Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Педагогические условия развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Предпосылки развития инициативности в дошкольном возрасте 10
1.3 Развитие инициативности как педагогическая проблема 15
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1 Описание констатирующего этапа исследования 19
2.2 Анализ развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста 20
Выводы по второй главе 22
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
3.1 Цели и задачи формирующего этапа исследования 23
3.2 Ход формирующего этапа исследования 23
3.3 Выявление эффективности формирующего этапа исследования 26
Выводы по главе 3 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….37

  

Введение:

 

Актуальность исследования инициативности детей в настоящее время обусловлена социокультурными изменениями. Современный человек вынужден осуществлять свою деятельность в условиях недостаточной определенности, поэтому он должен быть активным субъектом решения задач своей жизни и деятельности.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативности является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Целевые ориентиры, определенными ФГОС:
— проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
— способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
— ребенок способен к волевым усилиям;
— пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
— способен к принятию собственных решений.
Инициативность является одним из необходимых условий для формирования психически здоровой и гармоничной личности и ее успешной деятельности.
Актуальность развития инициативности обусловлена специфическим положением дошкольника в обществе и традиционно складывающимися практиками дошкольного образования. Положение дошкольника в обществе обусловлено у него отсутствием жизненного опыта, самостоятельности. Традиционная практика дошкольного воспитания связано с дедуктивным подходом, с высокой степенью дидактизма, четким руководством, детальным определением различных ситуаций жизнедеятельности, т.е. другими словами в наименьшей степени способствует активности, самостоятельности и инициативности ребенка.
В то же время проблема развития инициативности активно исследовалась в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке (Д.Б. Богоявленской, И.А. Джидарьян, А.И. Крупнова, А.Ф. Лазурского и др.). Исследования дошкольного возраста в нашей стране так же имеет длительную историю. Существуют классические работы, которые раскрывают закономерности развития детей в дошкольном возрасте. В этих работах имеются отдельные упоминания проблемы развития инициативности, однако целенаправленное развитие инициативности в дошкольном возрасте изучалось недостаточно.
Проблема развития и реализации инициативности личности в современных условиях становится актуальной научно-практической проблемой. Она является предметом пристального внимания многих отраслей науки и различных областей психологического знания. Инициативность как проявление общей активности личности рассматривается в работах Д.Б. Богоявленской, И.А. Джидарьян, А.И. Крупнова, А.Ф. Лазурского, Е.А. Погониной, Д.Н. Узнадзе и др. Изучение инициативности как волевого свойства личности осуществлялось в работах С.Л. Рубинштейна, П.А. Рудика, Н.Д. Левитова, А.Г. Ковалева, С.А. Петухова, В.П. Прядеина и др. М.И. Лисина рассматривают особенности формирования активности у дошкольников в общении. В качестве факторов, влияющих на формирование инициативности ребенка, выделяют общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович). В дошкольной педагогике (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.) подчеркивается, что особое место в старшем дошкольном возрасте занимает игровая активность. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности.
Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития инициативности старших дошкольников, что и определяет актуальность выбранной нами темы настоящей работы.
Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем апробировать педагогические условия развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – педагогические условия развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешнее, если:
— включать в основные занятия специальные игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, решительности, самостоятельности;
— занятия на развитие инициативности использовать системно и регулярно;
— родители будут взаимодействовать с воспитателями.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей старшего школьного возраста;
2) выявить предпосылки развития инициативности в дошкольном возрасте;
3) изучить развитие инициативности как педагогическую проблему;
4) проанализировать развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста;
5) провести опытно-экспериментальное обучение;
6) выявить его эффективности;
7) сделать выводы.
Методологические основой исследования являются подходы к проблеме развития инициативности, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Т.С. Борисова, М.И. Вайсфельд, Л.С. Выготский, И.В. Довольнова); психолого-педагогическая теория предпосылок развития инициативности в дошкольном возрасте (П.Я. Гальперин, С.М. Качалова, С.Л. Рубинштейн,); труды Л.С. Барсуковой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, Н.А. Виноградовой, К.В. Дрозд, раскрывающие системный подход к формированию инициативности дошкольника в педагогической деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, эмпирические (анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент), методы статистической обработки данных исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: МКДОУ Новоудинский детский сад.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса специальных упражнений для детей старшего дошкольного возраста с целью развития их инициативности, которая может успешно применяться на практике. Материалы исследования могут быть использованы в качестве методической помощи педагогам, работающим в системе дошкольного образования.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, выводов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы – 38 страниц и 2 приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дети старшего дошкольного возраста активно и стремительно развиваются абсолютно во всех направлениях. Из маленького беспомощного ребенка за несколько лет он превращается в самостоятельного человека. Особенностью данного возрастного периода является развитие мышления. А вместе с этим и значительно увеличивается словарный запас. Кроме этого, старший дошкольный возраст является сенситивным для развития индивидуальных способностей и задатков, развития базовых качеств личности: самостоятельности, инициативности, творчества, волевых качеств, общения со сверстниками и взрослыми. Инициативность является формой социальной активности, в которой личность проявляет интерес и творчество, активно общается с окружающими. В период дошкольного детства это качество появляется и развивается в игре и лежит в основе становления познавательно‐исследовательской деятельности.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МКДОУ Новоудинский детский сад. В нем приняли участие воспитанники подготовительной группы возрастом 6-7 лет, в количестве 25 человек. Для исследования инициативности на констатирующем этапе были выбраны следующие методики: карта проявления инициативности (А.М. Щетинина) и диагностика четырех сфер инициативы (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов). Выбранные методики позволили в комплексе оценить уровень инициативности детей старшего дошкольного возраста. Результат диагностического исследования показал, что почти половина детей демонстрирует низкий уровень развития инициативности (48 %). Часть испытуемых (36 %) имеет средний уровень развития инициативности и лишь единицы (16 %) – высокий. Кроме этого, мы выяснили, что развитие всех сфер инициативности у испытуемых находится на уровне нормы развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Некоторые дети демонстрируют совсем слабый уровень и лишь у единиц инициативность развита в пределах возрастной нормы. В ходе проведенного исследования была выявлена необходимость проведения специальной методической работы с детьми старшего дошкольного возраста, которая способствовала бы общему повышению уровня инициативности.
Целью формирующего этапа исследования являлось создание организационно-педагогических условий для развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения данной цели были подобраны специальные упражнения, которые были включены в основные занятия с детьми. Занятия проводились 2 раза в неделю в течении месяца. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы разделили все упражнения на четыре блока, каждый из которых направлен на развитие определенной сферы инициативности. 1 блок содержит в себе упражнения на развитие творческой инициативы, 2 блок – волевых качеств, 3 блок – коммуникативной инициативы, 4 блок – познавательной инициативы. Каждому блоку была посвящена 1 неделя, то есть 2 занятия. Кроме этого, к работе по развитию инициативности у детей старшего дошкольного возраста были подключены родители, с которыми было проведено собрание. На нем родителям рассказали о важности и способах развития инициативности в домашних условиях. После чего была проведена повторная диагностика уровня развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста по тем же методикам. Результаты исследования показали, что увеличилось количество детей с высоким уровнем развития инициативности. Также значительно выросло количество детей, которые демонстрируют развитие всех сфер инициативы в пределах возрастной нормы (около 60 % испытуемых). Часть детей все еще показывают средний и лишь единицы низкий уровень развития инициативы, что говорит о перспективе развития данного исследования.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Период старшего дошкольного возраста характеризуется существенными изменениями в психике ребенка, что, соответственно, накладывает на педагогов определенную ответственность.
Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому и родителям, и воспитателям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму [15, 49].
В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы [6, 15].
Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — по-прежнему игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности [20, 39].
Уже к семи годам у маленьких детей формируется так называемая механическая память. Это уже помогает им запоминать что-то без особого осмысления — например, учить новые, но важные слова. И если в 3-4 года словарный запас маленького составляет обычно около 1000 слов, то к 6-7 годам это уже 2500 — 3000 слов [34, 46].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы