Курсовая с практикой на тему Педагогические подходы к обучению одаренных школьников на уроках изобразительного искусства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5
1.1. Понятие одаренности и одаренных детей в образовательном процессе 5
1.2. Проблемы обучения одаренных детей 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 15
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 17
2.1. Определение исходного уровня одаренности детей младшего школьного возраста и модель работы с одаренными детьми 17
2.2. Разработка программы по изобразительному искусству в начальных классах 26
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Введение:
Актуальность работы. Проблема обучения и воспитания личности актуальна во все времена в контексте развития отдельного человека и общественного прогресса в целом. Множество ученых трудов философской, медицинской, психолого-педагогической, методологической, а также экономической, политической, технической направленности посвящено поиску путей ее решения. На каждом историческом этапе интерес к проблеме обучения и воспитания личности специфичен и определяется социально-экономическими, культурно-образовательными, научно-техническими условиями и достижениями общества в данный период.
В России на современном этапе развития общества и сферы образования существует необходимость в новых научно-практических разработках проблемы обучения и воспитания личности. Это обусловлено глобальными, социально-экономическими, геополитическими, информационно-техническими процессами в мире, влияющими на сознание, деятельность и жизнь современного человека.
Существенные изменения происходят и с самой личностью, затрагивая ее потребностно-мотивационную, деятельностную, ценностно-нравственную, эмоционально-волевую, интеллектуальную, творческую сферы.
В тоже время ряд авторов сегодня ставит вопрос о смене в образовании аксиологических парадигм.
Одна из актуальных проблем новой аксиологической парадигмы – широкая и разносторонняя проблема обучения и воспитания одаренных детей. Для общества каждый ребенок – это ценность и условие исторической преемственности социального развития, ресурс будущих достижений и прогресса. Одаренный ребенок – это носитель еще более огромного интеллектуального, мотивационного, деятельностного, духовно-творческого потенциала. Одаренный ребенок – ценность, как для отдельной семьи, так и для целого поколения, народов, государств.
Объект исследования – процесс обучения одаренных детей.
Предмет исследования – одаренность в научно-педагогической литературе.
Цель исследования – изучить основные педагогические подходы к обучению одаренных школьников на уроках изобразительного искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятий одаренности и одаренных детей в образовательном процессе;
2. изучить проблемы обучения одаренных детей;
3. изучить особенности определения исходного уровня одаренности детей младшего школьного возраста;
4. описать модель работы с одаренными детьми;
5. разработать программу по изобразительному искусству в начальных классах.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, научные исследования и практические наблюдения показывают, что потенциал одаренных детей может реализоваться в процессе жизни, а может не реализоваться. Выделяют ряд факторов и условий, определяющих позитивные или негативные механизмы проявления детской одаренности, а также гармоничный или дисгармоничный тип развития одаренной личности. Так, специфическими являются проблемы обучения и воспитания одаренных детей, в том числе, связанные с субъектами и условиями обучения и воспитания.
Одаренные дети – часто непоседы, «возмутители спокойствия», а причина всего этого такая, что «им скучно», они потеряли интерес к тому, во что их сейчас вовлекают. Поэтому следующие качества необходимы для педагога одаренных детей: нахождение индивидуальных подходов к одаренным детям, умение предложить им такие виды целенаправленной деятельности, которые отвечали бы их запросам и потребностям.
Педагог должен научиться находить контакт и с родителями одаренных детей, которые зачастую сами – люди талантливые, неординарные; научить родителей наблюдать за своими детьми, следить за их развитием и способствовать развитию; оценивать эффективность своего родительского участия в обучении и воспитании ребенка.
В контексте развития в России инклюзивного образовательного пространства, на наш взгляд, от педагога требуется умение распознавать детей с неординарными способностями среди тех учащихся, которые имеют различные сенсорные и двигательные нарушения, составлять для них специальные программы.
Ряд проблем существует и при выборе для обучения одаренных детей стратегии «обогащение». Учебные программы, подготовленные в контексте стратегии обогащения, ориентируют на развитие познавательных процессов личности. Они должны включать: решение проблемных задач и заданий повышенной трудности; развитие умений выявить проблему, проанализировать и критически оценить варианты ее решения, обобщить найденное; разные виды игровой активности (шахматные, математические, логические, компьютерные игры, моделирование жизненных ситуаций); использование опорных схем и сигналов, укрупненных дидактических единиц, исследовательских проектов и др.
Итак, проблемы в обучении и воспитании одаренных детей, объективно и субъективно возникающие, могут и должны преодолеваться или предупреждаться в процессе профилактической помощи одаренным детям, реализуемой на основе теоретических и практических исследований специфики развития психических и психологических качеств одаренного ребенка.
Современное образовательное пространство имеет широкий спектр юридических, административных и психолого-педагогических ресурсов поддержки и развития одаренности в детском возрасте.
Необходимо усилить внимание к подготовке специалистов психолого-педагогического профиля для сопровождения, поддержки, дифференцированной помощи одаренным детям, их семьям и самим педагогам одаренных детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
1.1. Понятие одаренности и одаренных детей в образовательном процессе
Творчество – это всегда созидание, то есть построение нового и оригинального, нестандартное видение в обычном новых возможностей его функционирования, или внедрение его как части в новую систему, возможность продуцировать большое количество идей. Творческие возможности детей реализуются в различных видах их деятельности, а именно: в игре, учении, общении, труде. Так, играя, ребенок создает в своем воображении определенные «продукты», реализует желаемый замысел, продуцирует множество идей. Поэтому, детское творчество, хотя и не дает объективно значимых продуктов, но по своей психологической сути, ходом и субъективным переживанием не отличается от творчества взрослых. Большинство авторов, которые исследуют творчество (Дж. Гилфорд, Е. Торренс), определяют четыре признака творческой одаренности : оригинальность идей и продуктов; гибкость словесного и образного мышления; способность находить идеи в сложных и ограниченных ситуациях.
Оригинальность как способность к новому, необычному и нестандартному решению проблем ярко проявляется уже на уровне старшего дошкольного возраста.
Способность находить идеи в новых и сложных ситуациях, предлагать новые способы использования предметов особенно присуща детям. Практически, это – нестандартное видение предмета, использование его функций в новой ситуации. Много открытий было сделано именно благодаря этой особенности творчества. Вспомним хотя бы яблоко Ньютона, падение которого стало толчком к открытию закона тяготения. Для ребенка таким «яблоком» может быть что угодно. Но чаще всего дети пользуются одним правилом: новое использование предмета должно быть связано с формой и общим видом этого предмета.