Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Педагогические конфликты в школьной среде и пути их преодоления

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогических конфликтов в школьной среде 5
1.1 Сущность понятия педагогические конфликты, их виды и этапы развития 5
1.2 Пути преодоления педагогического конфликта в школьной среде 18
Глава 2. Организация экспериментальной работы по разрешению педагогических конфликтов в школьной среде 22
2.1 Диагностика и анализ результатов по разрешению педагогического конфликта в школьной среде 22
2.2 Экспериментальная работа по разрешению педагогического конфликта в школьной среде 29
Заключение 42
Список используемых источников 47
Приложения 50

 

  

Введение:

 

Необходимым условием эффективности учебно-воспитательного процесса являются хорошие отношения между педагогом и учениками. Нарушение их и, как следствие — конфликты — одна из самых болезненных проблем системы образования.
В последнее время, конфликты между учениками и учителями значительно участились, нередко имеют заостренный характер. Среди причин этого и несовершенство самой системы образования, и быстрый темп развития общества и его демократизация и перегрузки педагогов. В связи с этим состояние психического здоровья педагогов нестабилен, а это влияет на их отношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Деформируется установка учителей учить, а учащихся учиться, возникает явление переоценки ценностей.
Перегрузка педагогов мешает удовлетворять потребности в саморазвитии, полноценному отдыху, а падение уровня жизни вызывает повышенную тревожность и агрессию. Достаточно часто, учитель, переживая свое унизительное состояние «компенсирует» его в отношениях с учениками.
Коммуникативная функция социально-педагогической деятельности включает в себя знания ведущих положений конфликтологии, особенностей педагогических конфликтов, способов предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.
Общие особенности межличностных конфликтов нашли свое научное обоснование в трудах В. В. Кудрявцева, Б. Д. Парыгина, Н. Н. Обозова и многих других. Природа внутриличностных конфликтов раскрыта в работах А. А. Донченко, Т. Н. Титаренко и др.
Современными учеными исследуются особенности течения, причины возникновения, способы предупреждения и разрешения конфликтов и тому подобное.
Цель курсовой работы – раскрыть особенности педагогических конфликтов в школьной среде и пути их преодоления.
Задачи курсовой работы:
— раскрыть сущность понятия педагогические конфликты, их виды и этапы развития;
— рассмотреть пути преодоления педагогического конфликта в школьной среде;
— провести диагностику и анализ результатов по разрешению педагогического конфликта в школьной среде ;
— провести экспериментальную работу по разрешению педагогического конфликта в школьной среде .
Объект исследования – педагогическая деятельность.
Предмет исследования – конфликты в педагогической деятельности и пути их решения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение
Педагогический процесс является мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки педагогов.
Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.
При возникновении конфликтов в педагогическом процессе учитель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики.
Основными причинами педагогических конфликтов являются стремление учителя утвердить свою педагогическую позицию, а вследствие этого, его некорректное поведение, а так же нарушения учениками дисциплины.
Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов предупреждения, возможно только при наличии у будущих учителей знаний и умений, в такой области как конфликтология, и соответствующих личностных качеств.
При общении с детьми учителю необходимо четко знать, что следует разборчиво подходить к содержанию и эмоциональному сопровождению диалога с учениками.
Каждая конфликтная ситуация несет воспитательное воздействие на ее участников: ученики включаются в ситуацию с одними установками, а выходит из нее с иной оценкой совершенного поступка, такие изменения касаются и взрослых участников ситуации.
Важными понятиями, без которых педагогическая конфликтология как наука не может функционировать, являются: педагогический конфликт, конфликтная ситуация, инцидент.
Педагогический конфликт – это объективное пpотивоpечие, которое вызвано несоответствием уровня личностного или индивидуального развития и реальных ситуаций учебного процесса. При этом являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление которого переводит учителя и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального развития.
Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно- психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности. Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора.
Относительно функций конфликта необходимо отметить, что его рассматривают с позиций скорее блага, нежели зла. От фактического отрицания позитивной роли конфликта наука пришла к пониманию того, что столкновение интересов в большинстве случаев приводит социальную систему в движение, препятствует ее «умиранию». Конфликт неизбежен, но и необходим для развития любого общества.
Конструктивное разрешение конфликта может быть только в том случае, если учитель в своем анализе учитывает все причины, мотивы, которые привели к конфликтной ситуации, цели, пути вероятных исходов конкретного межличностного противостояния, участником которого он оказался. Способность учителя быть при этом объективным является показателем не только его профессионализма, но и ценностного отношения к ученикам [20, 124].
Если конфликтная ситуация произошла, то необходимо оставаться в рамках конструктивной фазы конфликта, учитывая, особенности педагогических конфликтов связанные со спецификой учебной деятельности при процессе обучения технологии.
Конфликт – обоюдное негативное психическое состояние двух либо более людей, характеризующееся враждебностью, негативизмом в взаимоотношениях, спровоцированное несовместимостью их мнений, заинтересованностей либо нужд. Конфликты бывают открытыми и скрытыми, легкоразрешимыми и трудноразрешимыми, конструктивными и деструктивными. Имеют позитивные и негативные функции.
Межличностный конфликт – это трудноразрешимая обстановка, которая может появиться в силу сформировавшейся дисгармонии межличностных взаимоотношений людей в обществе либо группе, а кроме того в следствии нарушения баланса между имеющимися в них структурами.
Так же возможно отметить стили поведения в межличностном конфликте: противостояние, избежание, сопротивление, адаптацию, компромисс, сотрудничество, ассертивное поведение.
Одной из видов межличностных конфликтов считается преподавательский конфликт, который предполагает собою непростое явление, включающее разнообразные уровни взаимодействия обучающихся, родителей, преподавателей. Межличностные конфликты в образовательной организации предполагают собою социально– преподавательскую проблему, которая тянет за собой негативные последствия, оказывающие большое влияние на личность ученика и отражающиеся не только лишь на его учебной деятельности, однако и на отношениях с ровесниками и психологический климат в целом в группе.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы педагогических конфликтов в школьной среде
1.1 Сущность понятия педагогические конфликты, их виды и этапы развития
Учебный процесс является неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. В любом учебном заведении участники образовательного процесса находятся в постоянном взаимодействии с большим количеством людей со своим характером, мировоззрением, системой ценностей, понятием о нормах морали. Этим объясняется значительная часть конфликтов в педагогическом процессе .
Конфликт (соnfliktus в пер. с латинского — столкновение) – взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их один за счет другого. Итак, чтобы конфликт произошел, нужны действия со стороны, хотя бы одного из оппонентов, направленных на то, из-за чего возник спор .
Формула конфликта следующая S 1 → O ← S 2, где S 1, S 2 — субъекты конфликта, а В — объект конфликта.
Пример. Маша, которая всегда внимательна и хорошо учится, весь урок смотрела в окно, не следила за тем, что происходит в классе и ни разу не ответила на вопрос учительницы. Учительница рассердилась и написала замечание в дневник. Маша, встала, хлопнула дверью и вышла из класса [4, 373].
Формула такого инцидента следующая: S → Х ← S — мне плохо, поэтому я против чего-либо. Объект конфликта отсутствует. Итак, это — ошибочный (пустой) конфликт. Каждый имеет право на плохое самочувствие или личные страдания .
В целом, конфликт — это скорее не отклонение от нормы, а определенная норма сосуществования людей в социуме, установление и изменение приоритетов в системе интересов, потребностей, общественных отношений вообще.
Конструктивный конфликт имеет свою динамику развития, которая включает следующие стадии:
1. Предконфликтные отношения (накопление проблем, их нерешенность, появление напряжения в отношениях).
2. Обострение конфликта (стойкий негативный психологический фон).
3. Конфликтная ситуация (открытый конфликт между субъектами)
4. Решение конфликта.
5. Постконфликтная стадия (новое содержание отношений между участниками конфликта) .
Конфликтные ситуации присущи и процессу обучения и общения учителя с учениками. Уменьшить риск возникновения конфликтных ситуаций поможет использование следующих действий:
а) подбор содержания в диалоге (при разговоре с детьми учителю надо четко знать, что стоит сказать);
б) эмоциональное сопровождение разговора (как сказать). Ребенок сначала воспринимает интонацию, а уже потом смысл слов;
в) время и место (когда сказать, чтобы достичь цели обращенной к ребенку речи);
г) уверенность в результате (при ком сказать и зачем сказать) .
Старайтесь называть ученика по имени, даже если вы сердитесь на него. Разговор «по горячим следам» обречен на неудачу, потому как раздражительность — плохой союзник. Конфликтный разговор с учеником на глазах у группы (класса) вызывает у него лишь желание продемонстрировать смелость и независимость [6, 78].
Неудачным для искреннего разговора является присутствие других учителей, которые начинают высказывать собственные комментарии и претензии к ребенку.
Оптимальным вариантом для таких разговоров являются прогулки, туристические походы, экскурсии, где забывается обыденность, ослабляется ежедневная обеспокоенность и нервозность .
Диалог учителя с учениками, который ведется на командно-административном уровне, содержит набор стереотипных упреков, угроз, недовольств тем, как ведет себя ученик. У педагога не всегда есть время или желание заниматься самообразованием и повышать и совершенствовать свое педагогическое мастерство, умение общаться компромиссно. Конечно, это проблема и, источниками этой проблемы являются и государственная политика, и экономика, и условия труда, отсутствие гибкости у учителя и даже прогрессирующая вседозволенность подростков. Использование командно-административного стиля общения с учениками может быть в некоторых случаях оправданным, но постоянное его использование в воспитательном процессе приводит либо к хорошей дисциплине на уроке и холодном отношению к учителю, или к постоянным конфликтным ситуациям и сопротивления со стороны детей, то есть желание сделать наоборот, не подчиняться. Так, учителю часто приходится выбирать, кем он хочет быть: строгим критиком, неподкупным судьей, беспристрастным экспертом или наставником, воспитателем, человеком, который понимает или который только наблюдает [10, 115].
Для того чтобы выявить причины педагогического конфликта, стоит отметить существование различных моделей конфликтных ситуаций: «учитель — общество», «администрация — учитель», «администрация — ученик», «администрация — родитель», «учитель — родитель» и «учитель — ученик» . Рассмотрим часть из них.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы