Методика преподавания ИЗО в школе Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Педагогические идеи художника-педагога П.П. Чистякова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ П.П. ЧИСТЯКОВА 5
1.1. Система преподавания П.П. Чистякова 5
1.2. Роль мышления и воображения в учебно-творческой деятельности 11
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ П.П. ЧИСТЯКОВА НА СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 15
2.1. Практика применения педагогических взглядов П.П. Чистякова в работе современных педагогов 15
2.2. Разработка урока изобразительного искусства по системе П.П. Чистякова в студии дополнительного образования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ИСТОЧНИКИ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ – Годовой план занятий по живописи 32

 

  

Введение:

 

Актуальность. В современной академической системе преподавания рисунку и живописи активно развиты педагогические и методические идеи П.П. Чистякова – русского художника и педагога, мастера исторической, жанровой и портретной живописи.
Основное значение фигуры П.П. Чистякова в истории русской живописи определяется непосредственно его преподавательской деятельностью, построенной на самобытной педагогической системе, отвечавшей требованиям реалистического искусства и решительным образом отличавшейся от пропагандируемого в то время академического метода. Для П.П. Чистякова самыми главными были талант и знания: «Чувствовать, знать и уметь – полное искусство», говорил профессор и вел своих учеников в Эрмитаж, объясняя на работах старых мастеров и древних греков секреты мастерства.
Интересно рассмотреть, как используются педагогические идеи П.П. Чистякова в современной практике преподавания рисунка и живописи.
Объект данной работы: педагогическая система П.П. Чистякова.
Предмет исследования: современная практика преподавания живописи по методам П.П. Чистякова.
Цель исследования: разработать урок в соответствии с педагогическими идеями П.П. Чистякова.
Исходя из поставленной цели необходимо определить задачи исследования:
— изучить систему преподавания П.П. Чистякова;
— определить роль мышления и воображения в учебно-творческой деятельности;
— представить практику применения педагогических взглядов П.П. Чистякова в работе современных педагогов;
— разработать урок изобразительного искусства по системе П.П. Чистякова в студии дополнительного образования.
Теоретическая основа исследования. Данная работа, в первую очередь, строится на записках и письмах П.П. Чистякова, а также на трудах М.Н. Молевой, И.В. Гинзбурга, которые описывали педагогический подход П.П. Чистякова к преподаванию рисунка и живописи.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез);
— практические (методическая разработка).
Структура работы. Данное исследование включает в себя введение, основную часть, в которой имеется две главы, заключение, источники и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе представленного исследования были решены следующие задачи:
— изучена система преподавания П.П. Чистякова;
— определена роль мышления и воображения в учебно-творческой деятельности;
— представлена практика применения педагогических взглядов П.П. Чистякова в работе современных педагогов;
— разработан урок изобразительного искусства по системе П.П. Чистякова в студии дополнительного образования.
При решении первой задачи было выяснено, что педагогическая система П.П. Чистякова складывалась из взаимодействия следующих компонентов: цели и задачи преподавания являлись базовой точкой всей педагогической системы, в то время как применение различных видов и форм занятий способствовали грамотной организации деятельности учащихся в направлении освоения техникой рисования.
В процессе решения второй задачи было определенно, что при передаче изображения с реального мира на плоскость передаются свои личные впечатления, чувства и мысли. Чувства и переживания в достаточной степени накапливаются, когда ученик анализирует окружающую среду, что позволят ей в конечном счете являться основой накопления и развития жизненного опыта, отчего следует, что эмоционально-чувственное восприятие в процессе рисования и живописи являются наиболее благоприятными факторами при различии мастерства и художественного видения.
При решении решения третьей задачи было выяснено, что в современной педагогической практике методическая система преподавания рисования П.П. Чистякова активно развивается и приобретает новое видение, тем не менее, принципиальные моменты остаются неизменными: важно смотреть через предметы, лепить форму цветом, анализировать натуру и переносить ее на плоскость посредством критической постановки вопросов и решением задач творческого характера.
В процессе решения четвертой задачи был разработан конспект занятия по живописи для студии, который основывается на системе преподавания П.П. Чистякова. В частности, использован принцип наглядности, принцип анализа, принцип постановки проблемы и решения задач, принцип рефлексии и саморефлексии, принцип сравнения и рассмотрения предмета через предмет и так далее. Это подтверждает, что в современной педагогической практике методические разработки П.П. Чистякова являются не просто популярными, а неотъемлемыми.
Таким образом, задачи работы решены.
Цель работы достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ П.П. ЧИСТЯКОВА

1.1. Система преподавания П.П. Чистякова

Анализ методических разработок выдающегося художника и педагога П.П. Чистякова, его беседы с учениками и письма дают возможность обратить внимание на последовательную педагогическую систему, которая вплетается в канву его преподавания. Суть этой системы заключается, прежде всего, в том, что П.П. Чистяков не просто учил рисовать, а непосредственно организовывал образовательный процесс, ориентируя обучающихся достигать мастерства.
Будучи студентом Академии художеств, П.П. Чистяков уже давал уроки в Рисовальной школе, где в поле его интересов попала педагогика. Уроки, которые он давал своим ученикам, помогали апробировать и совершенствовать как свое мастерство, так и опыт взаимодействия с обучающимися. Этому способствовала сама программа Рисовальной школы, которая допускала свободу и личный вклад преподавателя. Именно это позволило П.П. Чистякову опытным путем систематизировать свои знания о педагогике, в конечном счете вложив их в последовательную систему действий.
П.П. Чистяков в первую очередь полагал, что необходимо изучать натуру, причем, сознательно овладевая процессом работы, понимая каждый ее этап, идентифицировать цель. Следовательно, одной из важнейших составляющих педагогической системы П.П. Чистякова является непосредственно целеполагание. Впоследствии цель трансформируется в фактическое поведение преподавателя и обосновывается определенным результатам художественной деятельности. Цели и задачи преподавания в педагогической системе П.П. Чистякова плавно переходят в логику содержания учебного материала.
Содержание учебного материала является вторым компонентом педагогической системы П.А. Чистякова.
Так, художник и педагог полагал, что обучающимся необходимо, в первую очередь, изучить перспективу, пластическую анатомию, законы образования внутренней конструкции объекта, механику движений и прочее. Соответственно, первостепенная задача обучения рисованию в целом, по мнению П.П. Чистякова – это овладеть техникой рисунка. Очень важным при этом художник считал сверять картинную плоскость с натурным изображением. Картинная плоскость при этом основывалась на принципе «обостренного чувства вертикального и горизонтального. Относительно к ним все можно поверить. Чувствовать эти два направления в воздушном пространстве обязан всякий, имеющий талант к рисованию».
Рисование по П.П. Чистякову – это плоскостная передача действительного объема. Соответственно, обучающиеся должны видеть форму, для этого П.П. Чистяков вел их к осознанному восприятию, тогда как среди педагогов-современников была принята линейная система рисования с растушевкой.
Центральным элементом педагогической системы П.П. Чистякова являлось проведение занятия как центрального этапа творческого труда педагога, поскольку именно в нем отражалась вся ее суть. П.П. Чистяков, проводя занятия, старался сделать так, чтобы обучающиеся развивали и непосредственно закрепляли свои умения и навыки в рисовании.
С этой целью педагогом использовались различные задания, ориентированные на поэтапный процесс формирования умения воспринимать и анализировать натурные объекты, соотносить анализ со своим внутренним опытом.
Рассмотрим одно из оригинальных заданий П.П. Чистякова: он показал своим ученикам кирпич, сказав следующее: «Ребра кирпича – это линии; отодвиньте кирпич, взгляните на него быстро, вы увидите кирпич и не увидите линий – ребер; увидите лишь плоскости, образующие форму в целом».
В своей работе П.П. Чистяков акцентировал внимание на том, что в процессе рисования необходимо смотреть на форму и чертить линии: «…чертить линию, а видеть массу, заключающуюся между двумя, тремя и т. д. линиями». «Всякий, кто не видит формы, и линию верно не нарисует», – утверждал он.
Чистяков писал, что «… всякое неподвижное тело, будучи срисовываемо относительно горизонтального и вертикального положения в пространстве и через две точки плоскостями, заставляет рисующего смотреть в оба глаза, как говорится, энергично, и, рисуя быстро, живо, повторять все формами, а не смотреть в часть линии, которую в данный момент рисуют, то есть не соединять глаза в одну точку».
П.П. Чистяков часто говорил о том, что надо «правильно видеть», откуда непосредственно и пошли его известные высказывания: «смотри мимо»; «когда рисуешь глаз, смотри на ухо» и так далее. Кроме того, П.П. Чистяков писал и следующее: «В провинциальных школах на первом плане ставлю чувства – вид предмета, особые его оттенки, цвет и пр. В Высшей школе при Академии – рисунок, разум: расстановку, пропорции, связь, применение и изучение анатомии на живом натурщике».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы