Педагогическое мастерство и педагогическая техника учителя начальных классов Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Педагогическое мастерство учителя начальных классов в организации процесса обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ 6
1.1. Содержание, цели и задачи получения знаний 6
1.2. Подходы к организации получения знаний 12
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ 16
2.1. Условия проведения исследования 16
2.2. Система работы учителя начальных классов по преодолению неуспеваемости младших школьников 21
2.3. Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПOЛЬЗOВAННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что индивидуально-личностный подход в школе, особенно с младшими школьниками, почти не осуществляется и поэтому требует основательного исследования, что свидетельствует о целесообразности проведения теоретико-экспериментального исследования данной проблемы.
Противоречие: потребность в повышении уровня знания младших школьников и недостаточностью обоснования эффективности использования индивидуально-личностного подхода.
Цель исследования состоит в определении влияния индивидуально-личностного подхода на преодоление неуспеваемости младших школьников.
Объект исследования: неуспеваемость младших школьников.
Предмет исследования: индивидуально-личностный подход как средство преодоления неуспеваемости младших школьников.
Гипотеза исследования: преодоление неуспеваемости младших школьников будет успешным, если:
1. будет выявлен комплекс методических приемов по использованию индивидуально-личностного подхода;
2. будет разработана программа преодоления неуспеваемости младших школьников с использованием индивидуально-личностного подхода.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме неуспеваемости детей младшего школьного возраста.
2. Изучить и проанализировать литературу по проблеме использования индивидуально-личностного подхода в процессе преодоления неуспеваемости младших школьников.
3. Исследовать различия способов преодоления неуспеваемости младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности с использованием индивидуально-личностного подхода.
4. Разработать программу по преодолению неуспеваемости у детей младшего школьного возраста с использованием средств индивидуально-личностного подхода.
5. Экспериментально проверить эффективность влияния индивидуально-личностного подхода на процесс преодоления неуспеваемости учащихся начальной школы.
Методология исследования. Проблема неуспеваемости привлекала внимание как педагогов, психологов середины – второй половины ХХ в., так и современных исследователей. Изучению причин школьной неуспеваемости и путей его преодоления посвящены труды Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Л.В. Занкова, М.П. Кашина, Н.А. Менчинской, Л.Н. Орловой, В.И. Помагайбы т.д. Использование индивидуально-личностного подхода, как способа преодоления неуспеваемости младших школьников изучали такие ученные как: В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ю.К. Бабанский, Н.А. Минчинская, А.Х. Маслоу, Ш.А. Амонашвили, Н.А. Пехота, Н.Н. Цимбалюк, Т.А. Зотова, А.Ф. Ануфриев, С.Т. Самарян, Л.С. Орлова и т.д.
Методы исследования:
– наблюдение;
– беседа;
– анализ научной и методической литературы;
– педагогический эксперимент;
– оценка и интерпретация результатов исследования.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе определены основные методы и приемы преодоления неуспеваемости младших школьников средствами индивидуально-личностного подхода. Разработана программа преодоления неуспеваемости младших школьников, которая может использоваться учителем начальных классов и родителями.
Педагогический эксперимент состоял из трех этапов
Констатирующий (осень 2018 г.) – проводилась диагностика уровня учебной мотивации младших школьников.
Формирующий (зима-весна 2019 г.) –включал реализацию системы работы учителя начальных классов по применению личностно-ориентированного подхода к учащимся начальных классов.
Контрольный этап (весна 2019 г.) – производилась проверка эффективности коррекционной программы.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1454 «Тимирязевская».
Структура и объем: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Раскрытие сущности и специфики педагогического процесса сквозь призму синергетического и системного подходов позволило нам выявить новые факты и связи, способствующие эффективному изменению образовательной парадигмы, целью которой является целостное развитие человека. Именно системное и синергетическое видение педагогического процесса позволило четкое выделение его компонентов, анализ всего разнообразия связей и отношений между ними и квалифицированное управление педагогическим процессом управления.
Модернизация образования в современных условиях предполагает субъектное развитие и саморазвитие личности учителя, формирование его готовности на профессиональном уровне осуществлять субъект-субъектное управление учебно-воспитательным процессом, применять на практике современные педагогические технологии, реализовывать творческий подход во всех сферах своей деятельности.
Главные изменения происходят в следующих направлениях: главной задачей образования становится не обеспечение профессиональной подготовки, а обеспечение методологии творческой деятельности и предсказания возможных последствий профессиональной деятельности; главной тенденцией образовательного процесса становится не подготовка к будущей жизни, а обучение жизни в условиях постоянных изменений, умение жить, не вызывая конфликтов; главной целью обучения становится не приобретение определенного количества знаний, а саморазвитие, самосовершенствование; обучение ориентировано не на приобретение теоретизированных знаний по всем отраслям науки, которые не связаны непосредственно с жизнью, а направлены на решение конкретных проблем, стоящих перед обществом; преподаватель перестает быть руководителем учебного процесса, обучающийся, является полноправным субъектом учебного процесса; задачами учебно-воспитательного процесса сегодня становятся не формирование личности для работы в коллективе и через коллектив (винтика в машине профессиональной деятельности), а воспитание свободной личности, способной на постоянное самовоспитание и самосовершенствование; принципы гуманизма и гуманистические устремления формируются не только в процессе изучения гуманитарных дисциплин, а в процессе всей учебно- профессиональной деятельности будущего специалиста; научной основой деятельности становится не основной естественно-научный метод, а творческая инициатива, инновационная деятельность; основой обучения становятся не знания, а критическое отношение и логическое осмысление определенных учебных ситуаций; создаются условия для определения собственной траектории обучения каждым учащимся в отдельности; обучение становится по-настоящему общим, открытым и непрерывным благодаря использованию глобальной интернет-сети и электронных учебных ресурсов.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса предусматривает, прежде всего, формирование личности, развитие ее способностей, одаренности и тому подобное. Решение этих задач невозможно без внедрения в учебно-воспитательный процесс личностно-ориентированного воспитания, которое направлено на достижение личностно-развивающей цели, на осознание воспитанником себя как личности, его свободное и ответственное самовыражение. Главное кредо личностно-ориентированного воспитания – уважительное, доброжелательное отношение взрослых к формирующейся личности.
С помощью личностно-ориентированного воспитания становится возможным раскрытие потенциала каждого ученика, что дает возможность коснуться всех граней его внутреннего мира и, таким образом, побудить задуматься над межчеловеческими отношениями, формировать у него гуманные представления, умение видеть мир глазами других людей.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ
1.1. Содержание, цели и задачи получения знаний
Проблема раскрытия специфики современного педагогического процесса как сложной самоорганизующейся системы является актуальной в психолого-педагогической науке и практике как составляющая перспектив становления современного образования, что предполагает основной целью профессиональное развитие личности будущего специалиста.
Итак, исследуя педагогический процесс как педагогическую систему и организованную целостную совокупность компонентов, которая способствует развитию и саморазвитию личности ученика и учителя, следует обратить внимание именно на специфику ее как сложной самоорганизующейся системы, выяснить которую помогает синергетический подход.
Отметим, что важным для определения сущности современного педагогического процесса как самоорганизующейся системы является то, что синергетическая парадигма базируется на преобладании в учебно-воспитательной деятельности самоорганизации самообразования, самоуправления и заключается в стимулировании субъектов педагогического процесса и влиянии на них с целью их самораскрытия и самосовершенствованию.
Анализ изложенного выше материала позволил сделать следующие выводы: системный подход позволяет осуществить структурирование педагогического процесса и выделение в нем компонентов, формирует систему представлений о педагогическом процессе на основе одной или нескольких научных парадигм; с позиции синергетического подхода педагогический процесс рассматривается как процесс получения его составляющими новизны как в структуре, так и в смысле, что обусловлено субъект-субъектным взаимодействием субъектов учебно-воспитательного процесса; современный педагогический процесс является сложной самоорганизованной системой, которая объединяет процессы воспитания, обучения, развития и саморазвития [5, с. 219].
К сожалению, отличие педагогического процесса как системы от любых других в научных трудах раскрывается поверхностно или вовсе не раскрывается, в связи с чем возникает закономерный вопрос: чем же педагогическая система как система управления педагогическими процессами отличается от любой другой системы?
Сочетание педагогической системы с процессом управления также рассматривает в своих исследованиях В. Гребнева. Ученый доказывает, что «Педагогическая система — это взаимодействие множества компонентов, способствующих целостному развитию учащиейся личности, (ученика, студента)», а «Управление педагогической системой – это, прежде всего, управление взаимоотношениями субъектов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, преподавателей, студентов); всех компонентов (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного) учебной деятельности и внеклассной работы; взаимосвязь учебного заведения с окружающим средой и т.д.» [8, с. 125].
Итак, педагогический процесс — это своеобразное воплощение связей, взаимоотношений между людьми, которые выполняют общие задачи, взаимно влияют друг на друга, дополняют друг друга и достигают успеха в реализации поставленных задач.
Подчеркнем, что структура педагогического процесса является универсальной: она присуща как педагогическому процессу в целом, осуществляемому в рамках педагогической системы, так и единичному (локальному) процессу педагогического взаимодействия. Педагогический процесс определяет, устанавливает, формирует целостную систему педагогических взаимоотношений учителей и учеников и способствует развитию субъектов этого процесса. Понятие «педагогический процесс» объединяет учебный и воспитательный процессы в единую целенаправленную систему, способствует формированию и развитию личности ученика на основе совокупности знаний, навыков и умений, духовности и активной деятельности субъектов педагогического процесса.
По нашему мнению, педагогический процесс организуется при интеграции основных компонентов обучения и воспитания (цели, задачи, средства, способы, формы взаимодействия субъектов педагогического процесса, их деятельность, управление) в целостную систему. Неотделимым признаком такого процесса является не только наличие связей и отношений между элементами, которые его образуют, но и их неразрывное единство. Отметим, что каждая отдельная личность ученика понимается не только как объект педагогической деятельности, а и как субъект собственной деятельности, саморазвития, самовоспитания. Для того, чтобы достичь эффективного результата, необходимо управлять этим педагогическим процессом и ее субъектами.
Мы согласны с К. Бахановым, который утверждает, что учебно-воспитательный процесс «представляет собой совокупность субъект-субъектного, целевого, содержательного и организационно-технологического компонентов. Это определенным образом организованное взаимодействие учителя и учащихся, направленное на усвоение учащимися содержания образования для получения ими определенных качеств личности» [2, с. 6].
Сказанное выше дает основания утверждать, что современный педагогический процесс является сложной самоорганизованной системой, которая включает в себя целевой, стимуляционной-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, субъект-субъектный, контрольно-регуляционный и оценочно-результативный компоненты. Изменения в одном из них неизбежно обусловливают изменения в других, а в итоге – всего организованного субъектом процесса управления, а следовательно, условий функционирования целостной педагогической системы. Такая система объединяет все ключевые компоненты и способствует объединению в единое целое процессов формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми формами, методами и условиями их протекания [2, с. 207].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы