Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром посредством мультфильмов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром посредством мультфильмов 5

1.1. Особенности знаний детей пятого года жизни о предметном мире 5

1.2. Мультфильм как средство ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром 13

Глава 2. Опыт ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром посредством мультфильмов 20

2.1. Характеристика знаний детей пятого года жизни о предметном мире 20

2.2. Педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром посредством мультфильмов 24

Заключение 29

Библиографический список 31

  

Введение:

 

Ознакомление дошкольников с окружающим миром — это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоцио-нальных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В последнее время большое внимание уделяется социальному разви-тию ребёнка. Основная задача общества — показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребён-ка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём его многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, — задача, которую человечество реша-ет с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Стремительное развитие информационных технологий в XXI в. при-вело к тому, что длительное погружение в медиамир, медиапространство стало неотъемлемой частью жизни современного ребенка. В связи этим возникла проблема стихийного, неконтролируемого контакта детей с по-током медиаинформации при отсутствии педагогического сопровождения. Наиболее предпочтительным видом медиа для обучения и воспитания де-тей дошкольного возраста является мультипликационный фильм.

В настоящее время мультипликация как вид искусства, обладает очень высоким воспитательным потенциалом нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также большими образова-тельными возможностями. Мультипликационное кино представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искус-ств, который оказывает значимое влияние на личность ребенка дошколь-ного возраста и его социальное развитие, воздействуя на его воображение и восприятие окружающего мира.

Объект исследования: предметный мир детей пятого года жизни.

Предмет исследования: мультфильм как средство ознакомления детей пятого жизни с предметным миром

Цель исследования: изучение педагогических условий ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром посредством мультфильмов

Задачи исследования:

1. Определить особенности знаний детей пятого года жизни о пред-метном мире.

2. Изучить мультфильм как средство ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром.

3. Дать характеристика знаний детей пятого года жизни о предмет-ном мире. 20

4. Выявить педагогические условия ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром посредством мультфильмов.

Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мультипликация как вид образовательной деятельности является эффективным средством обучения — позволяет стимулировать познаватель-ную активность детей. Мультипликация является стимулом эмоционально-го общения, так необходимого в нашем современном мире компьютериза-ции. Познавательные и творческие способности детей становятся на поря-док выше, что содействует реализации целевых ориентиров ФГОС ДО.

Современное дошкольное образование, строящееся в рамках компе-тентностного подхода, дает возможность ребенку овладеть умениями, зна-ниями, способами действий, научиться анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и т.д. Приобретая начальные ключевые ком-петенции, дошкольник может легко взаимодействовать, ориентироваться в современном мире, а также в мире предметов.

При ознакомлении с предметным миром необходимо учитывать, что названия отдельных предметов, например, мебели, дети уже знают, но обобщающим словом пользуются редко и с трудом могут объяснить суще-ственный признак. Трудность состоит в том, что у каждого предмета свой способ употребления (например, стул используют для сидения, кровать – для сна, шкаф – для хранения одежды и т. п.). Поэтому необходимо по-буждать детей объединять и классифицировать предметы по разным при-знакам.

В период формирования личности и развития качеств и привычек ребенок дошкольного возраста впитывает все, как губка, поэтому необхо-димо постараться окружать ребенка добрыми, веселыми, нравственно раз-вивающими мультфильмами, знакомящими детей с понятиями и мораль-ными нормами в разных их проявлениях. При этом задача педагогов ор-ганизаций дошкольного образования заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку на дошкольном возрастном этапе, научиться правильно осознавать свои впечатления, развить у него критическое отношение к увиденному. А это, в свою очередь, возможно только при систематическом и целенаправленном процессе использования мультипликационных филь-мов как эффективного средства воспитания детей дошкольного возраста, формирования у них нравственного сознания как необходимого условия дальнейшего становления их личности.

Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

Хороший мультфильм является для ребенка незаменимым источни-ком знаний, и, несомненно, может оказать неоценимую помощь в воспита-нии ребенка. Наглядны и доступные для понимания уроки, которые в до-ступной и увлекательной форме преподносит малышу мультфильм, легко запоминаются. Разумеется, воспитывает ребенка не экран, а тот взрослый, кто больше остальных проводит время с малышом. Поэтому, роль мульт-фильма в процессе воспитания лишь вспомогательная. Мультфильм вы-ступает в качестве средства воспитания, так же, как и книги, пособия, иг-рушки и т. д. Но, несмотря на это, мультфильм – средство очень сильное, т. к. предлагаемые на экране образы живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувственную сферу, предлагают образ действий, мышле-ния, стиль речи.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром посредством мультфильмов

1.1. Особенности знаний детей пятого года жизни о предметном мире

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предмет-ным миром всегда считалось одной из важных задач, для решения кото-рых выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, Е. И. Тихеева). На современном этапе дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром не утратило своей актуальности. Многие педагоги отмечают, что предметный мир, окружающие ребёнка вещи и игрушки, по-прежнему, имеют особое значение в развитии до-школьников (В.И. Логинова, О.В. Дыбина, М.В. Крулехт). Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, склады-ваются первые эмоциональные впечатления.

Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ре-бенка дошкольного возраста внесли такие ученые как Л.А. Венгер, О.В. Дыбина-Артамонова, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.М. Леушина, Л.Г. Розенгарт-Пупко. Предметный мир рассматривается в их исследованиях как совокупность предметов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, строением, функцией, назначением, его созданием и преобразованием.

О.В. Дыбина в своих работах раскрывает важность процесса озна-комления детей с предметным миром и его значимость в познании соци-альной действительности. Она понимает под предметным миром совокуп-ность предметов, характеризующихся формой, величиной (размером), цветом, материалом, строением, функцией, назначением, их созданием и преобразованием.

Понимание многообразия окружающей действительности и ее осо-знание происходит легче, если перед детьми предметный мир предстает сгруппированным по каким-либо существенным основаниям. Существуют разнообразные классификации предметного мира. В их основу могут быть положены разные особенности предметов: материал (деревянные, стеклян-ные, пластмассовые и др.), форма (прямоугольные, овальные), строение и др. Со второй половины XIX в. стала складываться классификация пред-метов по функциональному значению, т.е. способам использования: ме-бель, посуда, одежда, орудия труда и т.п.

О.В. Дыбина-Артамонова считает, что предметный мир целесооб-разно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящих из трех групп предметов [14].

Первая группа предметов — это те, с которыми ребенок не действует, т.к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредствен-ного контакта с ними, их отношение социально опосредовано взрослыми (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве).

Вторая группа — предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Он действует с ними, видит их многообразие. Ребенок не преоб-разовывает этих предметов, но они имеют огромное значение для его раз-вития: дети имеют возможность увидеть их и действовать с ними на прак-тике.

Третья группа — предметы, с которыми ребенок действует, т.к. они доступны его преобразовательной деятельности в разных диапазонах. Эти предметы по содержанию приближены к реальной жизни, т.е. имеют ана-логию с предметами, находящимися в обращении у взрослых, позволяют детям приобщаться к творческой деятельности, формировать у ребенка творческий интерес к миру предметов и миру взрослых.

Предметы окружают ребенка с первых дней жизни. В них закодиро-вана информация культурного и социального опыта человечества. Дей-ствуя с предметами, ребенок осваивает мир культуры, социальных и нрав-ственных установок. По утверждению В.Т. Кудрявцева, «вхождение ре-бенка в человеческий мир – это непрерывная цепочка открытий «для се-бя». Ему (ребенку) предстоит как бы «переоткрыть» то, что уже вписано в орбиту общественного опыта людей, воспроизвести некоторые существен-ные черты их творческого поиска, который в итоге привел к созданию всех предметов». Стоит отметить, что «через внешнюю, видимую, осязаемую форму предмета (по В.Т. Кудрявцеву «первое дно») ребенок, так или ина-че, соприкасается с внутренней стороной – невидимой «начинкой» культу-ры («второе дно»).

Предметный мир обладает следующими функциями: информативная, эмоциогенная и регуляторная (С.А. Козлова).

В качестве основной функции выступает информативная. Информа-тивная функция предметного мира открывает ребенку многоаспектное его содержание (сенсорное, этнографическое, социальное, культурологиче-ское, эстетическое, трудовое и т.д.), позволяет познать свойства предмета (величина, форма, материал, цвет и др.) [19].

Предметы вводят детей в мир взрослых, «информируют» об этом мире, обогащают содержание социального опыта и влияют на всесторон-нее развитие. С одной стороны, ориентируют ребенка в социальном окру-жении, с другой – формируют представления о деятельности человека, его личностных качествах.

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4—5 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закла-дываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок со-здает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу за-служенного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом ста-нет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи. Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познава-тельное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из инте-реса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интере-са важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным ум-ственным поискам и их результатам.

С 4 – 5 лет у детей просыпается интерес к предметам, не имевшим места в их личном опыте. Этот интерес необходимо удовлетворять. Детей также продолжают знакомить с предметами ближайшего окружения. Ос-новная задача заключается в том, чтобы способствовать накоплению зна-ний о предметах, назначение которых удовлетворять потребности до-школьника в игре, труде, продуктивных видах деятельности. Следует про-должать знакомить детей с признаками предметов (функция, назначение, цвет, форма, величина, материал и др.). Предметы объединяются по об-щему существенному признаку – так осваиваются понятия (посуда, одеж-да, обувь, игрушки, предметы труда, личной гигиены и т.д.), имеющие общую функциональную основу.

При ознакомлении с предметным миром необходимо учитывать, что названия отдельных предметов, например, мебели, дети уже знают, но обобщающим словом пользуются редко и с трудом могут объяснить суще-ственный признак. Трудность состоит в том, что у каждого предмета свой способ употребления (например, стул используют для сидения, кровать – для сна, шкаф – для хранения одежды и т. п.). Поэтому необходимо по-буждать детей объединять и классифицировать предметы по разным при-знакам. С этой целью можно использовать дидактические «Игры-определения»: «Нам игрушки принесли», «Петрушка идет трудиться», «Что лишнее», «Петрушка в спортивной форме», «Петрушка идет рисо-вать» и т. д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы