей, решать возникающее противоречие в сотрудничестве, в максимальной степени опираясь на способности ребенка к проявлениям самостоятельности и активности.
Итак, перспективным является продолжение дальнейшего поиска в направлении раскрытия психологических особенностей личности педагога и специфики его взаимодействия с детьми и реализации модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, что поспособствует росту воспитанности школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы педагогического общения

1.1. Вопрос педагогического общения в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов

Проблема педагогического взаимодействия является одной из центральных в педагогической психологии, поскольку от ее трактовки зависит психологическая корректность и целевая эффективность осуществления обучения, получения образования. Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Известно, что в процессе преподавания большое значение имеет мастерство педагога, основанное на искусстве общения.
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учениками в процессе обучения и воспитания, которое имеет определенные педагогические функции и направлено на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учениками. Педагогическое общение является явлением полифункциональным, которое обеспечивает обмен информацией, сопереживание, познание личности, самоутверждение, производительную организацию взаимодействия. Не ограничиваясь только информационной функцией, педагогическое общение создает условия для обмена отношениями, переживаниями, помогает самоутверждению школьника в коллективе, обеспечивает сотрудничество и сотворчество учащихся.
По мнению выдающегося российского психолога А. Леонтьева, под педагогическим общением понимают профессиональное общение учителя с учеником на уроке и во внеурочное время (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учеником [6, с. 326]. Также под педагогическим общением понимают систему «социально-психологического взаимодействия между учителем и учеником, направленную на создание оптимальных социально-психологических условий для совместной деятельности» [4, с. 34].
«Общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера». Поэтому общение включает в себя обмен информацией между субъектами, выработку совместных решений, восприятие и понимание людьми позиций друг друга. «Общение — одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности» [7, с. 112].
Процесс коммуникации является целенаправленным, поэтому можем говорить, что в структуру общения входит содержание, цель и средства общения. Содержанием общения является сама информация, передаваемая от лица к реципиенту. Целью процесса коммуникации есть «удовлетворение не только биологических потребностей, как у животных, но и многих других: социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного и профессионального развития» [5, с. 137]. Также целью педагогического общения является «повышение уровня межличностных отношений в реальном коллективе учащихся» [6, с. 329].
К средствам общения относятся все те компоненты, с помощью которых происходит передача информации. «Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения» [7, с. 138].
Педагогическое общение является чрезвычайно мощным средством передачи не только учебного материала, но и содержания объективно положительных моральных норм и ценностей и веры в их истинность. Этот вид общения можно назвать универсальным инструментом воспитания.
С помощью общения человек утверждает себя в жизни, развивает свою личность, влияет на окружение и одновременно сам попадает под влияние извне: «Мы невидимыми узами связаны с миром, вокруг нас… Хотим того или нет, все мы есть частью общества, оно влияет на нас, мы — на него»[3, с. 99]. Поэтому «эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у ученика уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале» [6, с. 328].
«В своем общении наставник не должен переходить границу меры воздействия» [3, с. 454], то есть не навязывать воспитаннику свои взгляды. Грубое навязывание собственной позиции «приглушает собственную самовоспитуемую инициативу, затрагивает чувство достоинства и нередко вызывает сопротивление». Наиболее эффективным подходом к воспитанию будет создание таких условий, когда ученик сам «прочитает» в информации, которую ему подает воспитатель, его взгляды, а затем самостоятельно и осмысленно сможет их для себя взять и принять как свои.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы