Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Педагогические условия организации элементарной поисковой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

Глава 1. Поисково-исследовательская
деятельность дошкольников. 5

Глава 2. Реализация педагогических
условий организации элементарной поисковой деятельности старших дошкольников. 8

2.1. Организация
и проведение опытно-экспериментальной работы.. 8

2.2. Содержание формирующего
эксперимента по формированию познавательных интересов дошкольников в процессе
поисковой деятельности. 10

2.3. Анализ
результатов опытно-экспериментальной работы.. 15

Заключение. 19

Список используемой литературы.. 21

Приложения. 24

 

  

Введение:

 

Тема
исследования.
Модернизация парадигмы дошкольного
образования в Российской Федерации актуализировала для педагогов дошкольных
образовательных учреждений (ДОУ) ряд проблем, в том числе связанных с
эффективным внедрением и использованием поисково-исследовательской деятельности
в процессе обучения дошкольников. В связи с этим, тема данного исследования:
«Педагогические условия организации элементарной поисковой деятельности».

Проблема исследования
заключается в необходимости создания оптимальных условий для интеллектуального,
социального и эмоционального развития растущей личности, одним из которых
является организация поисково-исследовательской деятельности в дошкольной
образовательной организации. 

Актуальность выбранной
темы данной работы связана, прежде всего, с тем, что проблема особенностей
познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование
умственных способностей детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет
занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях.

Для
развития познавательной активности необходима организация содержательной,
интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности. Такой
деятельностью может стать детская поисково-исследовательская деятельность.

Объектом исследования является поисково-исследовательская деятельность детей старшего
дошкольного возраста.

Предмет
исследования:
педагогические условия организации
элементарной поисковой деятельности.

Цель исследования: выявление и реализация педагогических
условий организации
элементарной поисковой деятельности старших
дошкольников.

Задачи исследования:

— рассмотреть поисково-исследовательскую
деятельность дошкольников;

— организовать и провести
опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий
организации элементарной поисковой деятельности старших дошкольников;

— проанализировать
результаты опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования. Организация
элементарной поисковой деятельности старших дошкольников будет наиболее
эффективной при условии, что в работу со старшими дошкольниками будут включены опыты,
соответствующие возрастным и личностным характеристикам дошкольников.

Методы исследования: теоретическое изучение литературы по проблеме
исследования,
наблюдение, педагогический эксперимент.

 

 

 

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Глава 1. Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

 

 

В
научной литературе под поисково-исследовательской деятельностью в ДОУ
понимается творческо-познавательная деятельность воспитанников, направленная на
открытие новых знаний и способов действий посредством применения доступных для
детей методов исследования [19].

Ученые
и практики утверждают, что комплексное применение поисково-исследовательской
деятельности в образовательном процессе дошкольников имеет большое количество
преимуществ. К их числу относятся обогащение памяти воспитанников, активизация
их мыслительных процессов и становление речи. Немаловажное значение
поисково-исследовательская деятельность имеет для развития любознательности и
самостоятельности дошкольников, формирования у них навыков эффективного
коммуницирования друг с другом и адекватного проявления своих чувств в
различных ситуациях [13].

В
настоящее время выделяется два основных вида поисково-исследовательской
деятельности дошкольников.

1.   Организованная
поисково-исследовательская деятельность дошкольников. Педагог организует
поисковую деятельность ребенка, конструирует для него проблемную ситуацию,
обучает его определенному порядку действий для достижения запланированного
педагогом результата.

2.  Неорганизованная
поисково-исследовательская деятельность дошкольников. Ребенок является главным
субъектом поисковой деятельности и проявляет познавательную активность без
участия взрослого. В ходе такой деятельности ребенок самостоятельно ставит
перед собой цель, ищет способы ее достижения для удовлетворения своих
потребностей и интересов [20].

При
реализации образовательного процесса в ДОУ данные виды
поисково-исследовательской деятельности дошкольников тесно переплетаются друг с
другом и выражаются в качестве двух основных форм — проектирование и детское
экспериментирование.

По
мнению психологов и педагогов, детское экспериментирование более приемлемо для
активизации активного мышления дошкольников, поскольку представляет собой путь
бескорыстного поиска истины. В то время как проектирование предполагает решение
практической задачи с конкретным ощутимым продуктом и может быть использовано
преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста [7].

Согласно
Е.Н. Лазаренко, под детским экспериментированием стоит понимать «…
осмысленную деятельность, в ходе которой детям дается возможность открывать
новые свойства, признаки объектов и явлений окружающей действительности» [14,
с. 85].

Детское
экспериментирование разделяется по следующим классификационным признакам:

1)  по характеру объектов, используемых в
эксперименте (растения, животные, люди, объекты неживой природы);

2)  по месту проведения эксперимента (в
группе, на участке, за пределами ДОУ);

3)  по количеству детей, участвующих в
эксперименте (индивидуальные, групповые, коллективные);

4)   по причине проведения эксперимента
(случайные, запланированные в программе, реализованные в ответ на вопрос
ребенка);

5)   по характеру включения эксперимента в
педагогический процесс (эпизодические, систематические);

6)   по продолжительности эксперимента
(кратковременные — менее 15 минут, длительные — более 15 минут);

7)   по количеству наблюдений за одним и
тем же объектом в ходе эксперимента (однократные, многократные, циклические);

8)   по характеру мыслительных операций,
совершаемых в ходе эксперимента (констатирующие — позволяющие увидеть одно
состояние объекта вне связи с другими состояниями, сравнительные — позволяющие
увидеть изменения в состоянии объекта, обобщающие — позволяющие проследить
общие закономерности поэтапно изучаемого процесса или явления);

9)   по характеру познавательной
деятельности детей, осуществляемой в ходе эксперимента (иллюстративные — детям
все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые — дети
заранее не знают результат) [14].

В
результате применения детского экспериментирования дети получают реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с
другими объектами и окружающей средой, приобретают возможность в полной мере
удовлетворить свою любознательность. Кроме того в ходе экспериментальной
деятельности у дошкольников развивается познавательный интерес, память, речь и
аналитическое мышление. Они учатся сравнивать, делать выводы, высказывать свои
суждения, наблюдать и работать в команде [4].

Для
того чтобы внедрить детское экспериментирование в педагогический процесс ДОУ
необходимы следующие условия:

      
наличие
в группе хорошо организованной развивающей среды, максимально активизирующей
познавательную и самостоятельную деятельность детей;

                   
включение
в образовательную программу мероприятий, предусматривающих поэтапное обучения
детей исследовательским действиям;

     
систематическая
постановка перед детьми исследовательских задач;

     
постановка
опытов, соответствующих возрастным и личностным характеристикам дошкольников;

     
научный
стиль мышления педагога, наличие у него творческих способностей [1].

Отметим,
что удовлетворение данных условий является посильной задачей для педагогических
кадров большинства российских ДОУ и затрудняется исключительно отсутствием
мотивированности у педагогов.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

 

 

В
научной литературе под поисково-исследовательской деятельностью в ДОУ
понимается творческо-познавательная деятельность воспитанников, направленная на
открытие новых знаний и способов действий посредством применения доступных для
детей методов исследования [19].

Ученые
и практики утверждают, что комплексное применение поисково-исследовательской
деятельности в образовательном процессе дошкольников имеет большое количество
преимуществ. К их числу относятся обогащение памяти воспитанников, активизация
их мыслительных процессов и становление речи. Немаловажное значение
поисково-исследовательская деятельность имеет для развития любознательности и
самостоятельности дошкольников, формирования у них навыков эффективного
коммуницирования друг с другом и адекватного проявления своих чувств в
различных ситуациях [13].

В
настоящее время выделяется два основных вида поисково-исследовательской
деятельности дошкольников.

1.   Организованная
поисково-исследовательская деятельность дошкольников. Педагог организует
поисковую деятельность ребенка, конструирует для него проблемную ситуацию,
обучает его определенному порядку действий для достижения запланированного
педагогом результата.

2.  Неорганизованная
поисково-исследовательская деятельность дошкольников. Ребенок является главным
субъектом поисковой деятельности и проявляет познавательную активность без
участия взрослого. В ходе такой деятельности ребенок самостоятельно ставит
перед собой цель, ищет способы ее достижения для удовлетворения своих
потребностей и интересов [20].

При
реализации образовательного процесса в ДОУ данные виды
поисково-исследовательской деятельности дошкольников тесно переплетаются друг с
другом и выражаются в качестве двух основных форм — проектирование и детское
экспериментирование.

По
мнению психологов и педагогов, детское экспериментирование более приемлемо для
активизации активного мышления дошкольников, поскольку представляет собой путь
бескорыстного поиска истины. В то время как проектирование предполагает решение
практической задачи с конкретным ощутимым продуктом и может быть использовано
преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста [7].

Согласно
Е.Н. Лазаренко, под детским экспериментированием стоит понимать «…
осмысленную деятельность, в ходе которой детям дается возможность открывать
новые свойства, признаки объектов и явлений окружающей действительности» [14,
с. 85].

Детское
экспериментирование разделяется по следующим классификационным признакам:

1)  по характеру объектов, используемых в
эксперименте (растения, животные, люди, объекты неживой природы);

2)  по месту проведения эксперимента (в
группе, на участке, за пределами ДОУ);

3)  по количеству детей, участвующих в
эксперименте (индивидуальные, групповые, коллективные);

4)   по причине проведения эксперимента
(случайные, запланированные в программе, реализованные в ответ на вопрос
ребенка);

5)   по характеру включения эксперимента в
педагогический процесс (эпизодические, систематические);

6)   по продолжительности эксперимента
(кратковременные — менее 15 минут, длительные — более 15 минут);

7)   по количеству наблюдений за одним и
тем же объектом в ходе эксперимента (однократные, многократные, циклические);

8)   по характеру мыслительных операций,
совершаемых в ходе эксперимента (констатирующие — позволяющие увидеть одно
состояние объекта вне связи с другими состояниями, сравнительные — позволяющие
увидеть изменения в состоянии объекта, обобщающие — позволяющие проследить
общие закономерности поэтапно изучаемого процесса или явления);

9)   по характеру познавательной
деятельности детей, осуществляемой в ходе эксперимента (иллюстративные — детям
все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые — дети
заранее не знают результат) [14].

В
результате применения детского экспериментирования дети получают реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с
другими объектами и окружающей средой, приобретают возможность в полной мере
удовлетворить свою любознательность. Кроме того в ходе экспериментальной
деятельности у дошкольников развивается познавательный интерес, память, речь и
аналитическое мышление. Они учатся сравнивать, делать выводы, высказывать свои
суждения, наблюдать и работать в команде [4].

Для
того чтобы внедрить детское экспериментирование в педагогический процесс ДОУ
необходимы следующие условия:

      
наличие
в группе хорошо организованной развивающей среды, максимально активизирующей
познавательную и самостоятельную деятельность детей;

                   
включение
в образовательную программу мероприятий, предусматривающих поэтапное обучения
детей исследовательским действиям;

     
систематическая
постановка перед детьми исследовательских задач;

     
постановка
опытов, соответствующих возрастным и личностным характеристикам дошкольников;

     
научный
стиль мышления педагога, наличие у него творческих способностей [1].

Отметим,
что удовлетворение данных условий является посильной задачей для педагогических
кадров большинства российских ДОУ и затрудняется исключительно отсутствием
мотивированности у педагогов.



 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы