Курсовая с практикой на тему Педагогическое мастерство учителя начальных классов в организации процесса обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического мастерства учителя начальных классов в организации процесса обучения 5
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников 5
1.2 Сущность понятия «Педагогическое мастерство» 11
1.3 Педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников в учебной деятельности 15
Вывод по главе 1. 19
Глава 2. Опытно — экспериментальная работа по развитию познавательного интереса к учебе при проведении нетрадиционных уроков в начальной школе 21
2.1 Методы диагностики уровня развития познавательного интереса в процессе обучения 21
2.2 Рекомендации педагогу по формированию познавательного интереса младших школьников 26
2.3. Результаты экспериментальной работы и их интерпретация 36
Выводы по главе 2. 42
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 48
Введение:
Актуальность исследования. Существует много видов профессиональной деятельности, непосредственно касающихся человека, но среди них профессия учителя, которая влияет на его судьбу. Вот почему каждая из этих профессий должна быть не только деятельностью, но и призванием.
Развитие гуманистических идей способствовал рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как субъект развития и воспитания. В рамках концепции личностно-ориентированного подхода к воспитанию человека, формирование ценностного сознания и на ее основе — отношение к субъектам, объектов и явлений окружающей действительности приобретает личностной и общественной значимости.
Система педагогического образования, которая имеет направленность на перспективу, должна предоставить учителям возможность получения знаний и приобретения умений, которые позволят ориентироваться в современном информационном пространстве, эффективно применять средства и методы доступа к информационным ресурсам и информационным коммуникациям, практически использовать современные педагогические технологии.
Развитие российской системы образования на основе демократизации, гуманизации, ценности личностного развития человека предопределяет особую актуальность проблемы методики развития познавательных интересов учащихся.
Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения стали все больше обращаться к личности учащегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественное лицо создателя, строителя нового общества.
Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности.
Таким образом, обучение и воспитание основывается на активной позиции учащихся, их познавательной самостоятельности. Актуальным сегодня является внедрение в учебный процесс таких средств активизации как системы познавательных и творческих задач, применение различных приемов сотрудничества и учебного диалога, групповой и индивидуальной работы, что способствует укреплению интересов детей.
Совершенствование профессионального мастерства учителя осуществляется не только в процессе вступления в практический опыт.
Педагогическая техника испытывает наибольшие изменения, поскольку, благодаря применению новых средств обучения, становится возможным применение новых методов активного обучения.
Объектом исследования данной курсовой работы выступает теоретические аспекты педагогического мастерства учителя начальных классов в организации процесса обучения.
Предметом исследования данной курсовой работы выступает развитие познавательного интереса к учебе при проведении нетрадиционных уроков в начальной школе.
Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом рассмотрении педагогического мастерства учителя начальных классов в организации процесса обучения.
Цель работы предполагает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников;
2. Изучить сущность понятия «Педагогическое мастерство»;
3. Определить педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников в учебной деятельности;
4. Определить методы диагностики уровня развития познавательного интереса в процессе обучения;
5. Разработать рекомендации педагогу по формированию познавательного интереса младших школьников;
6. Рассмотреть результаты экспериментальной работы.
Гипотеза исследования. Данное исследование исходит из гипотезы, что профессиональное мастерство учителя обеспечивает оптимизацию учебного процесса младших школьников.
Методы исследования:
1. Сравнительно-исторический;
2. Сравнительно-типологический;
3. Системный;
4. Структурно-функциональный;
5. Понятийно-категориальный;
6. Эмпирический.
Практическое значение курсовой работы заключается в возможности научного использования результатов исследования. Использовать данное исследование можно при разработке школьной программы, в практической работе педагога в условиях средней общеобразовательной школы.
Заключение:
Интерес материализуется в избирательном отношении личности к окружающему миру и к самому себе. Познавательный интерес — есть самоценная сущность человека, без которой она перестает быть личностью. Познавательный интерес наиболее эффективно активизируется в учебной деятельности, средствами которой можно управлять процессом развития интересов личности.
Теоретические понятия педагогики для учителей должны играть роль только общих ориентиров. Педагогическое знание, непосредственно используемое учителем, должно стать осочувственнымм, «живым знанием», включенным в структуру реального опыта учителя. А отсюда – формирование учителя возможно только в среде, органично ориентированной на педагогическое воздействие. Это возможно при одном условии: учитель должен иметь высокий уровень развития педагогического мастерства, важнейшей атрибутивной составляющей педагогического воздействия.
Школьная программа 1 класса призвана дать ответы на многочисленные вопросы, способствовать формированию у учащихся гуманистических идей, экологического способа мышления, здорового образа жизни, формированию компетенций, которых требует современная жизнь.
В современных условиях развития общества, знания остаются одними из основных составляющих содержания образования, они служат для решения важных жизненных проблем личности. Усвоение знаний связывается, прежде всего, со способностью ученика сознательно использовать их в повседневной жизни.
Цель практической части исследования заключалась в проверке гипотезы о том, что применение нетрадиционных уроков будет способствовать развитию познавательного интереса у учащихся 1 класса при изучении русского языка.
Познавательный интерес учащихся оценивался до и после формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.
Задачей формирующего эксперимента стало развитие познавательного
интереса школьников на уроках русского языка посредством проведения нетрадиционных уроков. Для этого нами разработана и апробирована с учащимися экспериментальной группы (1А класс) система нетрадиционных
уроков при обучении русского языка. Применяя нетрадиционные уроки, мы учитывали, что их применение будет эффективным средством формирования познавательного интереса школьников если разрабатывать данные уроки: в соответствии с их структурой (психологические особенности учащихся, педагогическая цель, задачи, рефлексия деятельности); на основе требований успешности их проведения.
Сравнительный анализ результатов диагностики до и после проведённой работы показал, что она оказалась эффективной. После проведённой работы интерес к русскому языку, как предмету изучения, и желание им заниматься у школьников из экспериментальной группы значительно повысилось, а из контрольной группы – повысилось, но незначительно. В экспериментальной группе произошли позитивные изменения в формировании познавательного интереса.
Дети, находившиеся ранее на низком и среднем уровнях сформированности познавательного интереса, в большинстве случаев улучшили свои показатели.
Гипотеза исследования, а именно: что профессиональное мастерство учителя обеспечивает оптимизацию учебного процесса младших школьников, подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического мастерства учителя начальных классов в организации процесса обучения
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса у младших школьников
Качество обучения и воспитания определяется многими психолого -педагогическими факторами: уровнем методической работы, мастерством учителей, взаимоотношениями их с родителями и детьми, стилем руководства, общей атмосферой школьной жизни и др. Однако даже в самых образцовых, организация школьной работы, активная деятельность всего педагогического коллектива обречены на неудачу, если ученики равнодушны к обучению, когда фактические знания не возбуждают их фантазии, не влияют на чувства, не вызывают радости познания. Благодаря интересу детская мысль последовательно проникает в суть явления или предмета, настойчиво ищет связи и, преодолевая препятствия, достигает радостного озарения, когда неизвестное открывается во всей логической целостности и красоте. А это означает, что достигнута основная цель обучения: не только обогатился знаниями ученик, но и развивается и формируется его личность.
Изучению интересов детей, особенно интереса к обучению посвящено много психолого-педагогических трудов. Проблема познавательного интереса в основном разрабатывалась в таких направлениях: исследование психологической природы интереса; изучение интереса как отношение личности или как мотива учебной деятельности. В ряде работ познавательный интерес рассматривается как средство обучения и воспитания [1, с. 87].
Прежде всего, надо отметить, что изучение познавательного интереса происходило в контексте философии. В философской литературе интерес рассматривался и рассматривается как форма проявления потребностей человека и является важной категорией для установления реальных причин и основных стимулов ее деятельности и социальной активности. Позже интересы рассматривались как таковые, обусловлены самой природой человека, или как проявление психики, сознания (однако вне общественных отношениями) или оставались как результат деятельности сверхчеловеческих духовных сил.
В деятельности человека всегда присутствовала тяга к познанию мира. Процесс познания проходил через процесс обучения, который всегда играл исключительно важную роль. С каждым витком развития общества открывались все новые горизонты познания, что влекло за собой накопление богатейшего теоретического материала и опыта, делало саму жизнь и практику основами познания. Одна из главных особенностей человека, выделила его из животного мира, — тяга к познанию.
В западноевропейской философии проблема познания более полно освещается с 17 века. Вопросу познания оказывали внимание Р. Декарт, Дж. Локк, К. Маркс, Ф. Энгельс: вся живая природа помещается в теорию познания, давая критерии истины — пока мы не знаем закона природы, он, существуя и действуя, кроме нас и снаружи нашего сознания, делает нас рабами «слепой необходимости». После познания закона наша деятельность носит целенаправленный характер [7, с. 18].
Рассматривая познание с философской точки зрения, отметим, что познание является особым видом человеческой деятельности, заключается в форме активного отношения к окружающему миру. Познание не может получить окончательного завершения, то есть познание бесконечное и безгранично.
К педагогической науке категорию интереса отнес Я.А.Коменский, который считал, что благодаря интересу ученик стремится учиться, не боясь никаких трудностей, усваивая знания. После Я.А.Коменского основательный психолого-педагогический анализ категории интереса сделал в свое время Й.Ф. Гербарт [19, с.11]. Он определял интерес как вид умственной деятельности, обусловленный обучением и считал, что интерес в педагогике играет двойную роль: с одной стороны, — это цель воспитания, с другой — принцип, который в значительной степени определяет методику и дидактику. Развитие его — ближайшая задача обучения. В то же время интерес влияет на решение воспитательных задач. Он является также эффективным средством формирования характера личности.
В конце XIX — начале XX века усилилось внимание к этому вопросу. Типичной в то время была мысль, что познавательный интерес заложен в ребенке природой, проявляется постепенно с годами.
Однако широкое изучение проблемы познавательных интересов началось с середины XX в. В психологической и педагогической литературе появились исследования, в которых освещалась роль интереса в учебно-воспитательном процессе.
Имея всегда выборочный характер, интерес вызывает общую тенденцию: обращать внимание на определенные объекты и явления окружающего мира с целью их познания или на выполнение определенного вида деятельности. Он влияет на все без исключения психические процессы, направляет их в нужном направлении. Умственная деятельность под влиянием интереса становится все сосредоточенней, появляются размышления о проблемах, важных для учащихся.
Само понятие «интерес» трактуется в литературе по-разному. Одни авторы трактуют его широко и отождествляют с направленностью личности в целом, с ее сосредоточенностью на определенном объекте, представляют интерес описательно как совокупность проявлений активности ученика (его вопрос, отсутствие отвлечений; положительные, эмоциональные проявления, высокий темп работы). Другие авторы понимают интерес не настолько широко и сближают его с отдельными стимулами, входящих в мотивационную сферу, интерес — это актуальный мотив, это активное познавательное отношение или переживания, это эмоциональное выражение потребности.
С психологической точки зрения познавательный интерес является сложной синтетической свойством личности, в состав свойства входят интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Наиболее существенное значение в функционировании познавательного интереса имеет связь с интеллектуальными запросами и интеллектуальными чувствами личности, а также с ее нравственными установками и материальными потребностями.
Взаимосвязь интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов в познавательном интересе указывают многие отечественные психологи. Есть также тенденция трактовать интерес как выборочную направленность личности. «Познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороны и к самому процессу овладения знаниями», — писала Г.И.Щукина [10, с. 50].
Такого же мнения придерживается Н.Г.Морозова: «Интерес (в том числе познавательный) можно определить, как эмоционально-познавательное отношение. К предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношения, переходит при благоприятных условиях в эмоционально — познавательную направленность личности».
Сложность понятия «интерес» доказывает наличие различных мнений о его природе.
К.А. Гельвеций: «На земле интерес есть великий волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета».
С.Л. Рубинштейн: «Интерес всегда принимает характер двусторонних отношений. Если меня интересует какой-либо предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен».
С.Т. Шацкий: «Интерес — такой способ работы, который в дальнейшем дает ему возможность разделить круг своих интересов».
Л. Выготский: «Интерес — это расположенный и готовность организма к известной деятельности, сопровождаемая повышением жизнедеятельности и чувство удовлетворения».
Не изучив природы интереса, невозможно рассматривать процесс развития и взаимоотношения личности и общества, общность социальных групп. Интерес — не продукт воли и сознания, он обусловлен общественными взаимоотношениями. Это проявление внутренней сущности субъекта и отражение объективного мира. Эта личная качество человека, порожденная обществом [16, с. 20].
Таким образом, интерес, будучи свойством личности, является стимулом деятельности человека.
Как специфическую черту познавательного интереса выделяют его, отыскивая характер. Интерес побуждает человека к целенаправленной познавательной деятельности, связанной с отыскания ответа на поставленный вопрос. В этой особенности познавательного интереса оказывается закономерность его влияния на активизацию мыслительных процессов. Это ярко в тех исследованиях, где познавательный интерес изучался как средство обучения (Г.И.Щукина) [13, с. 45].
Формирование познавательного интереса обусловлено содержанием экологического образования, в которой цель обучения учащихся направлена на формирование экологической культуры личности; формирование познавательного интереса осуществляется целенаправленной организацией учебной деятельности школьников, в процессе постановки и решения творческих и проблемных задач; путем создания определенных педагогических условий, включающих целостный, деятельный подходы; теоретические подходы определения условий познавательного интереса и условия определения их уровня.
Задача учителя состоит в активном воздействии на ученика так, чтобы ученик был настроен не на активный «прием» знаний, а на активные их усвоения. Средством способным активизировать деятельность школьника является побуждение интереса.
Особое положение интерес занимает в школьном возрасте. Поэтому в данной работе я рассматриваю одну из главных сторон понятие «интерес» — познавательный интерес.
Если философия рассматривает сущность познавательного интереса, то психология рассматривает это явление как психологический процесс. Особая роль в психологии добавляется ощущению, чувствам и восприятию.
Содержание перцептивных действий характеризуется переходом от воспринимаемых свойств объекта в осознанного отношения, поэтому сенсорно-перцептивная система характеризуется зависимостью от эмоционального состояния личности школьника, определенных целевых установок. В связи с этим возникает вопрос: какие функциональные особенности органов зрения, слуха, осязания, обоняния в процессе формирования познавательного интереса?
Органом механической непосредственно-контактного взаимодействия организма с окружающей средой является кожа. Поэтому кожный покров, будучи органом механического взаимодействия со средой, служит своего рода барьером, который первым принимает на себя любые внешние воздействия.
Зрение становится своеобразной «точкой отсчета» в начальном процессе формирования познавательного интереса, с того момента, когда ученик спрашивает: «Что за предмет?».
Так по перцептивному каналу формируется первичное влечение к природным объектам.
Сообщение школьникам экологической информации (об окружающем мире) приобретает эмоциональную окраску. Поэтому предлагаемый детям материал предполагает заданную ориентацию на формирование отношения к тем или иным живых существ. То есть происходят формирование и развитие интереса к миру природы по так называемому когнитивному каналу.
Н.А. Менчинская отмечала, что познавательный интерес проявляется и формируется тогда, когда «… у школьника проснулась потребность в использовании той или иной операции как средство решения поставленной задачи». Кроме того, познавательный интерес — это не только интерес к знаниям, но и к средствам их получения и применения. Итак, позиция Н.А. Менчинской относительно познавательного интереса в том, что познавательный интерес формируется в проблемном обучении [2, с. 241].
В педагогической психологии познавательный интерес рассматривается как средство учебной деятельности. Если из окружающего мира человек отбирает только то, что является для него более значимым, то следует задуматься над тем, чтобы особо важное и значительное в обучении учащихся, — представить в интересной для них форме.
Несомненно, что работать легче и приятнее с активным, любознательным учеником. Активность, любознательность — все это различные аспекты выражения качеств личности, в основе которых лежит познавательный интерес. Поэтому познавательный интерес изучается с точки зрения наличия характерных качеств индивидуума.
Сегодня проблема интереса все шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогатив лицо, воспитывать активное отношение к жизни.
Итак, познавательный интерес — это активное мотивированное эмоциональное отношение субъекта к предмету познания, которое имеет систематически учитываться и развиваться в процессе обучения, поскольку непосредственно влияет на формирование и развитие личностной направленности ребенка.