Курсовая с практикой на тему Педагогические условия развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША 6
1.1.Основные понятия по проблеме исследования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Психолого – педагогические особенности развития геометрического мышления детей дошкольного возраста 8
1.3. Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления 9
1.4. Игра как средство развития представления о геометрических фигурах у старших детей дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша 10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………………19
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 20
2.1 Анализ программ ДОУ 20
2.2 Экспериментальное подтверждение эффективности использования игр в развитии представлений о геометрических фигурах 23
Выводы по 2 главе……………………………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Логическое мышление дошкольников — это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать — значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи — словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.
Проблема формирования математических представлений у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психолого-педагогический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы интеллектуальной деятельности человека, его поведения в целом, а в раннем дошкольном возрасте лучше всего в этом поможет игра. Так как она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Отечественным психологом Л.С. Выготским и венгерским психологом математиком З. Дьенешем были разработаны множества-блоки, используемые для иллюстрации разных математических понятий.
Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, поэтому данная тема актуальна.
Проблема исследования заключена в том, что логическое мышление дошкольников необходимо развивать.
Актуальность проблемы определили тему исследования: «Педагогические условия развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша».
Целью данной работы является охарактеризовать развитие у детей представлений о геометрических фигурах на занятиях игр с блоками Дьенеша.
Объект исследования — процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы и приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста при помощи игр с блоками Дьенеша.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игры с блоками Дьенеша будут способствовать развитию логического мышления.
Задачи:
Охарактеризовать основные понятия по проблеме исследования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Выделить психолого – педагогические особенности развития геометрического мышления детей дошкольного возраста.
Рассмотреть блоки Дьенеша как средство развития логического мышления.
Охарактеризовать игру как средство развития представления о геометрических фигурах у старших детей дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша.
Проанализировать программы ДОУ.
Экспериментальное подтверждение эффективности использования игр в развитии представлений о геометрических фигурах.
Методологическая основа: вопросы эффективности развития геометрических представлений в начальной школе нашли свое отражение в работах М.А. Бантовой, А.Б. Белошистой, М.И. Моро, А.М. Пышкало, И.С. Якиманской и др. ученых. Однако, несмотря на определенные успехи в теоретическом и практическом исследовании рассматриваемой проблемы, вопросы изучения данной темы на сегодняшний день остаются одним из уязвимых мест процесса обучения.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, сравнение, обобщение, изучение технологии проектной деятельности.
Практические: изучение и анализ педагогического опыта, наблюдение, беседа, изучение творческого продукта детей.
Опытно-экспериментальная база: МБДОУ № 3 г.Иркутска.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогам и студентам при подготовке к занятиям.
Апробация и внедерение результатов исследования: апробация результатов прошла на базе МБДОУ № 3 г.Иркутска.
Основные положения и результаты исследования:
Сопоставив полученные результаты, при выполнении заданий с критериями, было выявлено что:
– высокий уровень у 1 ребенка, что составляет 20 % группы (Таня П.). Она выполнила все задания без затруднений, различала и называла геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
– средний уровень у 40 детей (50 %) (Анфиса З., Максим В.). Они допускали незначительное количество ошибок (одну или две), правильно называли и различали геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
– низкий уровень у 2 детей (40 %) (Матвей Щ., Андрей Г.). Они допускали значительное количество ошибок, плохо ориентировались в фигурах, неправильно называли и различали их.
Структура и объем исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящей из 32 источников, 2 таблицы и 5 рисунков и приложения.
Текст работы:
Таким образом, мы можем заключить, что специальные занятия по ознакомлению детей с формами предметов и геометрическими фигурами обеспечивают реализацию задач предматематической подготовки в современном дошкольном учреждении.
Повысить результативность занятий позволяет использование дидактических игр и игровых приемов.
Несмотря на то, что далеко не каждый ребенок обладает математическим складом ума, и изучение науки может представлять для него трудности даже на начальных этапах. Специальные упражнения, проводимые в игровой форме, могут существенно облегчить процесс формирования элементарных математических представлений. А заодно – превратить его в интересную и увлекательную игру. Благодаря использованию игр, в процессе обучения дошкольников, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребенка. Кроме этого, для детей дошкольного возраста игра является ведущей трудовой, творческой деятельностью и носит воспитательный характер.
Поэтому закладывание представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста лучше начинать в игре. Через игру ребенок более эффективно научится складывать, отнимать, различать по величине методом наложения, измерять условной меркой т.д.
Использование игр помогает восприятию материала, и при этом ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Игру можно включить непосредственно в содержание занятия как средство реализации программных задач.
Таким образом, формирование детей представлений о геометрических фигурах старшего дошкольного возраста основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают базу для формирования на их основе математических понятий
Игровая система Золтана Дьенеша – «Блоки Дьенеша» – это набор из 48 логических блоков, различающихся между собой четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. Она позволяет познакомить ребенка с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные представления, успешно овладеть основами математических представлений.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Логическое мышление дошкольников — это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать — значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи — словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.
Проблема формирования математических представлений у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психолого-педагогический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы интеллектуальной деятельности человека, его поведения в целом, а в раннем дошкольном возрасте лучше всего в этом поможет игра. Так как она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
Отечественным психологом Л.С. Выготским и венгерским психологом математиком З. Дьенешем были разработаны множества-блоки, используемые для иллюстрации разных математических понятий.
Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, поэтому данная тема актуальна.
Проблема исследования заключена в том, что логическое мышление дошкольников необходимо развивать.
Актуальность проблемы определили тему исследования: «Педагогические условия развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша».
Целью данной работы является охарактеризовать развитие у детей представлений о геометрических фигурах на занятиях игр с блоками Дьенеша.
Объект исследования — процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы и приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста при помощи игр с блоками Дьенеша.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игры с блоками Дьенеша будут способствовать развитию логического мышления.
Задачи:
Охарактеризовать основные понятия по проблеме исследования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Выделить психолого – педагогические особенности развития геометрического мышления детей дошкольного возраста.
Рассмотреть блоки Дьенеша как средство развития логического мышления.
Охарактеризовать игру как средство развития представления о геометрических фигурах у старших детей дошкольного возраста с использованием логических блоков Дьенеша.
Проанализировать программы ДОУ.
Экспериментальное подтверждение эффективности использования игр в развитии представлений о геометрических фигурах.
Методологическая основа: вопросы эффективности развития геометрических представлений в начальной школе нашли свое отражение в работах М.А. Бантовой, А.Б. Белошистой, М.И. Моро, А.М. Пышкало, И.С. Якиманской и др. ученых. Однако, несмотря на определенные успехи в теоретическом и практическом исследовании рассматриваемой проблемы, вопросы изучения данной темы на сегодняшний день остаются одним из уязвимых мест процесса обучения.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, сравнение, обобщение, изучение технологии проектной деятельности.
Практические: изучение и анализ педагогического опыта, наблюдение, беседа, изучение творческого продукта детей.
Опытно-экспериментальная база: МБДОУ № 3 г.Иркутска.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы педагогам и студентам при подготовке к занятиям.
Апробация и внедерение результатов исследования: апробация результатов прошла на базе МБДОУ № 3 г.Иркутска.
Основные положения и результаты исследования:
Сопоставив полученные результаты, при выполнении заданий с критериями, было выявлено что:
– высокий уровень у 1 ребенка, что составляет 20 % группы (Таня П.). Она выполнила все задания без затруднений, различала и называла геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
– средний уровень у 40 детей (50 %) (Анфиса З., Максим В.). Они допускали незначительное количество ошибок (одну или две), правильно называли и различали геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.
– низкий уровень у 2 детей (40 %) (Матвей Щ., Андрей Г.). Они допускали значительное количество ошибок, плохо ориентировались в фигурах, неправильно называли и различали их.
Структура и объем исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящей из 32 источников, 2 таблицы и 5 рисунков и приложения.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША
1.1. Основные понятия по проблеме исследования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период развития ребенка от 3 до 6-7 лет. В эти годы происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка.
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Если в труде важнейшим является конечный продукт, результат, ради которых затрачивается физическая и нервно-психическая энергия человека, то в игре основное – субъективная удовлетворенность от самого процесса [12,с.86].
Конструирование детское – широко распространенный среди детей вид продуктивной деятельности. Впервые проявляется в раннем возрасте в процессе совместных с взрослым действий с разнообразными кубиками и дидактическими игрушками [7,с.116].
Логика – наука о формах и законах правильного мышления.
Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах.
Формирование геометрических представлений не является прерогативой исключительно курса математики, поскольку образы, в которых формируется форма, величина, пространственное соотношение фигур в целом или их частей, выстраиваются в сознании ребенка уже с самого раннего детства в результате манипулирования объектами и так называемыми сенсорными эталонами, полученными в результате обобщения чувственных данных в процессе специально организованного общения ребенка с природой, окружающими людьми, и так далее.
Рис 1. Формирование представление о геометрических фигурах
Психологические исследования подтверждают, что к моменту поступления в школу дети уже готовы к овладению геометрическим пространством (к усвоению систематических знаний о пространственных формах и методах изображения их на плоскости). Сам характер детского восприятия определяет возможность произвольной смены позиций наблюдения. Поэтому дошкольный и младший школьный возраст является тем «сензитивным периодом», когда создаются необходимые предпосылки для развития способностей к пространственной ориентировке, закладывается основа для произвольной смены точки отсчета, что имеет большое значение для развития пространственных представлений [17,с.19].
Дальнейшее развитие пространственных представлений идет по линии усложнения всех форм ориентации в пространстве.
И.С. Якиманская выделяет три основные линии в развитии пространственных представлений:
1) переход от трехмерного пространства к двухмерному и обратно;
2) переход от наглядных изображений к условно-схематическим и обратно;
3) переход от фиксированной в себе точки отсчета к свободно выбранной или произвольно заданной.