Курсовая с практикой на тему Педагогические условия взаимодействия классного руководителя с неполными семьями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С НЕПОЛНЫМИ
СЕМЬЯМИ.. 6
1.1. Характеристика
и содержание понятия «неполная семья». 6
1.2 Методы
педагогической работы классного руководителя с неполными семьями 14
Вывод по
первой главе. 17
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ. 18
2.1.
Организация и методы исследования взаимодействия учителя с неполными семьями. 18
2.2 Методические
рекомендации классному руководителю для работы с детьми из неполных семей. 26
Вывод по
второй главе. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
БИБЛИОГРАФИЯ.. 34
Введение:
Актуальность.
В современном российском обществе образовательный процесс не является
автономным социальным институтом, он, в том числе, помимо выполнения своей
основной функции, является одним из элементов сложных социальных связей.
Взаимодействие с семьей – одна из
актуальных и сложных проблем в работе современной отечественной школы и каждого
педагога. Установление контактов с семьей является обязательным условием
успешности образования ребенка. Только в процессе взаимодействия педагогов и
родителей можно успешно решать проблемы развития личности школьника. В
особенности это относится к учащимся младших классов.
Постсоветский период существования школы
наложил определенный негативный отпечаток, обозначивший разрушение сложившихся
связей между школой и семьей. На некоторый период времени школа утратила
воспитательные позиции в обществе, в том числе и в сфере семейного воспитания.
С началом 2000-х ситуация меняется, любое занятие в школьной программе содержит
элементы воспитательных целей и задач, нередко только формальный.
В соответствии с поправками конституции
Российской Федерации и редакцией Закона РФ «Об образовании» с 1 сентября 2021
года воспитательная составляющая должна быть включена в образовательные
программы и школ, и вузов, таким образом, законопроект возвращает
воспитательную функцию в систему образования [Федеральный закон от 29.12.2012 №
273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»]. В этом
аспекте встаёт вопрос о взаимодействии школы и семьи, как основных институтов
социализации и развития личности ребенка.
Надо признать тот факт, что в настоящее
время кризиса и противоречия духовно-нравственной сферы рушится институт семьи.
Постепенно семья перестает быть устойчивой социальной единицей общества и нести
в себе воспитательные функции. Понятие «неполная семья» становится
обыденностью. Причин этому явлению много, как социально- экономических, так и
психологических. Осознанным выбором в последнее десятилетие становится
тенденция рождения и воспитания детей по принципу «для себя», без участия
второго родителя.
Воспитание детей в неполной семье имеет
свою специфику, поскольку за отсутствием одного из родителей, другому
приходится восполнять нехватку воспитательного влияния, возникшего в данной
ситуации. Другой проблемой становится увеличивающееся число неполных семей, в
которых ребенка воспитывает отец, а отсутствие матери в таком возрасте чаще
всего является серьезной проблемой для ребенка.
Все это накладывает определенный
психологический отпечаток на психику детей, начинающих обучение в школе и
первым, кто принимает ребенка в образовательную среду является учитель
начальных классов. Стоит предположить, что педагог, помимо своих прямых образовательных
и воспитательных функций должен обладать определённым инструментарием, т. е.
методами и опытом работы с детьми из неполных семей.
Тема данной работы актуальна, поскольку на
сегодняшний день все чаще встает вопрос о взаимодействии школы и семьи. И
вопрос в том, сможет школа в сложившихся социокультурных условиях восстановить
свою роль в формировании подрастающего поколения, а также компетентно
распорядиться ресурсами воспитательной работы в процессе полноценной
социализации детей из неполных семей.
В образовательной практике нет четких
обобщенных и структурированных рекомендаций по методам работы классного
руководителя с неполными семьями в начальной школе несмотря на растущую в этом
потребность общества, учитывая объективный рост числа таких детей, что
порождает противоречие в данном вопросе и направляет внимание к исследованию
данной проблемы.
Целью исследования
является определение педагогических условий взаимодействия классного
руководителя с неполными семьями.
Объект исследования:
воспитание в неполных семьях.
Предмет исследования:
личностно-ориентированное взаимодействие классного руководителя с неполными
семьями.
В соответствии с целью обозначены
следующие задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию «неполная
семья».
2. Проанализировать особенность применения
методов работы классного руководителя с неполными семьями.
3. Подобрать методики диагностики.
4. Проанализировать результаты исследования
детей начальных классов из неполных семей и их родителей.
5. Разработать методические рекомендации классному
руководителю для взаимодействия с неполными семьям.
Методы исследования:
теоретический анализ, сравнение, реферирование, составление библиографии,
цитирование, обобщение, наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов
деятельности учащихся, эксперимент, ранжирование, регистрация, составление
таблиц, схем.
База исследования:
выборка исследования — 3-4 класс, 44 школьника в возрасте от 10 до 11 лет и 26
родителей. Исследование проводилось на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 4» г. Улан-Удэ.
Структура курсовой
работы включает введение, две главы, каждая из которых имеет два параграфа,
выводы по главам, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенного теоретического
анализа и исследования можно сделать следующие выводы.
В теоретической части исследования мы
выяснили, что семья имеет огромное значение на формирование личности ребенка,
оказывает существенное воздействие на его коммуникативные способности.
Осуществив попытку определения содержание
понятия «неполная семья» в психологии делаем вывод, что каждый тип неполной
семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером
внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на формировании личностных
качеств ребенка и развитии его психики.
Работая с неполными семьями, классный
руководитель совместно с социальным педагогом и психологом использует
многообразный инструментарий для адаптации и социализации детей,
воспитывающихся в неполной семье, в том числе, консультации с педагогами и
родителями, лекции для родителей и учащихся, патронаж семьи, диагностирование,
анкетирование и т. д.
Содержание педагогического взаимодействия
учителя с неполными семьями является сложной многофункциональной деятельностью,
в которой особое значение придается профессиональной готовности учителей к
педагогическому взаимодействию с детьми с нарушенными традиционными семейными
связями. Исходя из этого, можно отметить, что для взаимодействия с неполными
семьями требуется более внимательное сопровождение сферы эмоционального
благополучия, сферы социального развития и общения. Психолого-педагогическое
сопровождение должно быть направлено на расширение социального опыта,
формирование чувствительности и эмпатии к другим людям.
Таким образом, особая роль в решении
проблемы семьи на современном переходном этапе и на более длительную
историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит
образованию. Главной сферой деятельности педагога является социум (сфера ближайшего
окружения личности, сфера человеческих отношений). Цель его деятельности —
организация профилактической, социально значимой работы с детьми и взрослыми в
социуме. Воспитание детей — огромный труд, который, прежде всего, ложится на
плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские
сады, школы), большую часть времени ребенок находится в семье. Но не всегда
родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным
причинам. Сложнее всего, конечно, родителям, которые воспитывают ребенка одни,
без супруга или супруги. Таким семьям необходима помощь квалифицированных
специалистов. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и
управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть
компетентным в этой области.
В заключении отметим, что несмотря на принятые государством
меры, неполные семьи все еще испытывают трудность в своем существовании как
ячейки общества. Если педагогически непрофессионально выстроить отношения с
ребенком из неполной семьи, то это повлияет на проблемы личностного и
межпоколенного характера. В психологии и педагогике существуют современные
технологии по работе с детьми из неполных семей. Они осуществляются через
комплексный, дифференцированный и системно-деятельностные подходы, направленные
на выборе эффективных методов, которые подойдут каждому конкретному ребенку при
решении его конкретной проблемы. Именно во всем этом должен ориентироваться
педагог и психолог в образовательном учреждении, чтобы уметь качественно
организовать психолого-педагогическое сопровождение ребенка для оказания ему и
его семье всесторонней помощи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ
1.1. Характеристика и содержание понятия «неполная
семья»
Семья во все времена находилась в центре
изучения различными науками и исследователями. Подобная ситуация вполне
закономерна. Семья представляет собой один из основных институтов общества,
более того, многие исследователи определяют семью как наиважнейший социальный
институт, поэтому она является основным объектом исследования целого ряда наук:
психологии, демографии, педагогики, социологии и др.
Для начала, необходимо дать определение
понятия «семья». Семью можно определить, как особую социальную систему
воспроизводства человека, основанную на супружеском союзе, родственных связях
или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта.
Роль семьи чрезвычайно важна: именно в
этой ячейке общества реализуется процесс передачи знаний и культурного опыта от
поколения к поколению, в этой среде происходит формирование личности ребенка,
расширение его кругозора, приобщение к нравственным ценностям и традициям
народа. Потенциал, заложенный в детстве, становится основой будущей жизни
маленького человека. В семье он получает первый опыт взаимоотношений между
людьми, учится любви и взаимопониманию на примере родителей. Этот пример
чрезвычайно важен, так как показывает ребенку на практике те нравственные
постулаты, о которых впоследствии будут говорить педагоги и воспитатели в
образовательных организациях.
К сожалению, реальность нашего времени —
неполная семья, в которой воспитанием детей занимается только один из
родителей. Неполная семья — это малая группа с частичными неполными связями,
где нет традиционной системы отношений мать — отец — ребенок [Чурилова, 2015,
с.78-81].
Возникновению
такой семьи часто предшествуют различные обстоятельства: смерть, развод,
рождение ребенка вне брака, отказ отца или матери выполнять свои родительские
обязанности [Неполные семьи: факторы риска и
возможности, Электронный ресурс]. Увеличение количества неполных семей –
тревожный сигнал для общества.
Следует отметить, что рост неполных семей
непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений.
В научной литературе сегодня отсутствует
единая общепринятая типология неполных семей. Как правило, неполные семьи
классифицируются по такому основанию, как состав семьи. В зависимости от этого,
выделяют две разновидности неполных семей: материнскую неполную семью,
состоящую из матери и ребенка и отцовскую неполную семью, состоящую,
соответственно, из отца и ребенка.