Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Педагогические условия формирования Здорового образа жизни у старших дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие здорового образа жизни в педагогике 6
1.2. Особенности формирования основ ЗОЖ в детском саду 9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. Диагностика уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 16
2.2. Реализация педагогических условий формирования здорового образа жизни у старших дошкольников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 38

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблема сохранения и укрепления здоровья населения становится крайне актуальной на современном этапе развития общества. Многочисленные исследования, проведенные за последние годы, свидетельствуют о социально-экономических изменениях в современном обществе, процессы глобализации и информатизации обусловили увеличение роли и значимости каждой личности, успешности ее индивидуального развития. Это вызывает необходимость формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников (Оконова, 2017).
Одним из важных направлений решения этой проблемы является организация здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации (Пензулаева, 2014). Однако, сейчас ярко проявляется противоречие между декларативными заявлениями о необходимости совершенствования здоровьесберегающих технологий в дошкольных учреждениях и практической деятельностью в этой сфере. Традиционные подходы к физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками часто не отвечают современным требованиям и нуждаются в замене на такие, которые эффективнее способствовали решению задач укрепления здоровья, своевременному физическому, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка, повышению уровня физической подготовленности детей.
Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Не следует забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведет к положительным результатам.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой, направленные на изучение вопросов формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников. Исследования В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой показывают, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляются устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.
Вместе с тем, до настоящего времени в научно-методической литературе недостаточно сведений по проблеме реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни у старших дошкольников, что требует дальнейшего рассмотрения.
Цель исследования – изучить особенности сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что разработанная модель реализации здорового образа жизни будет способствовать формированию у старших дошкольников здорового образа жизни и улучшению их физического здоровья.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
2. Изучить особенности физического здоровья и сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать модель реализации условий формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить ее эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Анкетирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое тестирование: оценка показателей физического здоровья (проба Штанге, Генчи, индекс Скибинского, оценка жизненной емкости легких, плечевого индекса).
5.Методы математической статистики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. В дошкольном периоде происходит формирования основ здоровья, правильного физического развития, становления двигательных способностей, проявление интереса к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Здоровый образ жизни подразумевает строгое соблюдение правил личной гигиены, высокую приверженность к занятиям физической культурой и спортом, игнорирование вредных привычек и сознательно негативное отношение к ним.
Физкультурно-оздоровительная работа содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей. Вследствие целенаправленного педагогического влияния укрепляется здоровье ребенка, происходит подготовка физиологических функций организма, усиленно формируются движения, двигательные способности и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
2. На основании полученных результатов констатирующего эксперимента выявлено низкую осведомленность детей о здоровом образе жизни, что требовало разработки и реализации модели его формирования у старших дошкольников.
3. Для успешной реализации педагогического сопровождения детей 6 лет необходимо также повышать педагогическую компетенцию родителей, постепенно расширяя их участие в оздоровительном процессе. В рамках оздоровительного компонента была разработана и реализована программа оздоровительной физической культуры для детей 6 лет (рассчитанная на 3 месяца), включающая выполнение упражнений йога-аэробики, обладающих оздоровительным воздействием. Подбор упражнений должен осуществляться на основе учета мотивационных интересов детей дошкольного возраста и быть направлен на улучшение эмоционального климата на занятиях, стимулирование развития творческих способностей детей, разнообразие учебного материала, а также развитие физических качеств.
В процессе исследования были реализованы упражнения йога-аэробики различного направления (статические и динамические асаны, упражнения на равновесие, дыхательные упражнения, элементы релаксации и стретчинга), которые использовались как элементы оздоровительной физической культуры.
Результаты формирующего эксперимента показали, что применение разработанной программы йога-аэробики приводит к улучшению плечевого индекса у детей на 2,69 % (<0,05), пробы Штанге – на 29,14% (р<0,05), Генчи – на 32,25% (р<0,05), экскурсии грудной клетки – на 64,93% (р<0,05). В контрольной группе наблюдалась лишь положительная динамика показателей функционального состояния детей, однако полученные результаты были статистически не значимы.
Подводя итог сказанному, можно констатировать, что постоянная и целенаправленная работа над укреплением здоровья должна вестись в дошкольных образовательных учреждениях, органически вплетаясь в разнообразную подготовку, направленную на формирование готовности к обучению в школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие здорового образа жизни в педагогике

Сегодня общепризнанным является тот факт, что здоровье и благополучие населения являются ключевыми факторами экономического и социального развития любой страны. Здоровые дети являются залогом, резервом и двигателем развития стран, их настоящего и будущего (Патрушева, 2018).
Понятие здоровья является ключевым, поскольку именно оно является и конечной целью здоровьесберегающей деятельности, и определяющей предпосылкой любой человеческой деятельности в целом. Состояние здоровья является одним из решающих факторов формирования личности молодого человека.
Забота о здоровье и его укрепление является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его жизнедеятельности. Здоровье является целостным, многомерным динамическим состоянием, которое развивается в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Митрофанова, 2018).
Важнейшее значение в общей культуре отводится культуре здоровья как общечеловеческой ценности. Культура здоровья личности обуславливается жизненными приоритетами человека (наличием позитивных целей и ценностей); вдумчивым и осмысленным отношением к своему здоровью, рациональной организацией здорового образа жизни, который позволяет управлять состоянием человека исходя из его индивидуальных особенностей организма, а также реализовывать программы самореализации.
Формирование культуры здоровья личности реализуется в системе образования и тесно связано с методологией обучения основам здорового образа жизни (Усова, Двурекова, 2015).
Индивидуальное здоровье человека является системообразующим фактором, которое нужно оценивать в динамике и практико-ориентированном здоровом образе жизни. При этом критерии состояния здоровья следует рассматривать с позиции повышения или сохранения его количественного и качественного потенциала как при относительно высоком уровне здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений, физических дефектов, тех или иных заболеваний. Здоровый образ жизни представляет собой определенную деятельность личности или группы людей, которая направлена на сохранение и улучшение, укрепление здоровья.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы