Курсовая с практикой на тему Педагогическое общение как фактор развития личности ученика.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. 4
1.1.Сущность и характеристика общения. 4
1.2. Педагогическое общение как форма взаимодействия
педагога и учащегося 10
Глава 2.
Методологические подходы к педагогическому общению… 14
2.1.Анализ эффективного педагогического общения. 14
2.2
Диагностика уровня развития коммуникативных навыков у
младших школьников в ходе педагогического общения (констатирующий этап
исследования) 21
2.3. Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий (формирующий этап исследования) 24
2.4 Выявление изменений уровня сформированности коммуникативных навыков у младших
школьников (контрольный этап исследования) 26
Заключение. 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
В отечественной педагогике понимание важности
процесса общения учителя и ученика, специфичности этого процесса, привело к
введению понятия «педагогическое общение» и целого направления работ
посвященных его исследованию.
Педагогическое общение рассматривается как
частный вид общения людей, имеющий как общие черты этой формы взаимодействия,
так и специфические для образовательного процесса. Проблеме эффективности
педагогического общения посвятили свои труды В.А. Кан-Калик А.А. Леонтьев, А.А.
Бодалев, Б.Ф. Ломов, Л.С. Выготский.
Авторы этих исследований рассматривают педагогический процесс как
коммуникационный процесс, в который включены учитель и обучающийся. Общение все
еще остается одним из важнейших факторов возникновения, развития и укрепления
познавательных интересов обучающихся.
Педагогическое общение это целостная система социально-психологического
взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащее в себе обмен информацией,
воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью
коммуникативных умений.
Объект исследования: общение.
Предмет исследования: педагогическое общение
как фактор развития личности ученика.
Цель исследования: изучить педагогическое
общение как фактор развития личности ученика
Для
реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
— исследовать сущность и специфику общения;
— рассмотреть педагогическое общение и его роль.
В данной
работе были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ
литературы по теме: анализ методологических особенностей педагогического
общения.
Заключение:
Педагогика сотрудничества — это направление в отечественной педагогике
второй половины ХХ века, которое представляет собой систему методов и приемов
воспитания и обучения, основанных на принципах гуманизма и творческого подхода
к развитию личности. В основе
В
рамках школьного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между
администрацией, педагогами и учениками, поэтому принципы педагогики сотрудничества
распространяется на все виды отношений учеников, учителей и руководителей. В
основе сотрудничества лежит педагогическое общение как форма взаимодействия
учителя и ученика.
Общение представляет собой форму человеческой деятельности, форму взаимодействия
человека с другими людьми как членами общества, в процессе которой реализуются
социальные отношения людей.
Педагогическое
общение – это профессиональное общение
учителя с учениками на уроке и вне его,
направленное на создание благоприятного психологического климата, на оптимизацию учебной деятельности и отношений
между педагогом и учащимся, имеющее определенные педагогические функции. По целям
общение можно разделить на биологическое и социальное в соответствии с
обслуживаемыми им потребностями. В общении реализуется множество различных
функций, каждая из которых имеет большое значение в профессиональной
деятельности педагога. Знание этих функций поможет молодому учителю
организовать общение со школьниками на уроке и вне его как целостный процесс. В
процессе обучения решаются три основные
задачи: обучающая, воспитывающая, развивающая. В
ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и
ребенком. Характеристикой педагогического общения является его стиль — индивидуально-типологические
особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учеников
Педагогическое общение — это профессиональное общение
учителя с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом и администрацией
школы, направленное на создание
благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и
отношений.
Педагогическое общение как способ взаимодействия учителя и
учащихся выступает связующим компонентом педагогической системы школы, основным
средством решения образовательных задач.
Успешность педагогического взаимодействия напрямую зависит
от уровня коммуникативной культуры педагога, формирование которой является
одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его
саморазвития и самовоспитания.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1.1.Сущность и характеристика общения Общение – это сложный многосторонний
процесс, который может одновременно
выступать и как процесс взаимодействия личностей и как информационный процесс, и как отношение людей
друг к другу и как процесс их сопереживания и взаимопонимания [1].
Общение представляет собой форму человеческой
деятельности, форму взаимодействия человека с другими людьми как членами
общества, в процессе которой реализуются социальные отношения людей.
Взаимосвязанные
стороны общения:
— коммуникативная
сторона — обмен информацией между людьми;
— интерактивная
сторона — организация взаимодействия между людьми;
— перцептивная
сторона – процесс восприятия и установление взаимопонимания.
Функции общения:
— информационно-коммуникативная;
— прагматическая (реализуется в процессе
совместной деятельности);
— формирующая (развитие человека и становление
его как личности);
— функция подтверждения (познание и понимание
самого себя в процессе общения с другими);
— организация и поддержание межличностных
отношений;
— внутриличностный диалог для обдумывания
принимаемых решений;
Виды общения: прямое и косвенное;
межличностное и массовое; опосредованное и непосредственное; вербальное
(речевое) и невербальное (язык тела).[2]
Массовое общение представлено множеством
связей и контактов незнакомых людей в обществе. Межличностное общение
заключается в непосредственном контакте людей в различных группах.
Межличностные отношения могут быть положительными (симпатия, дружба, любовь) и
отрицательными (неприязнь, антипатия, ненависть, вражда).[3]
Виды межличностного общения:
Императивное общение (от лат. imperatives —
повелительный) представляет собой авторитарную (силовую) форму воздействия на
партнера по общению. Цель — подчинение партнера достижение контроля над его
поведением и мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям.
Манипулятивное общение (от лат. manipuler —
производить манипуляции) также представляет собой авторитарную форму
воздействия на партнера по общению, в ходе которой один из партнеров не
информирует о своих истинных намерениях и использует технологии воздействия
(шантаж, угрозы, подмена ценностей, лесть, укрывание фактов).
Диалогическое общение (от гр. dialogos —
разговор между двумя или несколькими лицами) – форма общения, основанная на
равноправии партнеров на основе учета их интересов и возможностей. [4]
Непосредственное общение — естественный
контакт людей при помощи вербальных и невербальных средств. Опосредованное
общение — неполный психический контакт при помощи письменных или технических
устройств, затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи
между участниками общения. Однако современные технические средства связи
несколько изменили положение дел.
Стратегии поведения в общении:
— сотрудничество
(максимального достижение участниками взаимодействия своих целей);
— противодействие
(ориентация на собственные цели без учета целей партнера);
— компромисс
(частичное достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и
поддержания отношений);
— уступчивость
(принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера);
— избегание
(уклонение, уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для
исключения выигрыша другого).[5]
В основе вербальной коммуникации (от лат.
verbalis — словесный) лежит речь и ее слушание. Речь — это универсальные
средство реализации коммуникативной функции общения, которая способствует
пониманию смысла общения и восприятию информации. В процессе речи происходит кодирование
и декодирование информации. Следовательно, речь выступает и источником
информации, и способом воздействия на собеседника.[6]
Речь является внешним проявлением языка. Если
говорить точнее, то речь представляет собой последовательность единиц языка, которая
организована и структурирована по законам языка и в соответствии с целями
выражаемой информации.
Функции языка в
общении:
— коммуникативная
(обмен информацией);
— конструктивная (формулировка мыслей и
компоновка сообщения);
— эмотивная (выражение переживаний, самооценки и
отношения говорящего к предмету речи, а также непосредственная эмоциональная
реакция на ситуацию);
— конативная (выражение в речи установок
говорящего на собеседника, его стремления воздействовать и оказать влияние).[7]
Речевая деятельность заключается в
специализированном употреблении языка в речи в процессе взаимодействия между
людьми, а речевая коммуникация представляет собой информативную и
коммуникативную стороны речевой деятельности.
Психические состояния человека тесно связаны с
невербальным поведением человека, которое служит средством их выражения.
Невербальное поведение в процессе общения представляет собой показателем
скрытых индивидуальных и социальных психологических характеристик личности. \
Люди контролируют и могут приспосабливать свое вербальное поведение, но язык
тела изменить сложно. К невербальным средствам общения относят пространственную
организацию общения, все движения тела, тактильное воздействие, а также
интонационные характеристики голоса.
Науки, изучающие
невербальные средства общения:
Кинестика — внешние проявления человеческих
чувств и эмоций;
Мимика — движения мышц лица;
Жестика — жестовые движения отдельных частей
тела;
Пантомимика — моторика всего тела (осанку,
позы, поклон и походку);
Такесика — прикосновения в ситуации общения:
рукопожатие, дотрагивание, поглаживание, поцелуи, отталкивание, в том числе и
кожные реакции, такие как побледнение или покраснение, пятна на коже,
потоотделение;
Паралингвистика и экстралингвистика изучают
темп, тембр, дикцию, артикуляцию, паузы, слова-паразиты;
Проксемика — пространственно-временная
организация общения (позиция и дистанция) и ольфакторная система (приятные и
неприятные запахи).[8]
Подтипы невербальных
средств коммуникаций:[9]
Кинесические средства представляют собой
зрительно воспринимаемые движения другого человека, которые выполняют
выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные
движения, которые проявляются в мимике, позе, месте, взгляде, походке.
Мимика — это движения мышц лица, которые
отражают внутреннее эмоциональное состояние. Более 70% информации мы получаем
благодаря мимическим выражениям. Глаза, брови, лоб, нос, рот и подбородок
представляют собой части лица, которые выражают основные человеческие эмоции.
Положительные эмоции распознаются легче всего, труднее воспринимаются
отрицательные эмоции.
Основные характеристики мимики — это
динамичность и целостность, заключающиеся в координации движений лица для
мимического выражения шести основных эмоциональных состояний: радость,
удивление, страх, гнев, страдание и отвращение. Брови и область вокруг рта
(губы) несут основную информативную нагрузку. Эмоции человека чаще выдает левая
сторона лица, поскольку за левую сторону лица отвечает контролирующее
эмоциональную жизнь человека правое полушарие. Положительные эмоции отражаются
равномерно на обеих половинах лица, отрицательные — ярче выражены на левой.[10]
Информацию несут и движения человеческого
тела: жесты, позы, походка.
Поза — единица пространственного поведения
человека, положение его тела. Для каждой культуры свойственны свои
пространственные поведения человека: некоторые позы запрещены, другие
закрепляются. Поза демонстрирует восприятие человеком своего статуса по
отношению к другим присутствующим лицам. Так лица с более высоким статусом, как
правило, более расслаблены, чем их подчиненные, и принимают непринужденные
позы.
«Закрытые» позы расцениваются как позы
противодействия, несогласия, недоверия, критики. К ним относится, например,
поза, когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как
можно меньше места в пространстве.
«Открытые» же позы говорят о доверии, согласии и доброжелательности,
психологическом комфорте.
Походка человека представляет собой стиль
передвижения, по которому распознается эмоциональное состояние человека. При
гневе — самая тяжелая походка; при радости — самая легкая; при страданиях –
вялая или угнетенная походка; самая большая длина шага — при гордости.
Высоким голосом обычно передаются энтузиазм,
радость и недоверие, гнев и страх — тоже высоким голосом в широком диапазоне
тональностей, силы и высоты звуков. Мягким и приглушенным голосом с понижением
интонации к концу фразы обычно передают горе, печаль или усталость.
Скорость речи отражает чувства говорящего:
быстрая речь свидетельствует о взволнованности или обеспокоенности; медленная
речь — горе, угнетенное состояние, усталость или высокомерие.[11]
Помимо вышеперечисленного, особое значение для
общения имеют элементы внешнего вида:
— средства преобразования природного телосложения
(одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы и борода, ремни
и шарфы);
— подчеркивание или сокрытие своих личностных
особенностей (признаков пола, возраста, расы, вероисповедания, символов).
Невербальные средства играют большую вспомогательную
роль в общении, могут ослаблять или усиливать речевое воздействие. При
включенном наблюдении некоторые элементы имиджа и невербальные сигналы
позволяют диагностировать намерения участников взаимодействия, считывать их
эмоциональное, экспрессивное состояние, слушать их или отключаться. Схема
процесса общения показана на рисунке ниже.[12]
Есть такие виды деятельности, в
которых общение занимает ведущую, профессионально значимую позицию. Это
педагогическое общение, которое в обучении и воспитании служит инструментом
воздействия на личность обучаемого. [1] Краткий
психологический словарь. — Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко,
А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.1998. [2] Панфилова А. П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 368
с. [3] Психология
делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д:
Феникс, 2005. — 416 с. [4] Рытченко Т.А.,
Татаркова Н.В. Психология
деловых отношений: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины,
учебная программа по дисциплине / Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 91 с. [5]
Евтихов О. В. Психология
управления персоналом: теория и практика. — СПб.: Речь,2010. — 319 с. [6] Психология
делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д:
Феникс, 2005. — 416 с. [7] Рытченко Т.А.,
Татаркова Н.В. Психология
деловых отношений: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины,
учебная программа по дисциплине / Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 91 с. [8]
Панфилова А. П. Психология
общения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. П.
Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 368 с. [9] Соболева И.Н.
Различные аспекты коммуникации: вербальные и невербальные // Вестник
Кузбасского государственного технического университета, №6 — 2006. [Электронный
ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка» [Сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-aspekty-kommunikatsii-verbalnye-i-neverbalnye [10] Рытченко Т.А.,
Татаркова Н.В. Психология
деловых отношений: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины,
учебная программа по дисциплине / Московский государственный университет
экономики, статистики и информатики. – М., 2005. – 91 с.; [11] Панфилова А. П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 368
с.; [12] Психология
делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д:
Феникс, 2005. — 416 с.;