Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Педагогические условия сопровождения гиперактивных младших школьников в процессе обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. Феномен гиперактивности в трудах отечественных и зарубежных авторов 7
1.2. Психологические особенности младших школьников с синдромом гиперактивности 10
1.3. Особенности сопровождения обучающихся с синдромом гиперактивности в процессе обучения 14
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ 26
2.1. Выявления гиперактивности у детей в условиях начальной школы 26
2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения гиперактивных детей младшего школьного возраста 28
2.3. Оценка результатов коррекционной программы 32
Выводы по 2 главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

  

Введение:

 

Особую роль в новом информационном обществе приобретает проблема здоровьезатратности системы образования, ее неспособности реагировать на меняющиеся условия обучения, на особую важность роли педагога в процессе изучения уровня и качества здоровья детей, воспитания здорового образа жизни ребенка на разных возрастных этапах развития, в условиях его жизнедеятельности, а также на необходимость исключения существующего разрыва между современными научными знаниями о здоровье и осознанием ценности здоровья каждым человеком (М.М. Безруких; Н.К. Смирнов; В.Р. Кучма).
В этом плане актуальным является исследование проблемы педагогического сопровождения учащихся как педагогической деятельности, в которую включены все участники образовательного процесса, осуществляющие систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение компетенций педагогов, учащихся и родителей в области здоровьесбережения. Решению этой проблемы способствует выявление педагогических условий, направленных на анализ объективных закономерностей, обеспечивающих поддержание и восстановление эффективной работоспособности (баланса) учащихся в специфических условиях образовательного процесса (В. Ф. Базарный, Л. Г. Татарникова, З. И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Е. И. Ярославцева, и др.).
Особо актуальным является исследование педагогического сопровождения учащихся с синдромом гиперактивности Гиперактивность негативно влияют на семейные отношения, учебу, поведение, общение со сверстниками и взрослыми, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, что подтверждает и анализ результатов научных исследований, отраженных в материалах I и II-го Международных форумов «Охрана здоровья детей в России».
По различным данным, гиперактивные дети составляют от 2,2 до 28% детских популяций в разных странах [10]. За последние годы эта статистика не уменьшается. Отметим, что главенствующее место в работе с гиперактивными детьми как в нашей стране, так и за рубежом занимают медицинские работники и психологи (Р.Ф.Баркли, К.М. Бентон, И.П. Брязгунова, Н.Н. Заваденко, А.Л. Сиротюк, Л.С. Чутко и др.). Игнорирование проявлений данного синдрома учителями имеет серьезные педагогические и медико-социальные последствия.
Анализ результатов последних исследований (Ю.Д. Кропотов) Института мозга убедительно доказывает необходимость выделения педагогической составляющей в решении данной проблемы. Выдвинутое специалистами-нейрофизиологами новое существо педагогической проблемы выражается не столько в дефиците внимания, сколько в «дисфункции управления поведением (ДУП)». Однако практическое решение данной проблемы средствами педагогики нуждается в серьезной проработке.
Выделим эти педагогические проблемы: не сформирована информационная система (школа, СМИ, общественность) об особенностях проявления данного феномена у детей; не создана педагогическая система, направленная на минимизацию этих проявлений; практически отсутствуют теоретические исследования, развивающие системно-интегративные научные подходы к данной проблеме; как правило, гиперактивных детей на сегодняшний день не находят должного понимания со стороны педагогов и тех образовательных учреждений, в которых они обучаются; до сих пор большинство педагогов и школьных психологов предпочитают практику обсервации гиперактивных учащихся (в таких случаях представители школ настаивают на выводе детей на надомное обучение (чаще всего); на переводе их в классы выравнивания; на смене образовательного учреждения).
В итоге дети лишаются опыта школьной социализации; общения с социально-благополучными соучениками и их поддержки; ориентации в личных учебных достижениях на успешных одноклассников. Этим объясняется актуальность исследованияЗаключение:

 

В настоящее время гиперактивное поведение очень распространено среди детей младшего школьного возраста. Гиперактивное поведение – это специфические нарушения поведения, характеризующиеся повышенной двигательной активностью, нарушением внимания и импульсивностью. Такие дети плохо переносят ситуации, где требуется ограничение движений, мыслей, они начинают метаться, перескакивая в своем внимании с одного объекта на другой.
В ходе работы нами были определены основные особенности проявления гиперактивного поведения младших школьников. У таких детей часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, дети встают со своего места в группе во время уроков, находятся в постоянном движении, обычно не могут спокойно играть. Они крутятся и вертятся, проявляя бесцельную двигательную активность. Такие младшие школьники болтливы, часто отвечают на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца.
Гиперактивные дети как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными. Поэтому таким детям необходимо помогать учиться строить межличностные отношения, а также давать рекомендации окружающих его взрослым по тому, как нужно общаться с гиперактивным ребенком, чем ему можно помочь.
Для решения проблемы гиперактивного поведения необходимо проводить профилактические и коррекционные мероприятия: организовывать досуговую деятельность детей, устранять конфликтные ситуации, формировать у детей навыки управления эмоциональным состоянием. Также, совместно с психологом социальный педагог разрабатывает различные мероприятия, где у каждого ребенка будет возможность проявить себя, работая в команде.
Работа по преодолению признаков гиперактивного поведения у детей младшего школьного возраста может строиться следующим образом:
1. Своевременное выявление симптомов и изучение причин проявления гиперактивного поведения у детей.
2. Изменение окружающей действительности, т. е. изменение микроклимата в семье.
3. Строгое соблюдение режима дня и учет цикличности умственной деятельности детей.
4. Разработка специальной программы коррекции гиперактивного поведения.
Для проведения констатирующего эксперимента по теме исследования были проведены диагностические мероприятия, которые позволили выявить наличие у части детей признаков гиперактивного поведения.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты явились основанием для проведения формирующего эксперимента, который представлял собой разработку и реализацию программы, направленной на коррекцию гиперактивного поведения у младших школьников в условиях образовательной организации.
После реализации программы у младших школьников отсутствует высокий уровень проявления признаков гиперактивного проявления и преобладает – низкий.
Дети стали более внимательны, не перебивают взрослых, выслушивая до конца, младшие школьники начали контролировать себя, они стали более внимательны, их действия согласованы.
Таким образом, результаты итоговой диагностики свидетельствуют об эффективности разработанной программы коррекции гиперактивного поведения младших школьников в условиях образовательной организации. Цель достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Феномен гиперактивности в трудах отечественных и зарубежных авторов
«Гипер…» – (от греч.Hyper — над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» в свою очередь от латинского «a tivus» означает «действенный, деятельный» [14].
Гиперактивность детей подразумевает под собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Гиперактивные дети – это необычные дети, которых весьма сложно организовать в процессе педагогического общения с ними и потому они всегда остаются в центре внимания родителей, педагогов и исследователей [12].
Гиперактивное поведение — это специфические нарушения поведения, характеризующиеся повышенной двигательной активностью, нарушением внимания и импульсивностью [16].
Начало изучения двигательных расстройств у детей было положено Э.П. Дюпье. В начале ХХ века нарушениям моторики стали уделять особое внимание. Так, двигательные расстройства детей изучали А. Валлон (1928), А.О. Гуревич (1932). Целенаправленно изучать гиперактивных детей начали в 30-е годы за рубежом. Диагноз «синдром гиперактивности» сформулированный Э.М. Рутманом в 1989 г. впоследствии был заменен на «расстройство поведения, связанное с дефицитом внимания, с гиперактивностью или без нее» [14].
Отечественный ученый, педагог В.П. Кащенко в своей книге «Педагогическая коррекция» так же уделял внимание детям с «болезненно выраженной активностью». Другими отечественными учеными, обращавшимися к проблемам гиперактивных детей, были М.И. Буянов, В.И. Гарбузов и др. [29].
А. Личко описывает два акцентуированных типа, близких к гиперактивности: гипертимный и лабильный.
Гипертимных детей А. Личко характеризует как общительных, подвижных, самостоятельных, склонных к озорству. Вспышки раздражения и гнева таких детей возникают чаще всего в условиях крайне строгой дисциплины, а также когда они лишены общения со сверстниками и не могут выплеснуть накопившуюся энергию. Умение гиперактивных детей оказывать сопротивление, играть с опасностью привлекает сверстников и способствует становлению лидерства в неформальных группах [19].
Лабильный тип у разных авторов описывается как «сверхподвижный», «эмотивный». Главной чертой лабильных детей является крайняя изменчивость настроения, от которого непосредственно зависят самочувствие, аппетит, сон и трудоспособность.
В исследованиях В. Петрунек, В.П. Таран приведены характеристики холерического темперамента детей, весьма сходного с изучаемым нами гиперактивным типом. Такой ребенок отличается активностью и непоседливостью, конфликтностью, беспокойством. Несмотря на это, он легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, проявляет интерес к играм, но быстро охладевает и отвлекается [27].
О.В. Халецкая и В.М. Трошин рассматривают понятие «гипердинамический синдром» как двигательную расторможенность (немотивированную гиперактивность); нарушение внимания, нарушение координации движений и двигательное беспокойство. По их мнению, гиперактивные дети плохо обучаются спортивным играм, несколько отстают в прыжках и беге от сверстников и могут испытывать трудности при выполнении мелких движений. Параллельно росту и развитию ребенка тенденция этих показателей стремится к более правильному поведению и положительной успеваемости в учебе [31]. Однако в научной литературе есть мнение, что в 30% (а иногда и 70%) случаев клинические гиперактивности (вспыльчивость, рассеянность) могут наблюдаться и у взрослых.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы