Курсовая с практикой на тему Педагогические условия формирования у дошкольников представлений о животных
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о
животных у детей дошкольного возраста. 6
1.1. Особенности формирования знаний дошкольников о животном
мире. 6
1.2. Особенности организации дидактических игр с целью
формирования у дошкольников представлений о животных. 9
Глава 2. Методика
формирования системных знаний о животных у детей дошкольного возраста. 13
2.1. Направления работы по
ознакомлению дошкольников с животным миром 13
2.2. Организация экологического
пространства в ДОУ.. 14
2.3. Анализ методов и приемов работы с
дошкольниками по формированию представлений о животных. 19
Заключение. 29
Список используемой литературы.. 32
Введение:
Актуальность
работы. Согласно ФГОС ДО познавательное развитие
дошкольников предполагает развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т.
д.
Представления о животных
являются содержательной составляющей экологических представлений, которые
активно формируются у детей дошкольного возраста.
На необходимость
формирования таких представлений указывали в своих работах Э.И. Залкинд, Л.С.
Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Д.Ф. Петяева, П.Г. Саморукова,
Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова и др.
Более того, результаты
исследований Д.Ф. Петяевой [18], показали, что именно уровень
развития представлений ребенка о живом, во многом определяет характер и
мотивацию отношения дошкольников к объектам живой природы.
В дошкольном возрасте у
ребенка накапливается достаточно большой объем знаний о животных. Зачастую эти
знания носят разрозненный характер.
Уже в период младшего
дошкольного возраста дети учатся классифицировать животных на диких и домашних,
могут узнавать и называть некоторых животных, а также их детенышей.
У детей формируются
первичные представления о способах питания и жизнедеятельности некоторых
животных.
В дошкольном возрасте
появляются представления общего характера о группах животных, относящихся к
одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в
том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных – птицы, рыбы, насекомые,
хищники, грызуны.
В научном смысле к
животным помимо млекопитающих, пресмыкающихся и земноводных, относится огромное
множество других организмов: птицы, насекомые, рыбы, паукообразные, моллюски,
морские звезды, черви и др.
Знания дошкольников о
многообразии животного мира включают в себя как конкретные, так и обобщенные
представления, но они неравномерны.
У детей сформированы
достаточно четкие представления о внешнем виде животных, среде их обитании,
способах передвижения и довольно размытые о способах добывания пищи, защите от
врагов, приспособленностей к сезонным изменениям.
Удивительным является и
тот факт, что дети знают об экзотических животных больше чем о животных родного
края.
Непосредственное
окружение ребенка с самого его рождения включает многообразие форм живой
природы. Оно воздействует на его умственное развитие, чувственно-эмоциональную
сферу, воображение.
Непосредственные
наблюдения в природе, общение с взрослыми, чтение книг, просмотр фильмов имеют
огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным
условием накопления разнообразных представлений о многообразии животного мира.
Цель
исследования – изучить педагогические условия использования
дидактических игр в формировании у дошкольников представлений о животных.
Объект
исследования – процесс экологического образования.
Предмет
исследования – процесс применения игровых технологий
в формировании представлений о животных у детей дошкольного возраста.
Гипотеза.
У
детей младшего дошкольного возраста будет сформирован высокий уровень
представлений о животных, если процесс экологического образования обогатить
дидактическими играми.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. изучить особенности
формирования знаний дошкольников о животном мире;
2. рассмотреть
особенности организации дидактических игр с целью формирования у дошкольников
представлений о животных;
3. рассмотреть направления работы
по ознакомлению дошкольников с животным миром;
4. изучить особенности организация экологического
пространства в ДОУ;
5. проанализировать
методы и
приемы работы с дошкольниками по
формированию представлений о животных.
Методы
исследования.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой
для исследования послужили научные труды известных отечественных исследователей
Артемовой
Л. В., Виноградовой Н. В., Марковской М. М., Петяевой Д.Ф. и многих др.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и
список используемой
литературы.
При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
В связи с внедрением ФГОС
в систему дошкольного образования государством поставлена задача, подготовить
совершенно новое поколение: активное, любознательное, инициативное,
самостоятельное.
И дошкольные учреждения,
как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть
выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в
целевых ориентирах.
Использование
инновационных педагогических технологий открывает для нас новые возможности
воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных,
используемых нами технологий, стал метод проектов.
Мы считаем, что этот
метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность
экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие
способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно
адаптироваться к школе.
Формирование системы
представлений о животных у дошкольников требует создания специальных условий,
которые бы побуждали ребенка становиться субъектом собственной активности,
проявлять интерес, инициативу, самостоятельность, а целенаправленная и
осознанная деятельность служила бы средством его собственного развития. Это, на
наш взгляд, способствовало бы качественному усвоению детьми рассматриваемых
представлений и придавало бы им действенный характер.
Формирование у детей
дошкольного возраста обобщенных представлений, предпонятий о многообразии и
развитии живого организма способствует становлению у них диалектического
мышления, то есть форм познания, обеспечивающих уже в детстве гибкое восприятие
и отражение окружающего мира.
В дошкольном учреждении
формирование представлений о животном мире осуществляется по разделам:
– млекопитающие.
Расширяются представления детей о внешнем облике и поведении животных. Дети
учатся различать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их
функции во время передвижения; знакомятся со средой обитания, отдыха;
формируется их представление об условиях жизни животных.
— Земноводные. Дети
учатся определять особенности земноводных, узнают и называют лягушку, наблюдают
ее образ жизни, способы передвижения (прыгает, плавает).
— Пресмыкающиеся. Даются
представление об особенностях вешнего вида, жизненных проявлений и месте
обитания ящерицы (прыткой), черепахи (степной, болотной).
— Насекомые. Детям рассказывают,
что бабочка, жук, пчела, муравей, стрекоза и кузнечик – насекомые; дают
представление об их среде обитания, об особенностях внешнего вида, о питании,
об особенностях сезонной жизни; учат сравнивать насекомых по способу
передвижения; добиваются определения детьми насекомых по издаваемым звукам за
счет наблюдения.
Метод проектов интересен
и полезен не только детям, но и нам – педагогам, т.к. он дает возможность
сконцентрировать материал по определенной теме, повысить уровень собственной
компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями,
ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач,
сделать процесс познания интересным и увлекательным.
Метод проектов
естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Использование метода
проекта в работе по формированию у дошкольников младшей группы представлений о
животных, как один из методов интегративного обучения, позволило нам
значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое
мышление и умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию
об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания
новых объектов действительности.
Исследования по
формированию знаний о многообразии животного мира направлены на изучение
особенностей знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста,
сформировавшихся как в результате обучения, так и стихийно, изучение характера
и объема конкретных и обобщенных знаний о птицах, рыбах, млекопитающих
(зверях), насекомых, домашних и диких, хищных и нехищных животных; выявление
умения детей группировать животных по указанным признакам; выяснение, владеют
ли старшие дошкольники умениями, необходимыми для формирования обобщений.
Сформировать у детей
представления о животных как об элементе экологической системы и общественных
существах, показать их взаимосвязь с человеком и средой его обитания – задача
современного педагога.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования
представлений о животных у детей дошкольного возраста 1.1. Особенности формирования знаний
дошкольников о животном мире Каждому из нас важно
понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе
существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного
пространства, это время выработки новых понятий – таких, как «экологическое
сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура» [3, с. 112].
В современных условиях
катастрофического ухудшения состояния окружающей среды общество,
ориентированное на преобразование отношений с миром природы, актуализирует
проблемы воспитания экологической культуры как базового компонента в структуре
личности с детских лет. Уровень реализации обозначенной стратегии во многом
определяется совершенством общества, планирующего и организующего свою
жизнедеятельность. Основным противоречием при этом является противоречие между
требованиями, предъявляемыми современным обществом к личности, и ее
несоответствие данным требованиям.
Экологическое
образование и воспитание должны сопровождать человека на протяжении всей жизни.
Первой «ступенькой» в системе экологического образования является дошкольное
детство. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического
развития детей. Это обусловлено тремя главными особенностями возраста:
психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в
качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию
с миром природы. В дошкольном