Курсовая с практикой на тему Педагогические условия организации психолого-педагогического исследования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации психолого-педагогического исследования 5
1.1. Особенности психолого-педагогического исследования 5
1.2. Основные этапы психолого-педагогического исследования 7
Глава 2. Практические аспекты психолого-педагогических исследований 13
2.1. Виды психолого-педагогических исследований 13
2.2. Пример психолого-педагогического исследования 16
Глава 3. Методические основы организации психолого-педагогических исследований на основе педагогических условий 18
3.1. Понятие педагогических условий 18
3.2. Особенности педагогических условий организации психолого-педагогического исследования 20
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
Актуальность исследования. Преобразования, происходящие в обществе в настоящее время, создали реальные предпосылки для обновления существующей системы отечественного образования и привели в действие механизм саморазвития образования. Определение источника саморазвития образовательных учреждений заключается в творческой научно-исследовательской деятельности педагога, что отразилось на разработке и внедрении нового содержания образования, а также новых образовательных технологиях.
Педагог в качестве субъекта образовательного процесса является главным действующим лицом любых изменений в системе обучения. Процессы кардинальных преобразований в современном образовании требуют от педагога переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, адекватные характеру научного творчества, что также определяет одну из основных проблем современного образования – формирование научно-исследовательской культуры педагога.
Сегодня появляется объективная потребность в овладении будущими педагогами основами методологии и методики психолого-педагогических исследований, а также освоении содержательного аспекта психолого-педагогических исследований.
В последнее десятилетие развития психологии и педагогики задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовании должно раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности; условия ее здорового психического и физического развития. Между тем, в совокупности всех психолого-педагогических исследований само педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику, построенную на педагогическом процессе (воспитания, организации и управления процессом), в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью теоретического и методического обоснования педагогических условий организации психолого-педагогического исследования.
Объект исследования: психолого-педагогического исследования.
Предмет исследования: педагогические условия организации психолого-педагогического исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и представить методически особенности определения педагогических условий организации психолого-педагогического исследования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности психолого-педагогического исследования.
2. Рассмотреть основные этапы психолого-педагогического исследования.
3. Определить основные виды психолого-педагогических исследований.
4. Представить пример психолого-педагогического исследования.
5. Рассмотреть понятие педагогических условий.
6. Определить особенности педагогических условий организации психолого-педагогического исследования.
Методы исследования: анализ научной, методической, психологической и педагогической литературы по теме исследования, синтезирование, систематизация, обобщение, анализ, классификация, абстрагирование, интерпретация.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, в ходе выполнения работы были получены следующие результаты и выводы:
1. В настоящее время психолого-педагогическое исследование можно определить в качестве исследования педагогического с применением психологических знаний и методов. Проведение психолого-педагогического исследования подчиняется определенным принципам, при этом разные авторы выделяют разные принципы. Некоторые из принципов: целенаправленности, объективности, прикладной направленности, системности, целостности, динамизма.
2. Для реализации психолого-педагогического исследования важно определит его тему, цель, объект и предмет исследования, гипотезу исследования, основные задачи исследования. Основные уровни реализации психолого-педагогического исследования включают теоретический и эмпирический.
3. На сегодняшний день существуют различные признаки систематизации и классификации видов психолого-педагогических исследований. В соответствии с целью психолого-педагогические исследования могут быть поделены на теоретические, эмпирические, прикладные. Также различают фундаментальные и прикладные исследования. В соответствии с основанием дисциплинарной отнесенности исследования могут быть монодисциплинарными и междисциплинарными. В соответствии с характером результатов исследования могут быть качественными и количественными. В соответствии с критерием многоплановости исследования могут быть однофакторными и комплексными. В соответствии со степенью соответствия реальности исследования могут быть идеальными и реальными. В зависимости от условий и места проведения различают лабораторные, искусственные и полевые исследования. Для характеристики различных видов психологического исследования используется также понятие «пилотажное исследование».
4. Экспериментальную педагогическую психологию можно рассматривать как область прикладных научных исследований, конечная цель которых состоит в том, чтобы ставить и на научной основе решать практические задачи развития образования.
5. В данной работе под педагогическими условиями понимается совокупность обстоятельств педагогического процесса, влияющих на течение и организацию психолого-педагогического исследования
6. На основе проанализированных исследований в педагогике и психологии были определены основные педагогические условия организации психолого-педагогического исследования:
подготовленность экспериментатора (теоретическая, методическая и техническая), необходимая для проведения психолого-педагогического исследования;
следование поэтапному проведению психолого-педагогического исследования (подготовительный этап, этап планирования исследовательских действий, этап сбора эмпирических данных, этап анализа эмпирических данных и этап формулировки выводов и заключений);
использование соответствующих психологических знаний и методов, а также определенных диагностических методик в педагогическом исследовании;
использование современных технологий в процессе проведения психолого-педагогического исследования;
соблюдение требований, предъявляемых к организации научного исследования.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы организации психолого-педагогического исследования
1.1. Особенности психолого-педагогического исследования
В настоящее время педагогический процесс является сложным и многогранным, исходя из этого, в образовании сегодня требуются разные по тематике и предметной направленности исследования.
С точки зрения Н.М. Борытко научное исследование в образовательной области является одним из видов познавательной деятельности, отличительной особенностью которого является выработка нового знания [2].
Однако, наиболее точным можно знавать следующее определение: психолого-педагогическое исследование можно определить в качестве исследования педагогического с применением психологических знаний и методов.
По мнению В.И. Загвязинского и Р. Атаханова принципы и требования к исследовательской деятельности включают следующие положения:
1. Принцип объективности. Данный принцип определяется всесторонним учетом факторов, порождающих явление, условий, в которых оно развивается, адекватности исследовательских подходов и средств для получения истинных знаний об объекте, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в отборе и оценке фактов. Принцип объективности диктует требования доказательности, обоснованности исходных предположений, логики исследования и его выводов.
2. Принцип сущностного анализа. Следование данному принципу основано на соотнесении в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения. Данный принцип предусматривает движение исследовательской мысли от описаний к объяснениям, а от него – к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.
3. Генетический принцип. Его суть заключается в рассмотрении изучаемых фактов либо явлений в соответствии с анализом условий его появления, последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным).
4. Принцип единства логического и исторического. Данный принцип требует в любом исследовании совмещать исследование истории объекта (генетический аспект) и теоретических основ (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития. Рассматриваемый принцип подразумевает требование преемственности с учетом накопленного опыта, традиций и научного достижения прошлого.
5. Принцип концептуального единства исследования. Если исследователь не отстаивает, не проводит последовательно определенную концепцию, развивая ее сам или присоединяясь к одной из существующих, он не осознает единства и логической последовательности подходов и оценок, он неизбежно скатывается на позицию эклектизма [6].
По мнению Н.М. Борытко можно выделить следующие принципы проведения научного исследования:
принцип целенаправленности – исследование проводится в соответствии с целями совершенствования практики образования, утверждения в нем отношений гуманности;
принцип объективности – теоретические модели в исследовании должны отображать фактически педагогические объекты и процессы в их многомерном и многообразном состоянии;
принцип прикладной направленности – результаты исследования должны содействовать пояснению, прогнозированию и усовершенствованию образовательной практики с множеством путей ее становления;
принцип системности – результаты исследования входят в структуру научного знания, пополняют имеющийся материал новой информацией;
принцип целостности – составляющие образовательного объекта исследуются в динамике многомерной картины их взаимных связей и взаимных зависимостей;
принцип динамизма – раскрывает закономерности формирования и развития изучаемых образовательных объектов, объективный характер их многомерности и многовариантности [3].
Перечисленные принципы основаны на различных закономерностях познавательной деятельности, научного исследования и специфике образовательной практики.
Таким образом, в настоящее время психолого-педагогическое исследование можно определить в качестве исследования педагогического с применением психологических знаний и методов. Проведение психолого-педагогического исследования подчиняется определенным принципам, при этом разные авторы выделяют разные принципы. Некоторые из принципов: целенаправленности, объективности, прикладной направленности, системности, целостности, динамизма.
1.2. Основные этапы психолого-педагогического исследования
Работа над научным исследованием включает несколько взаимосвязанных этапов: подготовительный этап, этап планирования исследовательских действий, этап сбора эмпирических данных, этап анализа эмпирических данных и этап формулировки выводов и заключений.
Содержание подготовительного этапа исследования основано на определении тематики, проблемы исследования, его объекта, предмета, целей и задач. При этом каждое исследование начинается с установления проблемы и формулировки темы исследования. Такой процесс определения проблемы и формулировки темы является достаточно трудным этапом в каждой исследовательской работе. В ходе выбора темы исследования исследователю важно опираться на собственные интересы, представления о себе, о своих силах, способностях и возможностях. Последовательно отвечая на следующие вопросы, исследователь может определить область исследования, которая ему наиболее интересна, и выбрать тему своего исследования [4].