Курсовая с практикой на тему Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Основы безопасного поведения в быту: понятие, виды и характеристика 7
1.2. Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраст 11
1.3. Направления, формы и методы формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в ДОО 13
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Организация и методика исследования 19
2.2. Планирование и ход формирующего этапа исследования 22
2.3. Оценка эффективности формирующего этапа исследования 25
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Введение:
Актуальность. Коренные изменения, произошедшие в обществе, обусловили процесс гуманизации и демократизации образования, что предусматривает формирование личности как высшей ценности. Создание законодательной базы для обеспечения защиты прав ребенка на охрану жизни и здоровья свидетельствует о повышенном внимании государства к проблемам безопасности ребенка в социальной среде так и в быту. Обеспечение выживания, защиты и развития детей является обязанностью для государства и общества.
Проблему безопасности жизни и здоровья молодого поколения ученые определяют как одну из центральных (Н. Авдеева, О. Аксенова, О. Богинич, В. Вербицкий, Л. Волков, Е. Гаткин, Л. Григорович, Н. Денисенко, Л. Калужская, А. Князева, А. Лоза, А. Михайличенко, Р. Моисеенко, Л. Орбан-Лембрик, В. Оржеховский и др.). Сейчас, когда быт может представлять опасность для жизни и здоровья ребенка, формирование основ безопасности в быту на разных этапах дошкольного детства – одно из неотложных направлений воспитания в условиях детского сада и семьи.
Детский сад – это ведущий социальный институт, где ребенок дошкольного возраста получает не только элементарные знания, умения, навыки, но и приобретает основы жизненной компетентности в целом и ее важной составляющей – безопасного поведения в социальной среде в целом и в быту в частности. Однако в деятельности современных дошкольных учебных заведений еще сохраняются традиционные подходы, направленные только на передачу знаний об опасных ситуациях, которые не приводят к необходимому детям уровня безопасного поведения, связанного с сохранением собственной жизни и здоровья.
Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что воспитание безопасного поведения – сложный процесс, механизмы которого неоднозначно рассматриваются различными специалистами.
Таким образом, современные условия порождают ряд противоречий между:
− задачами воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», одним из направлений которого является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе; законе «Об образовании в РФ», где в ст. 84 указывается необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни, и научно-методическими основами их обеспечения;
− потребностью воспитания безопасного поведения детей в сложных социально-экономических условиях, криминогенной ситуации в обществе и уровнем подготовленности педагогов и родителей к воспитанию безопасного поведения дошкольников в окружающей среде в целом и в быту в частности;
− объективной необходимостью разработки методики воспитания безопасного поведения личности в быту для получения ее жизненной компетентности и традиционными формами, методами и приемами организации педагогического процесса в детском саду.
Актуальность проблемы и необходимость её практической разработки определили тему исследования: «Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: создать и апробировать педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при соблюдении следующих условий: учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; включение в воспитательный процесс родителей; использование игровых методов и приемов работы с дошкольниками.
Достижению цели исследования будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Рассмотреть основы безопасного поведения в быту: понятие, виды и характеристика.
2. Описать педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраст.
3. Дать характеристику направлениям, формам и методам формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
4. Разработать условия и систему работы для формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
5. Апробировать условия и систему работы для формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования выступают:
− учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, единстве психического и физического развития;
− культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;
− учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии и средстве развития психики ребенка;
− теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;
− психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина и др.;
Актуальность. Коренные изменения, произошедшие в обществе, обусловили процесс гуманизации и демократизации образования, что предусматривает формирование личности как высшей ценности. Создание законодательной базы для обеспечения защиты прав ребенка на охрану жизни и здоровья свидетельствует о повышенном внимании государства к проблемам безопасности ребенка в социальной среде так и в быту. Обеспечение выживания, защиты и развития детей является обязанностью для государства и общества.
Проблему безопасности жизни и здоровья молодого поколения ученые определяют как одну из центральных (Н. Авдеева, О. Аксенова, О. Богинич, В. Вербицкий, Л. Волков, Е. Гаткин, Л. Григорович, Н. Денисенко, Л. Калужская, А. Князева, А. Лоза, А. Михайличенко, Р. Моисеенко, Л. Орбан-Лембрик, В. Оржеховский и др.). Сейчас, когда быт может представлять опасность для жизни и здоровья ребенка, формирование основ безопасности в быту на разных этапах дошкольного детства – одно из неотложных направлений воспитания в условиях детского сада и семьи.
Детский сад – это ведущий социальный институт, где ребенок дошкольного возраста получает не только элементарные знания, умения, навыки, но и приобретает основы жизненной компетентности в целом и ее важной составляющей – безопасного поведения в социальной среде в целом и в быту в частности. Однако в деятельности современных дошкольных учебных заведений еще сохраняются традиционные подходы, направленные только на передачу знаний об опасных ситуациях, которые не приводят к необходимому детям уровня безопасного поведения, связанного с сохранением собственной жизни и здоровья.
Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что воспитание безопасного поведения – сложный процесс, механизмы которого неоднозначно рассматриваются различными специалистами.
Таким образом, современные условия порождают ряд противоречий между:
− задачами воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», одним из направлений которого является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе; законе «Об образовании в РФ», где в ст. 84 указывается необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни, и научно-методическими основами их обеспечения;
− потребностью воспитания безопасного поведения детей в сложных социально-экономических условиях, криминогенной ситуации в обществе и уровнем подготовленности педагогов и родителей к воспитанию безопасного поведения дошкольников в окружающей среде в целом и в быту в частности;
− объективной необходимостью разработки методики воспитания безопасного поведения личности в быту для получения ее жизненной компетентности и традиционными формами, методами и приемами организации педагогического процесса в детском саду.
Актуальность проблемы и необходимость её практической разработки определили тему исследования: «Педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: создать и апробировать педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при соблюдении следующих условий: учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; включение в воспитательный процесс родителей; использование игровых методов и приемов работы с дошкольниками.
Достижению цели исследования будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Рассмотреть основы безопасного поведения в быту: понятие, виды и характеристика.
2. Описать педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраст.
3. Дать характеристику направлениям, формам и методам формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
4. Разработать условия и систему работы для формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
5. Апробировать условия и систему работы для формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования выступают:
− учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, единстве психического и физического развития;
− культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения;
− учение А.Н. Леонтьева о деятельности как условии и средстве развития психики ребенка;
− теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, труды Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера об особенностях интеллектуального развития детей в дошкольный период;
− психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б. Эльконина и др.;
Заключение:
В результате написаний данной работы была достигнута цель исследования: определены педагогические условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
В результате анализа литературы было установлено, что безопасное поведение дошкольника в быту предполагает наличие у него знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращаться с потенциально опасными предметами. Педагогическими условия формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраст, по нашему мнению, являются следующие: учет возрастных особенностей дошкольников, привлечение родителей, использование игровых приемов и форм работы с дошкольниками.
У детей необходимо сформировать представления об опасных бытовых предметах, о том, как необходимо себя вести, если незнакомец постучался в дверь или позвонил по телефону, о правилах поведения в жизненеопасных ситуациях дома, о том, куда нужно обращаться в экстренных ситуациях и пр.
Проведенное экспериментальное изучение особенностей формирования основ безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста показало эффективность выделенных нами педагогических условий успешного формирования основ безопасного поведения дошкольников в быту, поскольку была намечена положительная динамика в результатах исследования: с низким уровнем сформированности основ безопасного поведения у дошкольников в быту обнаружено не было по сравнению с 2 дошкольниками (10%) на начальном этапе исследования; со средним уровнем выявлено 10 старших дошкольников (50%) по сравнению с 12 детьми (60%) на начальном этапе исследования; с высоким уровнем выявлено 10 старших дошкольников (50%) по сравнению с 6 детьми (30%) на начальном этапе исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Основы безопасного поведения в быту: понятие, виды и характеристика
Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка. Дети в возрасте до 7 лет проявляют непосредственный интерес к окружающим предметам, в частности электроприборам, аудио-видео технике, взрывоопасным предметам и т.д. Если ребенок находится дома, это вовсе не означает тот факт, что он вне опасности. Даже если ваш ребенок спокоен и проявляет незначительный интерес к окружающим предметам, все равно необходимость мер предосторожности от получения ребенком травмы должна быть обязательной. Во-первых, следует подчеркнуть, что ребенка в возрасте до 7 лет не надо одного на длительное время оставлять в доме или квартире, он должна находиться под присмотром родителей, воспитателя, няни. Но во многих семьях время от времени все равно возникает необходимость оставить ребенка дома одного хоть на короткий срок. В таком случае необходимо обезопасить ребенка всеми возможными средствами [5; 10].
Опыт безопасного поведения в быту представляет собой совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умение обращаться с потенциально опасными предметами домашнего обихода и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка [9].
Оставляя ребенка одного дома необходимо провести с ним комплекс профилактической работы, и в доступной для его возраста форме объяснить, какие с окружающих предметов могут причинить ему травму, и пользование какими приборами для него категорически запрещено.
Оставляя ребенка одного, необходимо создать ему все условия, чтобы ребенку не было скучно, чтобы он или играл, или смотрел детские фильмы, читал книги. Если же ребенка не обеспечить любимым занятием, игрой, то он все равно найдет для себя занятие, которое будет вызывать у него интерес в независимости от того опасно это для его жизни или нет.
Л. Калужская отмечает, что в формировании основ безопасного поведения в быту стоит помнить, что и ребенок непослушный, которого часто наказывают, а тот, который не чувствует одиночества, а ощущает постоянную поддержку своих родителей. В большинстве случаев отсутствие воспитания, или недостаточное воспитание своего ребенка приводит к тому, что ребенок пытается самостоятельно изучать окружающий мир, познавать его, что часто гарантирует получение детьми в возрасте до 7 лет травм и увечий [8]. Поэтому настолько важна рассматриваемая в данной работе проблема.
Безопасность ребенка дома – это целый комплекс мер безопасности, который содержит в себе безопасность каждого отдельного составляющего вашего дома или квартиры (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т.д.).
Зал и спальня, где ребенок проводит больше времени должны представлять наибольшую безопасность:
− окна в зале, спальне и выход на балкон должны быть наглухо закрыты, за исключением форточек или фрамуг;
− все электроприборы, представляющие опасность жизнедеятельности ребенка, необходимо выключить и по возможности изолировать от ребенка;
− игрушки не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, потому что ребенок, пытаясь достать игрушку из шкафа, может причинить себе травму при падении;
− острые предметы и те, что легко бьются должны быть изолированы от ребенка;
− кухня представляет собой наибольшую опасность для ребенка, нежели зал и спальня, так как именно здесь находятся газовая плита, водонагревательная техника, различные СВЧ-печи, электрические чайники, кухонные комбайны, а также средства для мытья посуды и тому подобное;
− газовый вентиль на трубе необходимо перекрыть, так как газовая плита и газовый водонагреватель представляют для ребенка наибольшую опасность;
− легко бьющуюся посуду необходимо запереть в шкафу, изолировать от ребенка;
− ножи и другие колюще-режущие предметы также необходимо спрятать, так как существует возможность пореза об их острые края;
− не надо на газовой плите оставлять кастрюли и чайники с горячей водой, так как, перевернув их, ребенок может получить ожоги несовместимые с жизнью;
− лекарство и медицинские препараты такие, как мази, кремы для наружного применения также необходимо уберечь от попадания в руки ребенка. Они могут вызвать как раздражение слизистой оболочки глаз, ожоги поверхности кожи, а при попадании в организм – сильное отравление;
− средства для мытья посуды и уборки помещения также следует предохранять от ребенка, так как велика вероятность их использования не по назначению, что может привести к различным отравлениям и ожогам кожной поверхности и слизистой оболочки;
− спички и легковоспламеняющиеся предметы должны быть изолированы от ребенка, потому что игра с ними и их использование приводит к возгоранию помещения. В наше время в большинстве случаев причиной пожара выступают дети в возрасте до 7 лет;
− ванная комната как и кухня представляет также возможную опасность для ребенка, потому что моющие средства, средства гигиены, различные бритвы находятся именно здесь, поэтому также лучше использовать меры безопасности [8].
Предметы домашнего обихода, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
− предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);
− предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно вести себя (игла, ножницы, нож);
− предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).