Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Педагогические идеи в наследии философов Древней Греции и Древнего Рима

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. Особенности педагогических идей
античного периода в теории и практике воспитания. 6

1.1Педагогические взгляды ведущих
философов Древней Греции на воспитание и образование детей. 6

1.2.Идеальное образование в работах
философов Древнего Рима. 9

1.3.Фундаментальные аспекты
образования античных цивилизаций как основа развития педагогики. 14

Глава II.
Практическое применение психолого-педагогических идей античной философии в
развитии современного образования. 17

2.1. Опыт изучения практического применения
психолого-педагогических идей древнегреческих и древнеримских мыслителей. 17

2.2. Актуальность психолого-педагогических идей Древней
Греции и Древнего Рима для современного образования. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 26

  

Введение:

 

История образования имеет огромное значение для людей во все времена.
Всегда важно помнить историю и обращаться к ней в поиске ответов. История – это
наука, отражающая динамику развития исторических процессов и явлений и
показывающая их прогресс, застой и регресс. В том числе она позволяет нам
отследить зарождение педагогики как науки, рассмотреть и проанализировать её на
каждом этапе развития, и вынести что-то важное и актуальное для себя, для людей
и для образования сегодня. История и педагогика, будучи тесно переплетёнными
друг с другом, сливаются в единое целое, а именно – в историю педагогики.

Что же такое история педагогики? Педагоги, историки и журналисты дают
аналогичное определение данному понятию: история педагогики – это отрасль
педагогических знаний, исследующая вопросы развития воспитания как
общественного явления и историю педагогических учений; наука о развитии
педагогики с самого начала времён; наука о закономерностях функционирования и
развития воспитания, образования, обучения в прошлом, в которой есть оценки
образовательных парадигм, систем образования.

Таким образом, история педагогики позволяет проследить динамику
развития различных явлений и выявить закономерности в области образования и
воспитания. Воспитание подрастающего поколения всегда было, есть и будет не
только необходимостью, но и обязательным условием для развития человечества в
целом. Воспитание, как процесс, на протяжении всего времени претерпевало
различные изменения, которые происходили, безусловно, под влиянием исторической
эпохи и культуры народа, рассматриваемого при анализе. Примером для этого могут
быть цивилизации Древнего мира, которые разительно отличаются от современных,
однако они крепкой нитью связаны с культурой нынешнего воспитания и образования.
Ведь туда, вглубь тысячелетий, уходит сама суть воспитания – его появление и
развитие берет своё начало именно с первых цивилизаций.

Древняя Греция и Древний Рим являются одними из первых древних цивилизаций.
Они оставили огромное наследие нашему обществу в виде культурных достижений.
Изучая философскую мысль Античной Греции и Античного Рима, мы можем наблюдать
осознание важности человеческого воспитания уже в то время. На процесс воспитания
существенное влияние оказывали сама суть и культура цивилизаций Древней Греции
и Древнего Рима. Воспитание человека, как культурный опыт, передавалось из
поколения в поколение, вследствие чего приобрело организованную форму,
содержащую в себе элементы обучения, образования и системности. Впоследствии
это воспитание организовывалось и контролировалось государством, поскольку цель
его была в благосостоянии и развитии цивилизации.

Актуальность идей и идеалов древнегреческого и
древнеримского воспитания заключается в том, что некоторые
психолого-педагогические идеи, возникшие в ту эпоху, стали основой наследия
воспитания того времени. Это наследие в свою очередь стало базой для
формирования универсальной модели европейского воспитания, в которой сквозь
века эти идеи развивались и стали основой современной педагогики. Также анализ основных образовательных идей
греческой и римской античности обладает существенным исследовательским
потенциалом, поскольку, в конечном счете, позволяет сделать вывод о
фундаментальных идеалах культуры тех цивилизаций. Представление о ключевых
аспектах философии образования античной Греции и античного Рима даст
возможность более четко и адекватно проследить их дальнейшую экспозицию в
других культурах, различать традицию, понимать логику развития фундаментальных
образовательных идей и узнавать в современных цитатах голос первоисточников.
Большинство исследователей подчеркивают эту историко-культурную
преемственность. И стоит упомянуть, что теоретически значимой
данную тему делает тот факт, что последние годы ознаменованы растущим интересом
к данной проблематике именно в нашей стране, среди российских ученых. Об этом
свидетельствует целый ряд публикаций и исследований.

Целью исследования
является анализ педагогических идей в наследии философов
Древней Греции и Древнего Рима, сопоставление их с идеями нашего времени и
выявление актуальных для современного образования психолого-педагогических идей.

Объект исследования
– это работы философов Древней Греции и Древнего Рима, а предмет –
педагогические идеи, их развитие и актуальность в наше время.

В соответствии с целью,
были определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу,
посвященную образованию в Древней Греции и Древнем Риме (т.е. раскрыть
социокультурное отношение к детям, изучить действующие системы воспитания и
психолого-педагогические взгляды на воспитание детей ведущих философов Древней
Греции и Древнего Рима)

2. Определить сущность и значение конкретных
психолого-педагогических идей античной Греции и Рима для дальнейшего развития
педагогики как науки.

3. Установить значение и практическое
применение психолого-педагогических идей античного мира в настоящее время.

4. Выявить актуальность
психолого-педагогических идей Древней Греции и Древнего Рима для современного
образования.

Решение поставленных
задач будет происходит по средствам следующих методов исследования:

• Изучение исторической, философской, культурологической и
психолого-педагогической литературы;

• Теоретический анализ;

• Сравнительный анализ;

• Сравнение, сопоставление, обобщение источников, идей и фактов
в соответствии с целью и задачами исследования Научно-исследовательская
работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой части работы нами были рассмотрены особенности
педагогических идей античного периода в теории и практике воспитания.

 Обобщая позицию каждого философа, можно
утверждать, что по Сократу образование — это процесс самообразования,
самосовершенствования. Платон был сторонником применения наказаний, но таких,
которые не оскорбляют достоинства ребенка. Аристотель считал, что любого
человека можно улучшить, и чем раньше, тем лучше, и даже ядро ​​для этого
подходит. Школа, как и общество в целом, стоит на перекрестке исторических
дорог, претерпевая изменения, связанные с особенностями конкретного
исторического периода, основанные на его ошибках и достижениях в прошлом.
Возможность повернуть взгляд на педагогику как науку на себя в контексте разных
исторических эпох позволяет преодолевать проблемы, связанные с эффективностью
обучения новых поколений.

Во второй части работы нами было рассмотрено
практическое применение психолого-педагогических идей античной философии в
развитии современного образования

Очевидно, что античные
философы внесли неоценимый вклад в развитие образования во всем мире, в том
числе и в нашей стране. Проблемы образования и обучения человека можно решить,
опираясь на мудрость древних. Важно учитывать идеи Платона, который говорит о
прямой зависимости системы образования и создании своего типа социальной
структуры в современном мире, а также о реализации в обучении идеи наличия все
положительное в человеке, единство воспитательных влияний со всех уровней
образовательной системы. Идеи Сократа также внесли важный вклад в современную
педагогику. Метод Сократа означает интерактивное обучение, построенное как
майевтическое, которое предполагает в процессе познания открытия через систему
вопросов и ответов, аргументов и опровержений, поиск противоречий в суждениях,
изучение понятий и их определение. Этот метод послужил основой для развития
эвристического и проблемного обучения. Использование метода Сократа в учебном
процессе возможно для студентов любого возраста и всегда дает гарантированно
хорошие результаты.

Таким образом можно
утверждать, что все поставленные в работе задачи были выполнены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Особенности
педагогических идей античного периода в теории и практике воспитания.

1.1. Педагогические взгляды ведущих философов Древней Греции на
воспитание и образование детей

Одним из величайших
ученых Древней Греции был Сократ (469–370 до н. Э.). В своих трудах он отмечал,
что «высший идеал морали — это добродетель» [1, c.147]. Его основная воспитательная
идея — нравственное самосовершенствование, основанное на глубоком и объективном
самопознании. Недаром девиз «познай себя» стал его образовательной целью, а
фраза «Я знаю, что ничего не знаю» стала отправной точкой философии. Он
усовершенствовал метод обучения разговору. Он не предлагает готовых знаний и
решений, а пробуждает мыслительную активность своих учеников с помощью четко и
логически заданных и сформулированных вопросов, приводит их к самостоятельному
поиску ответов и, таким образом, к новым знаниям. Сократ, который первым в
истории европейской философской мысли занялся проблемами индивидуальной свободы
и нравственного совершенствования личности, признал за каждым человеком право
на критическое отношение к власти и независимый поиск истины, в т. И о сфере
моральных категорий.

В беседах со своими
учениками использовал метод «наводящих» вопросов, с помощью которых помогал им
самим для себя как бы заново открывать или опровергать сложившиеся понятия и
устоявшиеся мнения. Этот метод в истории педагогики получил название
«сократический». Вместе с тем, история педагогики обходит стороной те вопросы,
которые не оказали подобного влияния. Эти вопросы – о решениях личности,
диктуемых ее совестью, о личностных ценностях, об обусловленной человеческим
происхождением нравственности, о природе творчества – составили философскую
основу гуманистической педагогики. Человек не должен проходить путем испытаний,
закаляющих его волю и характер, что составляло суть традиционного воспитания.
Ему необходимо пройти путем познания самого себя. Самое ценное в человеке – это
умение видеть истину и соответствовать ей своим поведением. [4, c.115]

Мораль, то есть истину,
можно познать и усвоить, только обнаружив противоречия в своих действиях,
мыслях, представлениях. Выявление противоречий устраняет воображаемое знание, а
тревога, в которую погружается ум, ведет к поиску истинной истины. Способ вести
душу таким образом — это способность учителя создать условия, необходимые для
ее пробуждения. Средствами Сократа для создания таких условий были майевтика и
ирония. Майевтика — дословно в переводе с греческого означает «акушерство»,
т.е. возможность оказания помощи при родах. Сократ называл майевтику искусством
извлекать правильные знания, скрытые в человеке, с помощью умелых проблемных
вопросов. — спрашивали они Сократа в своих беседах. Ирония — это тонкая,
скрытая насмешка; восприятие контраста видимого и скрытого смысла высказывания,
создающего эффект издевательства. Первоначально способ речи, при которой
говорящий делает вид, что не знает, несмотря на свои знания, или говорит
противоположное тому, о чем он действительно думает (но это должно быть понятно
интеллектуальному слушателю). [8, c.206]

Для Сократа ирония
заключалась в том, что мудрец казался глупым перед лицом невежественных людей,
которые кажутся ему осведомленными и мудрыми, чтобы он мог узнать из их выводов
об их невежестве и направить их усилия к истине. Сократ действительно пробудил
и направил естественный ход человеческой мысли. Однако, в отличие от своих
современных последователей, а также тех, кто пришел им на смену в течение двух
тысячелетий развития формирующей педагогики, Сократ никогда не принуждал к
правильным ответам. В противном случае он предал бы свою идею: добровольное,
свободное и независимое понимание истины [1, с. 147-148]. Согласно Сократу,
образование — это процесс самообразования, самосовершенствования. Одним из
величайших просветителей и мыслителей Древней Греции был Платон (427–347 гг. До
н.э.). Отдавая должное величию его мышления, мы не можем согласиться с его
мнением, выраженным в труде «Протагор», в котором описывается практика
афинского образования: «И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же
не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся
дерево» [4, с.115].

Единственное объяснение
столь жестокого отношения к воспитанию детей — необходимость вырастить
настоящего воина-защитника государства. В трактатах «Государство» и «Законы»
Платон изложил свою педагогическую теорию, сделал первые шаги к распространению
и определению ряда педагогических понятий, дал подробные суждения о сущности
воспитания и обучения. В диалоге «Прочтите» Платон затрагивает вопрос
наказания. Он говорит, что правила необходимо тщательно применять к детям до 3
лет. Надо избегать изнеженности, но наказывать, не задевая своей гордости.
Советует не обижать наказанных, не раздражать, а также не баловаться при
отсутствии наказания. По его словам, чрезмерно грубое рабство детей сделало их
униженными, неблагородными, ненавидящими людей до такой степени, что они со
временем стали непригодными для совместной жизни. Это относилось и к
освобожденным детям [5, с. 215].

Платон ценил образование
как важнейшую основу всей жизни человека, с которой нужно начинать с раннего
возраста. Он рассматривал образование как мощную, но не всемогущую форму
развития личности. Воспитательный эффект ограничивается сложной и
противоречивой природой человека, в которой переплетаются свет и тень, хорошее
и плохое. Педагог должен учитывать такие противоречия и готовиться к
преодолению отрицательных природных потенций. Платон считает, что при обучении следует
обращать внимание на «профессиональную свободу», т.е. учитывать личные
предпочтения (сегодня говорят о дифференциации образования по роду занятий и
социальным потребностям) [11, с. 383].

В трудах Платона вопросы
воспитания детей младшего возраста сначала рассматривались в хорошо известной
системе, которая имела важное значение для дальнейшего развития теории
дошкольного образования. [4, с. 115]. Таким образом, из вышесказанного ясно,
что Платон был сторонником использования наказаний, но тех, которые не
оскорбляли достоинство ребенка. Другой древнегреческий философ Аристотель
(384–322 гг. До н.э.) придерживался аналогичной точки зрения. Он представил
свою идею нравственного воспитания. В известном трактате «Политика» он пишет,
что нужно брать у детей все, что не соответствует достоинству вольнорожденного.
Однако если обнаруживалось, что кто-то сказал или сделал то, что было
запрещено, его пороли или лишали гражданских прав. Он утверждал, что «все
искусство, а также искусство созидания направлено на восполнение того, чего не
хватает в природе» [13, с. 560].

Аристотель придавал
большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках.
Природный характер, развитие навыков и интеллект — три источника нравственного
воспитания. Аристотель считал, что «семья не отрывается от воспитания, она в
основном занимается нравственным воспитанием» [2, с. 312]. Аристотель считал,
что поправить можно любого человека и чем раньше, тем лучше, и даже стержень
подходил для этого.

Обобщая позицию каждого
философа, можно утверждать, что, по Сократу, образование — это процесс
самообразования, самосовершенствования. Платон был сторонником применения
наказаний, но таких, которые не оскорбляют достоинства ребенка. Аристотель
считал, что поправить можно любого человека, и чем раньше, тем лучше, и даже
стержень подходит для этого.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы