Курсовая с практикой на тему Педагогические условия организации элементарной поисковой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Поисково-исследовательская
деятельность дошкольников
2.1. Организация
и проведение опытно-экспериментальной работы
2.3. Анализ
результатов опытно-экспериментальной работы
Список используемой литературы
Введение:
Тема
исследования. Модернизация парадигмы дошкольного
образования в Российской Федерации актуализировала для педагогов дошкольных
образовательных учреждений (ДОУ) ряд проблем, в том числе связанных с
эффективным внедрением и использованием поисково-исследовательской деятельности
в процессе обучения дошкольников. В связи с этим, тема данного исследования:
«Педагогические условия организации элементарной поисковой деятельности».
Проблема исследования
заключается в необходимости создания оптимальных условий для интеллектуального,
социального и эмоционального развития растущей личности, одним из которых
является организация поисково-исследовательской деятельности в дошкольной
образовательной организации.
Актуальность выбранной
темы данной работы связана, прежде всего, с тем, что проблема особенностей
познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование
умственных способностей детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет
занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях.
Для
развития познавательной активности необходима организация содержательной,
интересной, мотивированной и развивающей практической деятельности. Такой
деятельностью может стать детская поисково-исследовательская деятельность.
Объектом исследования является поисково-исследовательская деятельность детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет
исследования: педагогические условия организации
элементарной поисковой деятельности.
Цель исследования: выявление и реализация педагогических
условий организации элементарной поисковой деятельности старших
дошкольников.
Задачи исследования:
— рассмотреть поисково-исследовательскую
деятельность дошкольников;
— организовать и провести
опытно-экспериментальную работу по реализации педагогических условий
организации элементарной поисковой деятельности старших дошкольников;
— проанализировать
результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования. Организация
элементарной поисковой деятельности старших дошкольников будет наиболее
эффективной при условии, что в работу со старшими дошкольниками будут включены опыты,
соответствующие возрастным и личностным характеристикам дошкольников.
Методы исследования: теоретическое изучение литературы по проблеме
исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.
Заключение:
Глава 1. Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
В
научной литературе под поисково-исследовательской деятельностью в ДОУ
понимается творческо-познавательная деятельность воспитанников, направленная на
открытие новых знаний и способов действий посредством применения доступных для
детей методов исследования [19].
Ученые
и практики утверждают, что комплексное применение поисково-исследовательской
деятельности в образовательном процессе дошкольников имеет большое количество
преимуществ. К их числу относятся обогащение памяти воспитанников, активизация
их мыслительных процессов и становление речи. Немаловажное значение
поисково-исследовательская деятельность имеет для развития любознательности и
самостоятельности дошкольников, формирования у них навыков эффективного
коммуницирования друг с другом и адекватного проявления своих чувств в
различных ситуациях [13].
В
настоящее время выделяется два основных вида поисково-исследовательской
деятельности дошкольников.
1. Организованная
поисково-исследовательская деятельность дошкольников. Педагог организует
поисковую деятельность ребенка, конструирует для него проблемную ситуацию,
обучает его определенному порядку действий для достижения запланированного
педагогом результата.
2. Неорганизованная
поисково-исследовательская деятельность дошкольников. Ребенок является главным
субъектом поисковой деятельности и проявляет познавательную активность без
участия взрослого. В ходе такой деятельности ребенок самостоятельно ставит
перед собой цель, ищет способы ее достижения для удовлетворения своих
потребностей и интересов [20].
При
реализации образовательного процесса в ДОУ данные виды
поисково-исследовательской деятельности дошкольников тесно переплетаются друг с
другом и выражаются в качестве двух основных форм — проектирование и детское
экспериментирование.
По
мнению психологов и педагогов, детское экспериментирование более приемлемо для
активизации активного мышления дошкольников, поскольку представляет собой путь
бескорыстного поиска истины. В то время как проектирование предполагает решение
практической задачи с конкретным ощутимым продуктом и может быть использовано
преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста [7].
Согласно
Е.Н. Лазаренко, под детским экспериментированием стоит понимать «…
осмысленную деятельность, в ходе которой детям дается возможность открывать
новые свойства, признаки объектов и явлений окружающей действительности» [14,
с. 85].
Детское
экспериментирование разделяется по следующим классификационным признакам:
1) по характеру объектов, используемых в
эксперименте (растения, животные, люди, объекты неживой природы);
2) по месту проведения эксперимента (в
группе, на участке, за пределами ДОУ);
3) по количеству детей, участвующих в
эксперименте (индивидуальные, групповые, коллективные);
4) по причине проведения эксперимента
(случайные, запланированные в программе, реализованные в ответ на вопрос
ребенка);
5) по характеру включения эксперимента в
педагогический процесс (эпизодические, систематические);
6) по продолжительности эксперимента
(кратковременные — менее 15 минут, длительные — более 15 минут);
7) по количеству наблюдений за одним и
тем же объектом в ходе эксперимента (однократные, многократные, циклические);
8) по характеру мыслительных операций,
совершаемых в ходе эксперимента (констатирующие — позволяющие увидеть одно
состояние объекта вне связи с другими состояниями, сравнительные — позволяющие
увидеть изменения в состоянии объекта, обобщающие — позволяющие проследить
общие закономерности поэтапно изучаемого процесса или явления);
9) по характеру познавательной
деятельности детей, осуществляемой в ходе эксперимента (иллюстративные — детям
все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые — дети
заранее не знают результат) [14].
В
результате применения детского экспериментирования дети получают реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с
другими объектами и окружающей средой, приобретают возможность в полной мере
удовлетворить свою любознательность. Кроме того в ходе экспериментальной
деятельности у дошкольников развивается познавательный интерес, память, речь и
аналитическое мышление. Они учатся сравнивать, делать выводы, высказывать свои
суждения, наблюдать и работать в команде [4].
Для
того чтобы внедрить детское экспериментирование в педагогический процесс ДОУ
необходимы следующие условия:
—
наличие
в группе хорошо организованной развивающей среды, максимально активизирующей
познавательную и самостоятельную деятельность детей;
—
включение
в образовательную программу мероприятий, предусматривающих поэтапное обучения
детей исследовательским действиям;
—
систематическая
постановка перед детьми исследовательских задач;
—
постановка
опытов, соответствующих возрастным и личностным характеристикам дошкольников;
—
научный
стиль мышления педагога, наличие у него творческих способностей [1].
Отметим,
что удовлетворение данных условий является посильной задачей для педагогических
кадров большинства российских ДОУ и затрудняется исключительно отсутствием
мотивированности у педагогов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
В
научной литературе под поисково-исследовательской деятельностью в ДОУ
понимается творческо-познавательная деятельность воспитанников, направленная на
открытие новых знаний и способов действий посредством применения доступных для
детей методов исследования [19].
Ученые
и практики утверждают, что комплексное применение поисково-исследовательской
деятельности в образовательном процессе дошкольников имеет большое количество
преимуществ. К их числу относятся обогащение памяти воспитанников, активизация
их мыслительных процессов и становление речи. Немаловажное значение
поисково-исследовательская деятельность имеет для развития любознательности и
самостоятельности дошкольников, формирования у них навыков эффективного
коммуницирования друг с другом и адекватного проявления своих чувств в
различных ситуациях [13].
В
настоящее время выделяется два основных вида поисково-исследовательской
деятельности дошкольников.
1. Организованная
поисково-исследовательская деятельность дошкольников. Педагог организует
поисковую деятельность ребенка, конструирует для него проблемную ситуацию,
обучает его определенному порядку действий для достижения запланированного
педагогом результата.
2. Неорганизованная
поисково-исследовательская деятельность дошкольников. Ребенок является главным
субъектом поисковой деятельности и проявляет познавательную активность без
участия взрослого. В ходе такой деятельности ребенок самостоятельно ставит
перед собой цель, ищет способы ее достижения для удовлетворения своих
потребностей и интересов [20].
При
реализации образовательного процесса в ДОУ данные виды
поисково-исследовательской деятельности дошкольников тесно переплетаются друг с
другом и выражаются в качестве двух основных форм — проектирование и детское
экспериментирование.
По
мнению психологов и педагогов, детское экспериментирование более приемлемо для
активизации активного мышления дошкольников, поскольку представляет собой путь
бескорыстного поиска истины. В то время как проектирование предполагает решение
практической задачи с конкретным ощутимым продуктом и может быть использовано
преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста [7].
Согласно
Е.Н. Лазаренко, под детским экспериментированием стоит понимать «…
осмысленную деятельность, в ходе которой детям дается возможность открывать
новые свойства, признаки объектов и явлений окружающей действительности» [14,
с. 85].
Детское
экспериментирование разделяется по следующим классификационным признакам:
1) по характеру объектов, используемых в
эксперименте (растения, животные, люди, объекты неживой природы);
2) по месту проведения эксперимента (в
группе, на участке, за пределами ДОУ);
3) по количеству детей, участвующих в
эксперименте (индивидуальные, групповые, коллективные);
4) по причине проведения эксперимента
(случайные, запланированные в программе, реализованные в ответ на вопрос
ребенка);
5) по характеру включения эксперимента в
педагогический процесс (эпизодические, систематические);
6) по продолжительности эксперимента
(кратковременные — менее 15 минут, длительные — более 15 минут);
7) по количеству наблюдений за одним и
тем же объектом в ходе эксперимента (однократные, многократные, циклические);
8) по характеру мыслительных операций,
совершаемых в ходе эксперимента (констатирующие — позволяющие увидеть одно
состояние объекта вне связи с другими состояниями, сравнительные — позволяющие
увидеть изменения в состоянии объекта, обобщающие — позволяющие проследить
общие закономерности поэтапно изучаемого процесса или явления);
9) по характеру познавательной
деятельности детей, осуществляемой в ходе эксперимента (иллюстративные — детям
все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые — дети
заранее не знают результат) [14].
В
результате применения детского экспериментирования дети получают реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с
другими объектами и окружающей средой, приобретают возможность в полной мере
удовлетворить свою любознательность. Кроме того в ходе экспериментальной
деятельности у дошкольников развивается познавательный интерес, память, речь и
аналитическое мышление. Они учатся сравнивать, делать выводы, высказывать свои
суждения, наблюдать и работать в команде [4].
Для
того чтобы внедрить детское экспериментирование в педагогический процесс ДОУ
необходимы следующие условия:
—
наличие
в группе хорошо организованной развивающей среды, максимально активизирующей
познавательную и самостоятельную деятельность детей;
—
включение
в образовательную программу мероприятий, предусматривающих поэтапное обучения
детей исследовательским действиям;
—
систематическая
постановка перед детьми исследовательских задач;
—
постановка
опытов, соответствующих возрастным и личностным характеристикам дошкольников;
—
научный
стиль мышления педагога, наличие у него творческих способностей [1].
Отметим,
что удовлетворение данных условий является посильной задачей для педагогических
кадров большинства российских ДОУ и затрудняется исключительно отсутствием
мотивированности у педагогов.