Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Педагогические условия развития коммуникативных способностей студентов-будущих учителей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ 7
1.1 Подходы отечественных исследователей к основам изучения коммуникативных процессов в педагогической деятельности 7
1.2 Развитие коммуникативной компетенции как основа профессионализма будущего педагога 12
1.3 Модели развития коммуникативной компетенции. Этапы развития коммуникативной компетенции 15
Выводы к первой главе 20
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ 21
2.1 Диагностика уровня развития коммуникативных компетенций у студентов педагогических специальностей 21
2.2 Комплекс психолого-педагогических условий развития коммуникативных компетенций у будущих педагогов 25
Выводы ко второй главе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Компетентностная модель выпускника-педагога нового поколения…………………………………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Студентоцентрическая» модель коммуникации в образовательном контексте 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Тест Л. Михельсона (перевод и адаптация
Ю. З. Гильбуха) …..42
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Методика оценки уровня общительности В.Ф.Ряховского …48
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Результаты исследования уровня коммуникативной компетенции у студентов — будущих педагогов 50

  

Введение:

 

Сегодня в связи с постоянно изменяющимися социально-экономическими условиями и бурным развитием нового поколения молодежи, у общества нарастает необходимость в грамотном педагоге, способном не только передать ученику свои знания, но и выслушать собеседника, войти в доверительный контакт. Это важно, поскольку без общих точек соприкосновения с учеником не возможно себе представить эффективный процесс обучения. Часто начинающие учителя допускают типичные ошибки педагогической техники, в том числе и ошибки в коммуникации. Анализ состояния подготовки будущих учителей, проводимый многими авторами психолого-педагогической литературы, показывает что, многие студенты и начинающие преподаватели понимают общение как одностороннюю передачу ученикам определённых знаний, умений и навыков, не создавая условий для диалогического общения. Это приводит к отсутствию дальнейшей взаимообратной связи информации «учитель-ученик», поскольку у педагога нет возможности изучить индивидуальные и личностные особенности учеников, получить информацию о ценностных ориентациях и межличностных отношениях своих воспитанников.
Студентам — будущим учителям необходимо научиться слушать собеседника адекватно интерпретировать получаемую информацию и правильно ее передавать, высказывать и аргументировать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению [18, с. 107]. Таким образом, актуальность данного исследования определяется, двумя причинами:
1. Необходимостью диагностики сформированности коммуникативной компетентности, выбора методов для развития компонентов коммуникативной культуры студентов — будущих учителей, и повышения качества коммуникации как залог профессионализма в системе образования.
2. Несмотря на то, что сфера развития коммуникативной культуры является достаточно изученной, методики и технологии развития коммуникаций «учитель-ученик» не всегда находят реального использования на практике.
Объектом исследования является развитие коммуникативной компетентности будущих учителей в образовательном процессе вуза. Предмет — комплекс психолого-педагогических условий развития коммуникативных компетенций у студентов — будущих учителей.
Цель данного исследования – выявить и обосновать на основе теоретических и практических исследований комплекс психолого-педагогических условий, необходимых для формирования коммуникативных компетенций будущих учителей. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть теоретические основы изучения коммуникативных процессов у студентов педагогического направления;
• Аргументировать необходимость высокого уровня коммуникативной компетенции у будущих педагогов;
• Описать этапы развития коммуникативной компетенции;
• Выявить критерии для оценки сформированности коммуникативной компетенции;
• Провести диагностику уровня коммуникативных способностей у студентов педагогических специальностей;
• Определить комплекс психолого-педагогических условий развития коммуникативных способностей у студентов — будущих учителей в процессе обучения в вузе.
Теоретическая база исследования. Данные проблемы рассмотрены в работах многих отечественных и зарубежных исследователей, философов, педагогов. Теоретическую часть курсовой работы составили выдержки из трудов, посвященных [17, с. 4]: изучению:
• особенностей педагогического общения и педагогической деятельности в связи со свойствами личности учителя — (А.А. Бодалева,
С.В. Кондратьевой, Ю.В. Сенько, В.Э. Тамарина, И.М. Юсупова и другие); культуре педагогического общения (Д.И. Балдынюк, Б.В. Бушелева,
В.С. Грехнев, JI.А. Терехина, и другие);
• диалогу и монологу в общении (В.В. Горшкова, С.Ю. Курганов, Е.Е. Пронина и другие);
• закономерностей формирования у педагога коммуникативных умений и навыков (А.А.Леонтьев, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев,
А.Б. Добрович и другие);
• социально-психологических и педагогических проблем межличностного общения (И.А. 3имняя, Н.В. Кузьмина,
Ю.Н. Кулюткин, А.В. Реан, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и другие);
• методов повышения культуры речевого общения педагога
(Ш. А. Амонашвили, Я. Л. Коломинского,
А.А. Леонтьева, Л. М. Митиной, В.А. Сухомлинского другие).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, методы социологического опроса по методикам оценки коммуникативной компетентности Л. Михельсона, оценки коммуникативного контроля
М. Снайдера, оценки уровня общительности В.Ф. Ряховского, анализ опыта работы общевузовских кафедр, проектирование. Структура курсовой работы: включает введение, две главы, заключение, список литературы из 30 источников и 6 приложений. Первая глава посвящена теоретическим основам и подходам к изучению развития педагогической коммуникации. Во второй главе проведено аналитическое исследование и даны рекомендации по повышению уровня коммуникативных способностей студентов — будущих учителей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ отечественных исследований по изучению «коммуникативной компетенции» у студентов – будущих преподавателей позволяет выделить два подхода к определению данного понятия: это передача информации от педагога к ученику; общение между учителем и учеником. Подобное «общение» происходит с целью оптимизации процессов обучения и воспитания.
Однако в настоящее время в сфере профессиональной подготовки учителей возникли противоречия: между профессиональной подготовкой специалиста в целом и недостаточным вниманием к коммуникативному аспекту; между возрастающими требованиями общества к профессиональной компетентности специалиста и недостаточным уровнем его коммуникативной компетентности как части профессиональной компетентности; между требованиями к позитивной коммуникации и недостаточному вниманию к изучению ее специфики в процессе профессиональной подготовки. Для конструктивного решения противоречий необходимы технологии, позволяющие результативно осуществлять профессиональное обучение и вырабатывать новые формы подготовки [13, с.183].
Коммуникативная компетентность на сегодняшний день рассматривается, как одна из основных детерминант успешной профессиональной деятельности педагога. Профессия учителя требует постоянного общения с детьми, родителями и коллегами, коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечивают эффективное протекание коммуникативного процесса в работе педагогов. Сегодня современная система образования предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке будущих учителей.
Студенческий возраст является сенситивным периодом для профессионального и личностного становления. Развитие коммуникативной компетентности в данном возрасте в целом осуществляется через профессиональный рост и саморазвитие. Эти процессы могут осуществляться путем создания и реализация комплекса программ, направленных на повышение существующего уровня коммуникации. Как показали результаты исследования уровень сформированности компетенции общения («учитель-ученик») достаточно развит. Поэтому в процессе обучения в вузе необходимо комплексное использование дидактических и педагогических условий. Этими условиями являются применение различных тренингов направленных на становление устной речи студентов, форм учебного межстуденческого диалога, доклады, сообщения, ролевое моделирование и деловые игры, проектная деятельность, выступления на конференциях, семинарах, защита курсовых и дипломных проектов, разработка собственных программ [19, с.47].
Важно повышать уровень инициативы среди будущих педагогов, стимулировать процессы самопознания и саморазвития. Ведь только развитая личность способно эффективно передать свои знания новому поколению, преподавать на качественно новом уровне, совершать новые значимые открытия, достигать профессиональных и личностных высот.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
1.1 Подходы отечественных исследователей к основам изучения коммуникативных процессов в педагогической деятельности
Педагогическая коммуникация — это организация педагогического процесса как общения, взаимосвязи, сотрудничества на основе приема, переработки и передачи информации, личностных смыслов и ценностных отношений. Объект педагогической коммуникации — коммуникация и общение участников педагогического процесса: воспитателей и воспитуемых, педагогов и учеников, родителей и детей. Предмет педагогической коммуникации — выявление закономерности, вербальных и невербальных приемов, средств и педагогических технологий общения и коммуникации участников педагогического процесса. Это широкий спектр проблем: от ораторского и актерского мастерства, жестов, поз, интонации до вопросов саморегуляции и педагогической техники, без овладения которыми деятельность педагога не может быть успешной [24, с. 12].
В педагогике встречаются две крайности: технократическое толкование смысла и природы коммуникативной деятельности или же отождествление ее с общением. В первом случае происходит принижение, примитивизация коммуникативной составляющей педагогического взаимодействия до простой схемы: адресат — информация- канал связи — получатель. Во втором исчезает столь важная для содержательности и успешности педагогического взаимодействия специфика профессионального поведения, связанная с преломлением закономерностей и правил информационного обмена для условий образовательного пространства. Золотой середины в этом вопросе пока не найдено.
Направленность развития научных представлений человечества о коммуникации отчетливо прослеживается в генезисе ее теоретических моделей. Под коммуникативной моделью понимается словесное, графическое или иное описание общей структуры, составных элементов и функциональных характеристик коммуникационного процесса. Российским ученым принадлежит заслуга в разработке фундаментальных идей, активно «присвоенных» международным научным сообществом и оказавших серьезное влияние на становление теории и практики коммуникации в разных странах мира.
К их числу следует отнести научное наследие М.М. Бахтина и
Р. Якобсона, работы Л.С. Выготского [4, c. 8] о роли языка и речи в человеческом развитии. Трактовка социальной природы общения с позиций деятельностного подхода Г.С. Батищевым, А.Н. Леонтьевым,
А.А. Леонтьевым, М.С. Каганом и др.; труды ученых, разрабатывающих категорию общения (И.Д. Джидарьян, Б.Ф. Ломов, Л.П. Буева, А.А. Бодалев, Б.Д. Парыгин и многие другие). Примером могут служить модели коммуникации Р. Якобсона, Ю. Лотмана, Ю. Хабермаса.
Область теоретических и прикладных исследований коммуникативного аспекта педагогической деятельности достаточно глубоко разработана. В работах, посвященных проблемам психологии труда учителя (И.А. 3имняя, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, А.К. Маркова,
А.В. Петровский, А.В. Реан, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков), раскрывается диалектическое единство личностных качеств учителя, педагогической деятельности и педагогического общения. Психолого-педагогические условия повышения эффективности взаимодействия учителя с детьми, а также взаимоотношений учащихся нашли отражение в исследованиях
Ш. А. Амонашвили, Ф. Н. Гоноболина, Я. Л. Коломинского, И. С. Кона,
А.А. Леонтьева, Л. М. Митиной, А. В. Мудрика, В.А. Сухомлинского. Характеристику процессов восприятия и понимания в системе ‹учитель ученик» можно найти в работах А.А. Бодалева, С.В. Кондратьевой,
Ю.В. Сенько, В.Э. Тамарина, И.М. Юсупова. Структуру и содержание подготовки к педагогическому общению, развития коммуникативных умений учителя разрабатывали 3.И. Васильева, И.Я. Зязюн, В.А. Канкалик,
Г.А. Ковалев, Н.В. Кузьмина, Н.В. Седова. Система социально-психологического обучения и коммуникативного тренинга представлена Ю.Н. Емельяновым, Л.А. Петровской, Т. С. Яценко и др. [11, с. 19-20].
Авторы исследований по педагогическому общению рассматривают его как коммуникационный процесс, в который включены учитель и учащиеся. Причем в современной отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастую употребляются как синонимы, хотя при более внимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия. Существует точка зрения, что базовой категорией является коммуникация, протекающая как обмен знаковыми сообщениями между людьми в форме общения. Но есть и противоположная трактовка, в которой основной категорией считается общение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы