Курсовая с практикой на тему Педагогический такт на уроке. Условия овладения педагогическим тактом.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА НА
ЗАНЯТИЯХ В ДОО И УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ИМ.. 7
1.1. Сущность понятия «такт». 7
1.2. Особенности педагогического
такта в деятельности воспитателя. 12
1.3. Формы и методы овладения
педагогическим тактом в условиях ДОО.. 28
Выводы по первой главе. 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
ДОУ В ЭФФЕКТИВНОМ ОВЛАДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ТАКТОМ.. 36
2.1. Организация и методика
организации опытно-экспериментального исследования 36
2.2. Рекомендации для педагогов по
овладению педагогическим тактом. 47
Выводы по второй главе. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 58
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 60
Введение:
Актуальность исследования. Как видим, в процессе общения учителя
и учащихся подлинный воспитательный эффект дает способность педагога организовать
взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях. Отрицательные эмоциональные
состояния могут возникать, но не как конечная цель воздействия, а как возможное
ситуативное средство, преодолеваемое для достижения положительного эмоционального
эффекта (например, страх потерять уважение). Как показывает опыт, именно наличие
педагогического такта позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях,
устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми. Это нравственная
категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе
гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях
сохранилось уважение к человеку. Педагогический такт — профессиональное качество
учителя, часть его мастерства.
Педагогический
такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности
учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход
к учащимся, т. е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей. Итак,
педагогический такт — это мера педагогически целесообразного воздействия учителя
на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт
не допускает крайностей в общении со школьниками.
Степень изученности проблемы. Изучением данной проблемы
занимались такие исследователи как: Ю.В. Атемаскина [1],
Е.А. Березина[2], А.А.
Майер[3]
и др. Факторы и условия, способствующие развитию педагогического такта проанализированы
в трудах Ю.В. Атемаскиной. Рекомендации по формировании. педагогического такта
даны в исследованиях С.А. Езопова. Зарубежный опыт работы о работе воспитателя .представлен
в исследованиях А.А. Майер.
Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований, такие
именно вопросы, как условия овладения педагогическим тактом в деятельности воспитателя недостаточно
разработаны. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие
исследования между значимостью овладения педагогическим тактом и возможностями ДОУ в эффективном овладении педагогическим тактом. Представленное
противоречие определило проблему исследования: каковы возможности ДОУ в эффективном овладении педагогическим тактом. Актуальность рассматриваемой
проблемы позволила определить тему исследования: «Педагогический такт на занятиях.
Условия овладения педагогическим тактом в деятельности воспитателя»
Цель исследования: Выявить, обосновать и апробировать эффективные формы и методы владения
педагогическим тактом в деятельности воспитателя.
Объект исследования: педагогический такт педагога.
Предмет исследования: процесс овладения педагогическим
тактом в деятельности воспитателя.
Задачи исследования:
1. Изучить
сущность понятия «такт»
2. Выявить особенности
педагогического такта в деятельности воспитателя
3. Определить эффективные формы и методы овладения
педагогическим тактом в условиях ДОО
4. Провести опытно-экспериментальное
исследование возможности ДОУ в эффективном овладении педагогическим тактом
5. Предложить
рекомендации для педагогов по эффективному овладению педагогическим тактом
Теоретико-металогическая основа
исследования: идеи о
детском саде будущего (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)[4],
управление инновационными процессами в ДОУ (А.А. Майер).[5]
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы основные
методы исследования: обзор литературы, анализ источников, диагностика,
математическая обработка данных.
Диагностический инструментарий:
1. Методика «Самооценка
эмпатических способностей» (автор А. Мехрабиен и Н. Энштейн) [6]
(Приложение1)
2. Методика «Оценка уровня
общительности» (автор Ф. Ряховский) [7]
(Приложение2)
3. . Методика «Сформирован ли у вас
педагогический такт» (модификация Р.Р. Калининой) [8] (Приложение3)
Базой для проведения исследования
выступило ДОО г. Серпухова № 2[9]. На
различных этапах исследования было охвачено 14 человек: 14 педагогов.
Теоретическая значимость работы:
полученные в ходе исследования материалы расширяют представления о проблемах
овладения педагогическим тактом.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут
быть использованы педагогами в работе.
Структура и объем работы. Структурно курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы, включающего 22 наименования.
Общий объем работы – 60
страниц. Основной текст работы – 52 страницы, включая 3 таблицы и 6 диаграмм. [1] Атемаскина: Ю. В.
Современные педагогические технологии в ДОУ. — М.: Детство-Пресс, 2011 – 120 с. [2] Березина Е.А
Формирование мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности //
23.12.11 //ttp://festival.1september.ru/articles/508214/ [3]
Методическое пособие/ Под ред. Майер А.А. Управление инновационными процессами
в ДОУ. — М.: Творческий Центр Сфера, 2008 [4] Микляева Н. В.,
Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад будущего. Методическое пособие,
М.: Сфера, 2010. [5]
Методическое пособие/ Под ред. Майер А.А. Управление инновационными процессами
в ДОУ, М.: Творческий Центр Сфера, 2008 [6] Тестотека URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/03.html [7] Там же [8] Там же [9] МДОУ – детский
сад № 2 «Ёлочка» URLhttps://elochka-2.tvoysadik.ru
Заключение:
1. Педагогический такт — профессиональное качество
педагога, часть его мастерства.
2. Выделяют следующие основные признаки педагогического
такта:
— естественность, простота обращения
без фамильярности;
— искренность тона, лишенная всякой
фальши;
— доверие к школьнику без
попустительства;
— просьба без упрашивания;
— советы и рекомендации без
навязчивости;
— требования и внушения без
подавления самостоятельности воспитанника;
— серьезность тона без натянутости в
отношениях;
— ирония и юмор без уничижающей
насмешливости;
— требовательность без мелкой
придирчивости;
— деловитость в отношениях без
раздражительности, холодности и сухости;
— твердость и последовательность в
осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
— развитие самостоятельности без
мелочной опеки;
— быстрота и своевременность
воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;
— внимательность к ученику без
подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в
общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
— ведение беседы с учащимися без
дидактизма и морализирования.
Главный
признак педагогического такта — нахождение меры к отношениях педагога и
учащихся в процессе общения.
3. Формы,
которые позволяют педагогу повысить уровень своего педагогического такта:
1.
Настойчивость в работе и применение различных способов, приемов воспитательного
воздействия с учетом их педагогической эффективности;
2.
Педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера
отношений с детьми;
Методы, которые
позволяют педагогу повысить уровень своего педагогического такта:
1.Посещение конференций,
мастер-классов, вебинаров, тренингов
2. Чтение книг по
педагогике и психологии
3. Общение с экспертами.
Педагогический
такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он — результат
духовной зрелости учителя, большой работы над собой по приобретению специальных
знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего это:
1) знание
психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей. Не менее
важны и
2) знания
основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. И конечно же,
необходимы
3) знания
способов воздействия на учащихся, которые должны переходить в умения:
— любить
детей, показывать свою любовь;
— наблюдать,
видеть внутренние пружины поведения детей;
—
ориентироваться в обстановке;
— избирать
целесообразный способ воздействия (здесь важны, как мы говорили, знания
обходных путей воспитания: «Тебе виднее, но я бы посоветовала тебе…»);
— беседовать
с детьми (нетактичный педагог отводит ребенку позицию пассивного слушателя,
проявляет снисходительность словом, жестом, мимикой). 4. Нами были проанализированы результаты диагностики по
методикам.
Большинство педагогов в известной степени общительны и в
незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не
пугают. И все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах
участвуют неохотно. В высказываниях порой много сарказма без всякого на то
основания. Эти недостатки исправимы.
У некоторых нормальная коммуникабельность. Они
любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в
общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без
неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят
шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у них
раздражение.
Значительных
нарушений такта не наблюдается. Однако преподавателям не хватает педагогической
находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически
тонкого вмешательства. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет
глубокой педагогической эффективности.
Таким образом, необходима программа развития педагогического
такта.
После проведения упражнений была
проведена повторная диагностика.
Таким образом, сравнивая результаты двух этапов мы видим, что
в целом уровень развития педагогического такта повысился, что доказывает
эффективность формирующего этапа и подчеркивает необходимость продолжения
развития педагогического такта.
5. В качестве
рекомендаций рассмотрены следующие упражнения для продолжения развития
педагогического такта.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Упражнение «Здесь и теперь»
Упражнение «Пойми меня по
руке» и др.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА НА ЗАНЯТИЯХ В ДОО И
УСЛОВИЯ ОВЛАДЕНИЯ ИМ 1.1. Сущность понятия
«такт» В словаре русского языка С.И. Ожегова
такт определяется как чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим
образом[1].
В педагогическом энциклопедическим словаре
под редакций Б.М. Бим-Бада такт педагогический трактуется как принцип меры, который
педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим
мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается
в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в
том числе и конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления
воспитанию[2].
Итак, специфика педагогического такта
заключается в том, он является мерой профессионального поведения учителя, его действий,
поступков; это важное условие построения правильного общения педагога и воспитанников,
педагога и коллектива; это мера в выборе и использовании тех или иных методов, форм,
средств воздействия и взаимодействия.
Педагогический такт предполагает учет
личностных особенно субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных
установок педагога.
В процессе общения учителя и учащихся
могут складываться два эмоциональных полюса общения. Подлинный воспитательный эффект
дает способность педагога организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных
эмоциях. Негативные эмоциональные состояния могут возникать, но не как конечная
цель воздействия, а как возможное ситуативное средство, преодолеваемое для достижения
положительного эмоционального эффекта.
Как показывает опыт, именно наличие педагогического
такта позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать
и поддерживать психологический контакт с детьми.
Сложность раскрытия сущности педагогического
такта обусловлена специфичностью этого явления по сравнению с общепринятым понятием
«такт».
Такт в буквальном смысле слова означает
«прикосновение». [3]Это нравственная
категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Основываясь на принципе
гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях
сохранилось уважение к человеку. Быть тактичным — нравственное требование к каждому
человеку, особенно к педагогу, который общается с развивающейся личностью.
Педагогический такт — профессиональное
качество педагога, часть его мастерства.
И.В. Страхов утверждает, что успешность
учебно-воспитательной работы зависит, прежде всего, от педагогического такта.[4] Выделяют следующие основные признаки
педагогического такта [5]:
— естественность, простота обращения
без фамильярности;
— искренность тона, лишенная всякой фальши;
— доверие к школьнику без попустительства;
— просьба без упрашивания;
— советы и рекомендации без навязчивости;
— требования и внушения без подавления
самостоятельности воспитанника;
— серьезность тона без натянутости в
отношениях;
— ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
— требовательность без мелкой придирчивости;
— деловитость в отношениях без раздражительности,
холодности и сухости;
— твердость и последовательность в осуществлении
воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
— развитие самостоятельности без мелочной
опеки; [1]
Ожегов,
С.И. Толковый словарь русского
языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.
Шведова. — М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. — 944 c. [2] Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. [3] Атемаскина: Ю. В.
Современные педагогические технологии в ДОУ, М.: Детство-Пресс, 2011 [4] Психологический анализ в литературном творчестве
[Текст] : (Пособие для студентов пед. ин-тов) / Проф. И. В. Страхов ; М-во просвещения РСФСР.
Сарат. гос. пед. ин-т. — Саратов : [б. и.], 1973-. — 20 см. Ч. 2. — 1974 [5]
Езопова С.А., Новицкая В.А. Как изучить профессиональную компетентности
воспитателя детского сада?/ Научно – методический журнал «Детский сад от А до
Я» №1, 2010