Курсовая с практикой на тему Педагогические условия и средства детских оздоровительных лагерей в воспитании детей и подростков: история и современность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНІХ ЛАГЕРЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 5
1.1 История воспитания детей и подростков в детских оздоровительных лагерях 5
1.2 Особенности воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях на современном этапе образования 9
Вывод по главе 1: 18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДУКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ И ОЦЕНКА ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ 19
2.1 Анализ педагогического опыта обеспечения продуктивного 19
воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря 19
2.2 Программа организации 26
воспитания детей в летнем оздоровительном лагере 26
2.3 Определение эффективности применения программы воспитания детей в условиях летнего оздоровительного лагеря 31
Выводы по главе 2: 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Актуальность темы. Воспитание подрастающего поколения является непрерывным педагогическим процессом, который развивается и продол-жается в летних лагерях отдыха. Их деятельность направлена на органи-зацию досуга и отдыха, укрепления здоровья, удовлетворения интересов и духовных запросов детей, подростков и юношества. Содержание, формы и методы их работы определяются статусом учреждения и строятся на принципах самоуправления и демократии, культурно-исторических тра-диций, приоритетности общечеловеческих достижений и ценностей.
Организация воспитательного процесса в летнем лагере отдыха осу-ществляется с учетом специфики жизни и деятельности временного детско-го коллектива в период летних каникул. Лето открывает значительные возможности для приобщения детей, подростков, юношества к священным страницам истории России, традиций, обычаев, обрядов, культуры рус-ского народа. Походы, экскурсии помогут расширить представление вос-питанников о Родину, ее прошлое и настоящее родного края. Эффектив-ность детской деятельности в лагере отдыха зависит от умения воспитателя общаться с воспитанниками, опираться в своей работе на их инициативу, самодеятельность, самоуправление. Все виды деятельности осуществляют-ся во временных разновозрастных детских коллективах (отрядах); воспи-тательная работа строится на принципах добровольного участия детей в различных делах, свободном выборе ими занятий. Во время активного общения полнее раскрывается личность ребенка, ее можно лучше изучить и понять. Следовательно, перед современным педагогическим образовани-ем возникла насущная потребность в подготовке специалиста, подготов-ленного к воспитательной работе в организации летнего детского оздоро-вительного лагеря.
Одной из главных проблем деятельности детских оздоровительных лагерей на современном этапе является модернизация содержания органи-зации образовательно-воспитательной работы с детьми в каникулярный период путем переосмысления традиционных подходов к образованию и воспитанию. В этих условиях важное значение приобретает осознание ис-торического опыта организации воспитательной работы детских оздоро-вительных лагерей в разные периоды их функционирования посредством определения этапов развития воспитательной работы на основе характер-ных для каждого этапа особенностей организации оздоровления и отдыха детей и подростков. Проблема периодизации организации детского оздо-ровления и отдыха рассматривалась в работах В.Белова, В.Торшина, И. Фришман, А.Волохова, М.Наказного. Однако, исторические этапы ста-новления и развития деятельности детских оздоровительных лагерей ис-следователи определяют на основе общих характеристик организации оздоровления и отдыха детей и подростков, уделяя недостаточно внима-ния развитию воспитательной работы с детьми в каникулярное время.
Цель исследования – изучить педагогические условия и средства дет-ских оздоровительных лагерей в воспитании детей и подростков: история и современность. Задачи исследования:
1. Дать определение современному летнему оздоровительному лаге-рю;
2.Рассмотреть особенности воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях
3. Изучить современный летний оздоровительный лагерь как особый социальный институт детства
4. Проанализировать особенности воспитательного процесса в дет-ских оздоровительных лагерях
5.Провести опытно-экспериментальную работу по обеспечению про-дуктивной направленности воспитательной деятельности детей в оздорови-тельном лагере и оценка её влияния на их самореализацию в смену
Объект исследования – процесс воспитания детей в детском оздоро-вительном лагере.
Предмет исследования – педагогические условия и средства воспита-ния детей и подростков в детских оздоровительных лагерях.
Гипотеза исследования заключается в том, что воспитание детей и подростков в детских оздоровительных лагерях будет проходить успешно, если будет применена определенная программа, в которой будут созданы следующие педагогические условия и использованы средства:
-Концептуальная модель, лежащая в основе воспитательной системы лагерной смены в направлении сохранения и улучшения здоровья воспи-танников.
— Воспитательная система смены, включающая в себя содержатель-ный компонент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и со-держание деятельности оздоровительной деятельности, направленной на реализацию целей, система отношений, складывающаяся между участни-ками деятельности) и технологический (арсенал средств и приемов органи-зующего и развивающего характера).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение психо-лого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: проективный метод, тестирование.
3. Методы количественного и качественного анализа: регистра-ция, подсчет средне — групповых результатов, качественный анализ ре-зультатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что раз-работанная нами программа воспитания детей и подростков может быть внедрена на базе других летних оздоровительных лагерей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
Начиная с середины ХХ века до настоящего времени развитие обра-зовательно-воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях происходил неравномерно. На основе определения характерных особен-ностей процесса развития организации оздоровления и отдыха детей в указанный период, нами выделено четыре этапа развития образовательно-воспитательной работы детских оздоровительных лагерей, а именно: пер-вый этап (конец 50-х – начало 80-х гг.) – определяющий; второй этап (80-е – начало 90-х гг.) – личностно-ориентированный; третий этап (90-е гг.) – переходный; четвертый этап (с 2000-ого) – инновационный. Детский оздо-ровительный лагерь — это саморазвивающаяся, саморегулирующаяся от-крытая система, органично интегрированная в социальную среду. Именно из внешней среды она черпает ресурсы для своего существования: матери-альные, интеллектуальные, информационные, кадровые. Детский оздоро-вительный лагерь — это уникальная организационно-педагогическая систе-ма. Её уникальность определяется непохожестью на другие педагогические системы — детские сады, школы [7,c.55].
Основными задачами детского оздоровительно–воспитательного учреждения являются: создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культу-ры; реализация медико – профилактических, спортивных, образователь-ных, культурных программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нрав-ственное, гражданское, патриотическое воспитание и развитие детей. Дея-тельность лагеря летнего отдыха базируется на педагогических принци-пах: демократия и гуманность; единство воспитательной и оздоровитель-ной работы; развитие национальных и культурно–исторических традиций; инициативы и самодеятельности; учета интересов, возрастных особенно-стей детей и подростков.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГО-ГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНІХ ЛАГЕРЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ:ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1.1 История воспитания детей и подростков в детских оздоровитель-ных лагерях
Периодизация процесса становления и развития деятельности дет-ских оздоровительных лагерей рассматривалась исследователями в соот-ветствии с изменениями в нормативно-правовой базе организации оздо-ровления и отдыха, общественно-политических и социально-экономических преобразований в нашей стране, подходов в педагогиче-ском управлении и характере взаимодействия между участниками педаго-гического процесса. Анализ научных исследований по периодизации дет-ского оздоровления и отдыха показал, что существуют различные подхо-ды к определению этапов становления и развития деятельности детских оздоровительных лагерей, их хронологических рамок и названий.
Так, В. Белов, опираясь на изменения и расширение функций детских оздоровительных лагерей, выделяет три основных исторических этапа их функционирования, а именно: «оздоровительно-воспитательный» (20-е – начало 40-х гг. ХХ века); «оздоровительно-образовательно-воспитательный» (конец 40-х – 80 гг. ХХ века); «полифункциональный» (90-е гг. ХХ века до настоящего времени). На современном этапе развития детские оздоровительные лагеря, по мнению исследователя, выполняют следующие специфические функции: оздоровительная, воспитательная, об-разовательная, развивающая, культурологическая, психотерапевтическая, коммуникативная и компенсирующая.
Наряду с этим, В.Белов подчеркивает, что интеграционные процес-сы, которые происходят в сфере оздоровления и отдыха детей и подрост-ков, а также рост потребности в физиологической и психологической реа-билитации и коррекции подрастающего поколения нуждается в будущем дальнейшего расширения функций детских оздоровительных лагерей [1,с.254]. В отличие от исследований В.Белова, В. Торшин выделяет этапы исторического развития деятельности детских оздоровительных лагерей на основе развития содержания деятельности детских оздоровительных лаге-рей, укрепление материально-технической базы, обогащение научно-методического обеспечения воспитательной деятельности [4, с.71].
И. Фришман и А.Волохов считают, что в процессе развития системы оздоровления и отдыха для каждого периода характерны соответствую-щие черты, а именно: смена педагогических парадигм; увеличение влияния государства на ресурсное, нормативное и кадровое обеспечение системы; зависимость развития системы воспитательной деятельности в детском оздоровительном лагере от ситуации, которая складывается во всем соци-окультурном пространстве и социальной сфере. Исследователи выделяют следующие этапы развития системы оздоровления и отдыха: первый этап – 20-е-середина 30-х годов, второй этап – середина 30-х-конец 80-х годов, третий этап берет свое начало на рубеже 80-х-90х гг. к современности. К тому же, И.Фришман и А.Волохов отмечают, что на каждом этапе наблю-даются процессы модернизации практически всех форм воспитательной деятельности и происходит обновление содержания отдыха и оздоровле-ния детей.
Третий этап, как считают Фришман И.А., и Волохов А.Г., берет свое начало в конце 80-х годов и характеризуется переосмыслением роли и ме-ста общественных организаций в государстве, что коренным образом по-влияло на состояние профсоюзов и смысл их деятельности. К тому же, вследствие социально-экономической ситуации, которая сложилась в госу-дарстве в начале 90-х годов, воспитательная система в целом оказалась в глубоком кризисе. Поэтому, дальнейшее развитие системы воспитательной деятельности в детских оздоровительных лагерях происходил посредством модернизации и приспособления к глубоким изменениям в обществе с уче-том его социокультурных потребностей [2].
При определении исторических периодов организации оздоровления и отдыха детей и подростков в условиях функционирования пионерских лагерей, М.Наказной, определяет четкие хронологические границы каждо-го из них, а именно: 1 период (1917-1924рр.) – зарождение детского оздо-ровления в условиях функционирования коммунистического пионерского движения. II период (1924-1953 гг.) – становление пионерских лагерей как одной из форм оздоровления детей. III период (1953-1964 гг.) – период интенсивной деятельности пионерских лагерей. IV период (1964-1985 гг.) – максимального подъема детского оздоровления в условиях пионерских ла-герей СССР. V период (1985-1991 гг.) – переходный. Каждый из указан-ных периодов, по мнению исследователя, имеет свои характерные особен-ности, которые позволяют проследить процесс становления и развития ор-ганизации оздоровления и отдыха детей и подростков в указанное время. В контексте нашего исследования, мы сосредоточили внимание на некото-рых особенностях, которые характеризуют третий, четвертый и пятый пе-риоды развития пионерских лагерей и ограничиваются 1953-1991 гг.