Курсовая с практикой на тему Педагогические стратегии формирования у старшеклассников культуры семейных отношений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.Педагогические стратегии формирования у
старшеклассников культуры семейных
отношений. 6
1.1. Семья — важнейший институт социализации личности. 6
1.2. Воспитание культуры семейных отношений у старшеклассников. 9
1.3. Взаимоотношения старшеклассников с родителями. 11
2. Эмпирическое изучение педагогических стратегий
формирования у старшеклассников культуры семейных отношений. 18
2.1. Организация и методы исследования. 18
2.2. Интерпретация и анализ полученных результатов. 19
Заключение. 25
Список использованных источников. 26
Приложение 30
Введение:
Семья, семейные отношения, семейные ценности —
это концепции, которые возвращаются к важности в современном обществе, забывая,
что это первый шаг в росте ребенка и его становлении как личности. Современное
общество переживает процесс перехода от одной системы социальных отношений к
другой, сложные процессы разрушения семейного образа жизни, разрушения духовных
и семейных ценностей в обществе.
Кроме того, экономические и
социально-политические трудности, межэтнические конфликты и психологический
стресс усугубляют все проблемы, с которыми сталкивается семья. То, как растут
дети, зависит от того, как выстраиваются отношения в семье, какие ценности и
интересы разделяют ее взрослые представители. Семейная атмосфера влияет на моральный и
здоровый климат всего сообщества. Ребенок очень чувствителен к поведению
взрослых и быстро усваивает уроки в процессе семейного воспитания. Ребенку из
неблагополучной семьи перевоспитание практически невозможно. Глубокие отношения
с родителями создают у молодых людей спокойную жизненную ситуацию, чувство
доверия и уверенности.
Набор
ценностей, который человек усваивает в процессе социализации, передается ему
семьей и обществом, в связи с чем прочтение системы личностных ценностных
систем представляется особенно актуальной проблемой в условиях серьезных
изменений мировоззрения и социальных сфер общества. в нас, когда есть некоторая
«тьма» структуры социальной ценности. многие ценности нарушаются, традиционные
нормы исчезают, появляются противоречия в идеалах и ценностях, установленных
обществом.
Эта ситуация особенно опасна для современной
молодежи, у которой еще не сложилась система моральных ориентиров. Их
ценностные ориентации находятся в стадии формирования, но в современных
условиях они всегда противоположны ценностным ориентациям родителей.
Одна из основных
характеристик подросткового возраста — это изменение важных людей и
восстановление отношений со взрослыми. Одна из наиболее важных потребностей
подросткового возраста — это необходимость быть свободным от контроля и опеки
родителей, учителей, обычно пожилых людей, а также от установленных ими правил
и положений. Актуальность проблемы молодежи заключается в том, что в ближайшем
будущем наше общество завтрашнего дня будет зависеть от того, как молодые люди
сегодня решают свои проблемы, какие ценности выбрать.
Цель исследования — изучить культуру семейных отношений между
молодыми людьми и их родителями.
Объект
исследования — подростки в возрасте 13-15 лет и их родители.
Методы исследования:
— анализ
литературы;
—
анкетирование;
— анализ
полученных данных.
Предмет
исследования — формирование ценностного отношения к семье подростков.
Задачи:
1.
Провести теоретический анализ по литературе;
2.
Выявить основные ценности у подростков;
3.
Проанализировать полученные данные;
Гипотеза:
существуют методы, формы по формированию педагогических стратегий культуры
семейных отношений у подростков.
Исследованием формирования ценностных
ориентаций подростков занимались Л.И. Анциферова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,
М. Рокич, А.А. Радугин и д.р. В Белоруси изучению иерархии ценностей подростков
посвятили свои работы Е.М. Бабосов, С.Е. Бабосов, Г.М. Грибов, Л.Г. Титоренко.
Заключение:
Формирование
ценностного отношения к семье у детей невозможно без создания специальных
психолого-педагогических условий. В данной работе, согласно цели и задачам
исследования, была обоснована, разработана и апробирована
психолого-педагогическая программа формирования ценностного отношения к семье
старшеклассников. В теоретической части исследования были рассмотрены
современные научные исследования проблемы формирования ценностного отношения к
семье, а также особенности старших школьников, оказывающих влияние на
формирование ценностного отношения к семье.
Подростковый период — это период перехода от
детства к взрослости, осознание себя как взрослой личности, появления
стремления быть и считаться взрослым, переориентации ценностей, характерных для
детей, на ценности мира взрослых.
Система ценностных ориентаций составляет основу
отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу
мировоззрения.
Семья является наиболее важным фактором
социализации личности и одним из факторов формирования ценностных ориентаций
подростка.
Во второй главе
представлены результаты исследования на развитие ценностного отношения к семье
у старшеклассников. Старшие школьники обладают средним и низким уровнем
семейных ценностей, а в большинстве случаях отношение к семье старшеклассники
проявляют в форме ситуативно-позитивным, что говорит о формальном отношении к
семье и ее традициям. При этом важными ценностями для старшеклассников являются
любовь и счастливая семейная жизнь.
Фрагмент текста работы:
Семья — важнейший институт социализации
личности. Ведь именно семья является одним из важнейших социальных факторов,
влияющих на формирование личности. В семье человек впервые испытывает
социальное взаимодействие. В течение определенного периода времени семья —
единственное место для ребенка, где он или она может получить такой опыт. То,
что человек достигает в семье, он переносит на протяжении всей дальнейшей
жизни. [1]
Семья
очень важна для человека, потому что это важная часть его жизни. В семье
закладываются основы личности. Семья — источник поддержания человеческой жизни.
Это социальная группа из-за того, как личность человека развивается вначале.
Семья способствует увеличению творческих и производительных сил общества.
Семья вводит своих новых членов в сообщество,
знакомит их с языком, обычаями и традициями, основными правилами передвижения,
которые являются обязательными в данном сообществе, знакомит с миром духовных
ценностей сообщества, контролирует передвижение его членов. Социальные функции
семьи определяются как детьми, так и супругами, поскольку брак играет важную
роль в жизни общества. Важнейшая задача семьи — создать условия для развития
личности всех ее членов. Семья отвечает самым разным личным потребностям. [8] Важное место в системе гражданского общества
занимает социальная организация семьи, где ее можно рассматривать как
качественное состояние социального организма, которое порождается социальной
деятельностью индивидов в рамках определенной культуры [1, с. 21]
Семья — один из необходимых и основных этапов
жизни человека. То, что ребенок носит в семье в детстве, он несет на протяжении
всей дальнейшей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и
к моменту поступления в школу он уже более чем наполовину утвердился как
личность.
Как известно, процесс
социализации происходит на протяжении всей жизни человека. При этом на разных
возрастных этапах он приобретает свои особенности. Это связано с тем, что
социализация как процесс доминирования ценностей и норм развивается в
зависимости от психологии возраста человека и этапов социальной активности и
его деятельности.
Однако своего рода отправной точкой моральной
социализации, в рамках которой реализуются ценные мировые принципы, является
начавшаяся в раннем детстве ассимиляция человека, норм социального поведения,
человеческих отношений и отношений, запретов и социальных и моральных
потребностей. .
В этой связи можно
справедливо предположить, что важнейшим институтом социализации человека
является семья. Семья — важнейший институт индивидуальной социализации,
воспитания здорового образа жизни. Именно в семье они получают первый опыт
взаимоотношений с обществом. Какое-то время семья была подходящим местом для
такого опыта.
Семья может рассматриваться как модель и форма
индивидуального базового жизненного образования. Социализация — это процесс
формирования социального «я». Он включает в себя все формы идентификации
личности с культурой, образованием и обучением, с помощью которых человек
приобретает социальный характер [2, р. 116]
Семья как социальная
организация имеет свою особенность, заключающуюся в том, что, с одной стороны,
ее можно рассматривать как неотъемлемый элемент общества, а с другой — как
небольшую группу. Соответственно, семья как социализирующий институт выполняет
свою функцию взаимоотношений с индивидом, с одной стороны, несет в себе
макросоциальные влияния, в частности, культурные влияния, а с другой стороны,
создает микросоциальную реляционную среду со своими собственными
характеристиками. и определяется.
По мнению Н. В. Губина, социализация обычно
понимается как «процесс доминирования индивида над социальными ценностями и
стандартами, опытом и социальными знаниями, поскольку он становится
полноправным членом общества». Это путь от биологического существа к
социальному [4, с.86].
Семья — это небольшая
социальная группа, определенная исторической организацией, члены которой
связаны супружескими или родственными отношениями, общественной жизнью и
взаимной моральной ответственностью, а также социальной потребностью,
обусловленной потребностью общества в физическом и духовном производстве. я
гель е. Общество, его социальная жизнь — это множество семейных отношений.
Андреева Т.В. считает, что «семья и дети —
зеркало друг друга. В результате именно в семье закрепляются качества, которых
нет больше нигде »[5, с.56]. Семья выступает как первое сообщество людей, в
котором происходит социализация детей. На этом процесс социализации ребенка в
семье не заканчивается. В будущем на него будут влиять другие социальные
институты. Однако именно семья закладывает основу для социального развития ребенка.
В первую очередь
регулируется так называемый социальный статус развития ребенка в семье.
Современная семья переживает непростой этап — переход от традиционной модели к
новой. Помимо традиционных функций, связанных с рождением и ростом ребенка, с
решением повседневных проблем, семья должна стать надежным психологическим
«убежищем», стремительно меняющимся для человека в сложных современных условиях
жизни.
Современная семья более важна не только из-за
другой экономической функции, но также — что еще более важно для нас — из-за
радикального изменения ее эмоциональных и психологических функций по сравнению
с семьей прошлого.